Дорогие друзья!
3 января исполняется 110 лет со дня рождения Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской премии, адмирала, почетного гражданина Северодвинска Котова Павла Григорьевича (1911–2007). Павел Григорьевич был потомственным корабелом. Его дед Василий Андреевич строил эскадренный броненосец «Гангут», а отец работал на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота, в бригаде сборщиков легендарного бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аврора». Сам адмирал П.Г. Котов прожил долгую, насыщенную жизнь, посвятив ее строительству кораблей всех рангов для Военно-Морского Флота СССР. С августа 1965 года в качестве заместителя Главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальника кораблестроения и вооружения ВМФ он стал одним из организаторов создания советского океанского, атомного ракетно-ядерного ВМФ. Во многом благодаря его усилиям наша страна сделала мощный рывок, обогнав по одному из видов кораблей Военно-Морские Силы США.
Подробное жизнеописание адмирала П.Г. Котова вошло в уникальную многотомную серию книг Международного Объединенного Биографического Центра «Солдаты 20 века».
10 января спортивная общественность и любители баскетбола отметят 100-летие со дня рождения заслуженного мастера спорта СССР, серебряного призера Олимпийских игр, трехкратного чемпиона Европы, двукратного чемпиона СССР, обладателя Кубка Майрано для национальных сборных европейских стран, двукратного победителя Всемирных студенческих игр и победителя Международных дружеских спортивных игр молодёжи Анатолия Константиновича Конева (1921–1965). Анатолий Конев был одним из лучших центровых отечественного и европейского баскетбола конца 1940-х – середины 1950-х годов, отличавшийся редкой выносливостью, подвижностью и универсальностью, которая позволяла ему успешно закрывать любую позицию в любой команде. Международный Объединенный Биографический Центр подготовил иллюстрированное жизнеописание выдающегося спортсмена для уникального сборника «Легенды отечественного баскетбола».
12 января 85-летний юбилей отмечает выдающийся композитор, народный артист СССР, почетный доктор Латвийской академии наук, кавалер королевского ордена Полярной Звезды I степени (Дания) Ояр-Раймонд Вольдемарович Паулс.
Раймонда Паулса можно по праву назвать не просто звездой советской эстрады, но и родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился на его родине в серьезное искусство.
Латышская фамилия Паулс не требует комментариев, ее знают на всем постсоветском пространстве, где выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом всей Латвии. А его шлягеры «Миллион алых pоз», «Маэстpо», «Веpнисаж», «Стаpинные часы», «Зеленый свет» и десятки других в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.
Кроме огромного количества песен перу композитора принадлежат балеты: «Кубинские мелодии», «Витражи», «Ритмы, ритмы, ритмы»; инструментальные композиции: Рапсодия для фортепиано и эстрадного оркестра, «Пасмурная погода», «Старый клавесин», «Беспокойный пульс», «Памяти Нино Рота», «Балтийский ветер», «Капля дождя» и другие; мюзиклы: Сестра Керри», «Шерлок Холмс», «Таинственное похищение», «Дьявольщина», «Дикие лебеди», «Легенда о Зеленых Девах», «Дамский рай», «Лео. Последняя богема», «Марлен», «Всё о Золушке».
Раймонд Паулс также является автором музыки ко многим фильмам и театральным постановкам.
Коллектив Международного Объединенного Биографического Центра от всей души поздравляет Маэстро и желает ему крепкого здоровья и долгих творческих лет.
15 января поздравления с 75-летием принимает народный артист России, лауреат премии Правительства Москвы Валерий Александрович Баринов.
Среди его многочисленных киноработ роли в фильмах: «Прикосновение», «Красные колокола», «Вишневый омут», «Пять минут страха», «В Крыму не всегда лето», «Везучая», «Абориген», «В полосе прибоя», «Наутилус», «Волкодав», «Клан», «Рай под сенью сабель», «Сумасшедшая любовь», «Дом на камне», «Принципиальный и жалостливый взгляд», «Петербургские тайны», «Строговы», «Две строчки мелким шрифтом», «Хозяйка детского дома», «Кто сильнее его», «Покушение», «В одной знакомой улице»), «Князь Удача Андреевич», «Уроки в конце весны», «Игра на миллионы», «Тишина», «Территория», «Роман императора», «Билет туда и обратно», «Сибирский Спас», «Простые истины», «Империя под ударом. Авель и Каин», «Марш Турецкого. Синдикат киллеров», «Люди и тени», «Каменская-2», «Лучший город Земли», «Арендатор», «Жизнь и годы Батыгиных», «Баязет», «Москва смеется» и других.
На театральной сцене Бариновым созданы такие образы в спектаклях: «Молва», «Статья», «Белая палатка», «Идиот», «Светит, да не греет», «Бесы», «Дубровский», «Царь Иудейский», «Пир победителей», «Бешеные деньги», «Корсиканка» и других.
Желаем Валерию Александровичу отличного здоровья, новых киноролей, блестящих появлений на сцене и неиссякаемой зрительской любви.
15 января исполнилось бы 90 лет выдающемуся ученому, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, Государственной премии РФ, премии Правительства Российской Федерации, Государственной премии Азербайджанской ССР, премии Российской академии наук имени С.А. Лебедева, доктору физико-математических наук, профессору Камилю Ахметовичу Валиеву (1931-2010).
С именем К.А. Валиева связаны создание микроэлектронной промышленности в СССР, разработка физических основ микроэлектронной технологии, развитие идеи квантовых компьютеров. Он выдвинул идею построения систем сверхплотной постоянной памяти (с атомным разрешением) на основе систем зондовой микроскопии. Являлся крупным специалистом в области квантовой информатики, включающей в себя помимо квантовых компьютеров и вычислений квантовую связь и метрологию.
К.А. Валиев заведовал кафедрой квантовой информатики МГУ, вел семинары на организованной им кафедре физико-технологических проблем микроэлектроники на факультете физической и квантовой электроники МФТИ. Автор более 600 научных трудов.
Научная и организаторская деятельность К.А. Валиева получила широкое признание и отмечена его избранием в самые авторитетные органы научного сообщества, многими наградами и премиями.
17 января исполняется 110 лет со дня рождения прославленного футболиста «Динамо», легендарного советского тренера Гавриила Дмитриевича Качалина (1911-1995). Вряд ли найдется в мире еще хотя бы один футбольный наставник, оставивший за своими плечами на 30-летнем тренерском пути три чемпионата мира, победные Олимпийские игры и Кубок Европы. 78 официальных матчей провела в общей сложности сборная СССР под руководством Качалина. Абсолютный рекорд советского футбола, который не будет побит уже никогда.
Гавриил Качалин - заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР. В период 1936-1942 годах выступал на позиции полузащитника в московском «Динамо». Вместе с бело-голубыми Гавриил Качалин выигрывал чемпионат СССР 1937 и 1940 годов, а завоевывал Кубок СССР-1937.
Главный тренер сборной СССР (1955-1958, 1960-1962, 1968-1970). Под руководством Гавриила Качалина сборная СССР выиграла Олимпийские игры 1956 года и Кубок Европы 1960 года. Гавриил Дмитриевич возглавлял сборную на чемпионатах мира 1958, 1962 и 1970 годов.
Иллюстрированная биография Гавриила Качалина опубликована в эксклюзивном сборнике Международного Объединенного Биографического Центра «Легенды отечественного футбола».
20 января исполнилось бы 95 лет Герою Социалистического труда, Чрезвычайному и Полномочному Послу, почетному гражданину города Воронежа Виталию Ивановичу Воротникову (1926-2012).
Виталий Иванович Воротников принадлежит к той когорте высших государственных, партийных деятелей Советского Союза ХХ века, которые прошли нелегкую жизненную школу, работали в различных сферах и оставили позитивный, ощутимый след в народном хозяйстве страны, в развитии конкретных регионов и, что может быть, самое главное – в судьбах и душах людей. В.И. Воротникову пришлось пройти испытание властью, практически абсолютной, принимать решения, от которых зависел ход истории огромного государства и его граждан.
Пять лет В.И. Воротников возглавлял Правительство РСФСР, избирался кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, членом Политбюро, а это значит, что он принадлежал к той группе высших советских руководителей, которые формировали и проводили в жизнь внутреннюю и внешнюю политику страны. На первых этапах перестройки Виталий Иванович, как и многие другие партийно-государственные деятели той поры, считал начавшиеся преобразования жизненно необходимыми. Но у него возникли острые разногласия с первыми руководителями страны относительно стратегии и тактики экономических и политических преобразований.
В ноябре 1988 года на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о политической реформе государственной системы. В.И. Воротников высказал несогласие с ее принципами, в период обострения межнациональных отношений в СССР говорил о необходимости укреплении единства многонационального Союза ССР. В октябре 1989 года в ЦК КПСС проходило большое совещание по вопросу о политической структуре в РСФСР, на котором В.И. Воротников высказался против образования самостоятельной компартии в РСФСР. По этим и многим другим принципиальным вопросам Виталий Иванович занимал позиции, отличные от линии М.С. Горбачева.
В октябре 1988 года В.И. Воротникова назначили на должность Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. После ухода в отставку с этого поста в мае 1990 года, Виталий Иванович до декабря 1991 года продолжал работу в качестве члена Верховного Совета. В апреле 1991 года он официально сложил с себя полномочия народного депутата РСФСР.
Международный Объединенный Биографический Центр работал над биографией Виталия Ивановича, которая вошла в один из выпусков сборника «Кто есть кто в современном мире».
21 января исполнилось бы 115 лет выдающемуся деятелю отечественной сцены, народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственных премий, кавалеру ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени Игорю Александровичу Моисееву (1906-2007).
Основанный Игорем Моисеевым Ансамбль народного танца СССР, которым он бессменно руководил более 60 лет, был известен во всем мире.
Деятельность Игоря Александровича Моисеева достойно оценена современниками. Он обладатель уникального количества титулов, его творчество отмечено высшими государственными наградами СССР и России. Герой Социалистического Труда Игорь Моисеев награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и "Знак Почета", российским орденом "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степени.
Многие государства мира также отметили великое искусство И.А. Моисеева: Болгария, Румыния, Польша, Югославия, Венгрия, Монголия, Чехословакия, Испания. Он дважды удостоен американской премии "Оскар" в области танца, американской премии Журнала "Dance magazine" в области танца; ему присвоены звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца, доктора наук Международной академии наук Сан-Марино.
Игорь Александрович многие десятилетия являлся членом Коллегии Большого театра и членом Президиума Российской академии искусств. Вслед за М. Ростроповичем и В. Клайберном ему была вручена премия Международного Фонда за развитие культурных связей между Россией и США.
Игорь Александрович – автор множества научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю...".
Биография И.А. Моисеева опубликована в сборниках Международного Объединенного Биографического Центра "Кто есть кто в современном мире" и "Кто есть кто в современной культуре" в разделе "Человек века".
23 января научное сообщество отметит 75-летие со дня рождения лауреата Государственных премий СССР и РФ, премий Правительства РФ, директора Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН Владимира Евгеньевича Фортова (1946-2020).
Жизнь и научная деятельность этого выдающегося ученого были связаны с физикой высоких температур. На протяжении своей яркой научной карьеры, которую он начинал под началом нобелевского лауреата академика Н.Н. Семенова, Владимир Фортов возглавлял ряд направлений и институтов этой научной отрасли.
До избрания президентом РАН В.Е. Фортов занимал ответственные государственные посты: председателя Российского фонда фундаментальных исследований, заместителя председателя Правительства РФ – Председателя Государственного комитета по науке, научно-технической политике и технологиям РФ, министра науки и технологий РФ, вице-президента РАН, являлся членом Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ. Является академиком-секретарем Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, членом Президиума РАН, председателем ряда межведомственных координационных советов, Советов РАН по научным проблемам, диссертационного совета по специальностям «физика плазмы» и «теплофизика и теоретическая теплотехника», главным редактором журнала «Теплофизика высоких температур» и членом редколлегий ряда международных и отечественных научных изданий.
Академик Фортов вел большую педагогическую работу, заведуя кафедрой физики высокотемпературных процессов МФТИ и являясь профессором кафедры физики высоких плотностей энергии того же института. Под его научным руководством защищены десятки докторских и кандидатских диссертаций. Он – Почетный работник высшего образования РФ.
К 70-летию выдающегося ученого Международный Объединенный Биографический Центр выпустил книгу «Владимир Фортов. Траектория».
25 января 75-летний юбилей встречает «Мистер Шлягер» – Вячеслав Григорьевич Добрынин.
В России практически не осталось уголка, где бы с выступлениями не побывал композитор и исполнитель. Так что «Ни минуты покоя» – это не только одна из самых популярных и исполняемых уже на протяжении почти 30 лет песня Вячеслава Добрынина, но и по сей день – его творческий и жизненный девиз, девиз человека и музыканта, продолжающего активно работать над новыми произведениями, выступать с концертами, проводить вечера-встречи во всех регионах и городах Российской Федерации, принимать активное участие в общественной и культурной жизни страны.
За почти полувековую творческую деятельность Вячеслав Добрынин написал около 1000 песен, среди которых суперхиты: «Льется музыка», «Синий туман», «Прощай!», «Все, что в жизни есть у меня», «Спасатель», «Казино», «Не сыпь мне соль на рану», выпустил 17 долгоиграющих альбомов, 12 миньонов, 19 компакт-дисков. В финальных концертах «Песни года» прозвучало более 40 песен композитора.
Его произведения в разные годы исполняли практически все звезды отечественной эстрады. Он сотрудничает с Иосифом Кобзоном, Ириной Аллегровой, Михалом Шуфутинским, Михаилом Боярским, Львом Лещенко, Машей Распутиной, Александром Малининым, Аленой Апиной, Алексеем Глызиным и другими.
Вячеслав Григорьевич – народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола, премии Московского комсомола, трехкратный обладатель Национальной российской музыкальной премии «Овация», лауреат премии имени Исаака Дунаевского и премии «Золотой граммофон». Он неоднократно становился лауреатом многих популярных всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей («Юрмала», «Ялта», «Братиславская лира», «Золотой Орфей», «Зелена Гура»).
На Площади Звезд у ГЦКЗ «Россия» заложена именная плита Вячеслава Добрынина.
26 января исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Николаевича Озерова (1921-2001).
Юрий Николаевич не понаслышке знал, что такое война. В 1939 году он был призван в армию, обучался на связиста, а уже в октябре 1941 года командовал взводом. Затем окончил ускоренный курс Военной академии имени Фрунзе и получил назначение офицером связи в Генеральный штаб. В этом качестве ему довелось служить в штабах армий, принимать участие в разработке ряда крупных операций. Его боевой путь пролег от Москвы через Карпаты в Польшу и Восточную Пруссию. Во время штурма Кенигсберга Юрий Николаевич загадал: если останется жив, то обязательно расскажет средствами кино обо всем, что видел, о своем понимании пережитого, о великой эпохе, в которую ему довелось жить. И майор Озеров остался жив...
Однако к своей главной теме, загаданной еще во время войны, Озеров пришел не сразу. Уже первые постановки режиссера обращают на себя внимание специалистов и прессы. Фильм «Арена смелых» (1953) получает главный приз на Международном кинофестивале в Венеции. С интересом был встречен фильм «Сын» (диплом Венецианского кинофестиваля, 1955). Фильм «Кочубей» получил премию Всесоюзного кинофестиваля 1958 года, а фильм «Фортуна» (о борьбе албанцев с итальянскими и немецкими фашистами, снятый в содружестве с албанскими кинематографистами) вывел Юрия Озерова на международный уровень киносотрудничества. Ярким получился фильм «В праздничный вечер», а картина «Большая дорога», снятая в содружестве с чехословацкими кинематографистами, была выдвинута на соискание Ленинской премии и с успехом демонстрировалась за рубежом.
Теме Великой Отечественной войны Ю.Н. Озеров посвятил без малого 30 лет творческой жизни. Из 30 поставленных им фильмов 18 посвящено военной теме.
Главной его работой, в которой он проявил себя как выдающийся мастер батальных сцен, стала цветная широкоэкранная широкоформатная киноэпопея «Освобождение» в шести фильмах, созданная в соавторстве с главным оператором И. Слабневичем, художником А. Мягковым и в творческом содружестве с Ю. Бондаревым и О. Кугановым. Приступая к работе над картиной, Озеров писал: «О войне снято много фильмов, но то были фильмы, где показывались отдельные эпизоды войны, типичные, но придуманные, не конкретные... Мне хотелось рассказать о войне в целом, показать, какой она была, сделать фильм в жанре исторической хроники».
В эпопею вошли фильмы «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм». Позже в продолжении военной темы были созданы не менее масштабные «Битва за Москву», «Сталинград», «Солдаты свободы», «Ангелы смерти», «Великий полководец Г.К. Жуков», а также телесериал «Трагедия века».
Заметное место в творчестве Ю.Н. Озерова занимает спорт. Он участвовал в создании фильма «Глазами восьми» (о Мюнхенской Олимпиаде 1972 года), состоящего из восьми самостоятельных новелл, в котором снял первую новеллу «Старт». За участие в этом фильме режиссер получил малую олимпийскую золотую медаль.
Будучи руководителем творческого объединения «Олимпиада-80», Ю. Озеров снял картину «Баллада о спорте» (1979) и официальный фильм о Московской Олимпиаде «О спорт, ты – мир!» (1981), который получил одобрение и высокую оценку Международного Олимпийского комитета. За эту работу Юрию Озерову была присуждена Государственная премия СССР.
Подробное жизнеописание народного артиста СССР Юрия Николаевича Озерова вошло в уникальные издания Международного Объединенного Биографического Центра «Кто есть кто в современном мире», «Кто есть кто в современной культуре» и «Солдаты 20 века».
29 января 70-летие отмечает заслуженный мастер спорта СССР, двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира, чемпионка СССР, трехкратная обладательница Кубка Лилиан Ронкетти Надырова (Захарова) Татьяна Павловна. Она занимает достойное место в советском, европейском и мировом баскетболе, как выдающийся форвард и одна из немногих двукратных олимпийских чемпионок. Кроме того, Т.П. Надырова была ведущим игроком клуба «Спартак» Московской области, который в 1978 году завоевал звание чемпиона СССР, прервав многолетнюю монополию рижского «ТТТ».
Противостояние двух команд стало классикой женского баскетбола. Ажиотаж вокруг матчей был невероятный, достать билет на игру «ТТТ» – «Спартак» как в Риге, так и в Ногинске было невозможно. Рижский «ТТТ» имел в своем составе уникального центрового игрока Иулиану (Ульяну) Семенову, рост которой по некоторым данным достигал 228 см, и переиграть ее не мог никто. Но в дополнительной игре за золотые медали спартаковки нейтрализовали Ульяну и взяли верх – 68:60. Подробно об этой победе рассказано в статье о Давиде Берлине. После финальной сирены девушки подбежали к тренеру, подхватили его на руки и начали качать. «Только бы не уронили», – мелькнуло у того в голове. В областной совет «Спартака» пришло 30 тысяч поздравительных телеграмм со всей страны.
Позже Татьяна Надырова скажет: «Если честно, то мне в «Спартаке» играть было куда интересней, –. В сборной мы были ограничены тактической схемой, там вся игра строилась через Улю Семенову. Мне и победа в чемпионате СССР запомнилась ярче, чем две золотые Олимпиады. Потому что она была такой долгожданной, такой выстраданной. И красивой»...
Завершив карьеру, Татьяна Павловна продолжала заниматься общественной деятельностью в сфере спорта. В 2006 году она введена в состав совета олимпийских чемпионов при Федеральном агентстве по физической культуре и спорту, где определяет судьбу отечественного спорта вместе с другими спортивными королями и королевами – Ириной Константиновной Родниной, Натальей Филимоновной Бестемьяновой, Ларисой Семеновной Латыниной, Никитой Погосовичем Симоняном и другими.
Иллюстрированная биография Татьяны Павловны включена в уникальное издание Международного Объединенного Биографического Центра "Легенды отечественного баскетбола".
**********