Поиск
МАЛЫШЕВ Вячеслав Александрович (1902-1957)
Родился 3 декабря 1902 года в Усть-Сысольске (Республика Коми). Окончил Великолукский железнодорожный техникум (1924). Трудовой путь начинал на железной дороге: работал в депо помощником машиниста, машинистом. Инженерное образование получил в Московском высшем техническом училище (МВТУ имени Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование дипломанта и при этом уже зрелого инженера В. А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А. Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, Вячеслав услышал лестное: "Да это же прирожденный директор!"
В мае 1938 года по просьбе народного комиссара машиностроения А. Д. Брускина В. А. Малышева назначают директором завода имени Куйбышева. К тому времени на Коломенском заводе имени В. В. Куйбышева он успел поработать в качестве конструктора и главного инженера. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.
В это время события в мире и в стране развивались буквально в бешеном темпе... В начале 1939 года произошла глобальная реорганизация машиностроения. Наркомат был разделен на три новых: общего машиностроения, среднего машиностроения и тяжелого машиностроения. Малышева это коснулось впрямую. Его срочно вызвали в Москву, к Сталину. Вот как эти события описывает В. Чалмаев в книге "Малышев" из серии "Жизнь замечательных людей".
"Вызов в Москву для директора Коломенского завода им. Куйбышева был полной неожиданностью. Выехал немедленно на заводской машине, и, как на грех, в пути пришлось два раза менять баллоны. И как часто в таких случаях бывает, опоздал на прием к Сталину на целых полтора часа.
Сталин встретил его вопросом:
- Вы что, из Коломны через Тверь ехали?
Малышев объяснил причину опоздания:
- Да, техника подводит, когда ею не владеют...
- Мы вызвали вас, чтобы назначить народным комиссаром тяжелого машиностроения.
- Я на этот пост не готов, я и директором работаю всего год. Я могу быть свободен? - не найдя других слов, заговорил Малышев, волнуясь и еще не очень уверовав в свершившееся...
Разрядил ситуацию К. Е. Ворошилов, поймав нового наркома за руку, он дружески задержал его:
- Как это так свободен? А где же бутылка на наковальню? У нас, старых паровозников, в Луганске так раньше было, не знаю, как у вас в Коломне. Вот тогда и будешь свободен".
Так состоялось его назначение на пост наркома одной из самых тяжелых в прямом и в переносном смысле отраслей советской индустрии. В подчинение бывшему директору завода были переданы 86 заводов, пять НИИ, четыре учебных института, двенадцать техникумов. Аппарат наркомата тяжелого машиностроения состоял из 850 человек, 700 из которых были выдвинуты на новые должности.
В конце 1939 года ряд наркомов, среди них К. Е. Ворошилов, В. А. Малышев, заявили в ЦК о создании танков, равных которым нет мире. Речь шла о тяжелых танках, разрабатываемых в КБ на Кировском заводе под руководством главного конструктора Жозефа Котина.
Макет танка в трехбашенном варианте представили Сталину, Котин лично давал пояснения по конструкции танка. Сталин неожиданно подошел к макету и, сняв одну башню, глуховато сказал: "Нечего делать из танка "Мюр и Мерилюз".
Работа над проектом была прекращена и танк КВ решено было делать однобашенным. Он вскоре прошел фронтовые испытания в советско-финляндской войне. За действиями танков КВ при преодолении линии Маннергейма в первой линии наступающих войск наблюдали маршал С. К. Тимошенко, генерал-полковник К. А. Мерецков, секретарь Ленинградского обкома А. А. Жданов и главный танкист страны Д. Г. Павлов. Танки показали себя прекрасно.
В период с 3 августа 1939 года по 22 июня 1941 года, благодаря напряженному труду танкостроителей, конструкторов и рабочих, на вооружение в Красную Армию было поставлено 638 танков КВ и 1115 танков Т-34.
Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод "Красное Сормово" в г. Горьком (директор завода Е. Э. Рубинчик, главный инженер Г. И. Кузьмин).
В 1943 году В. А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности. В этом году в СССР было произведено 24 100 танков и САУ. Это означало решительную победу советской танковой промышленности над немецкой, которая в 1943 году дала меньше боевых машин, причем по своим качествам они уступали отечественным.
Высокая концентрация производства благоприятствовала применению в танковой промышленности самой передовой технологии. Здесь, как и в других отраслях военного производства, осуществлялся интенсивный переход на поточный метод. Например, на Кировском заводе в Челябинске, на потоке действовало 70% всего оборудования по выпуску танка Т-34. Аналогичное положение было на танковом заводе в Нижнем Тагиле, куда эвакуировался Харьковский танковый завод, выпускавший танки Т-34.
Советские танкостроители впервые в мировой практике разработали и применили высокопроизводительный метод отливки крупных стальных деталей в металлических формах вместо песочных. Это вдвое снизило затраты труда. Намного ускорила весь процесс производства штамповка деталей, которой заменяли литье и ковку. Впервые в мировой практике была освоена, например, штамповка танковых башен.
В сентябре 1943 года на вооружении РККА поступил новый тяжелый танк - "ИС", созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж. Я. Котина. По бронезащите он в 1,5 раза превосходил немецкие тяжелые танки "тигр" и в 2 раза - танки "пантера". Что касается вооружения, то 122-мм пушка многократно превосходила по огневой мощи 88-мм пушки "тигров" и "пантер".
В течение войны предприятия Наркомата танковой промышленности под руководством В. А. Малышева совершили подлинную революцию в танкостроении. Они наладили выпуск новых типов танков, заново создали новый род войск - самоходную артиллерию, освоили новые технологии, значительно сократили трудоемкость и себестоимость продукции.
Непрерывное наращивание выпуска бронетанковой техники, особенно интенсивный выпуск самоходно-артиллерийских установок (САУ) с пушками крупных калибров (85, 100, 122, 152 мм) при общем качественном совершенствовании танкового парка в целом, дали возможность ГКО, Ставке Верховного Главного Командования не только перейти к формированию крупных танковых объединений, но и к решительному изменению способа ведения боя и операции, превратить бронетанковые войска в средство решения глубоких оперативно-стратегических задач. Всего наркоматом В. А. Малышева во время войны создано 86 тыс. танков и 23 тыс. самоходных артиллерийских установок.
К концу войны увеличилось количество техники и вооружения, находящегося в ремонте, а также направленных на укомплектование войск Дальнего Востока. Ежедневно в ходе войны находились в пути (на фронт и с фронта - на восстановление и при перегруппировках) от 8 до 10 процентов всей боевой техники и вооружения армии.
Наряду с производством новых видов оружия и боевой техники на заводах промышленности, а также в войсках организован массовый ремонт вышедшей из строя от полученных повреждений техники. Так, каждый танк "прожил" 6 жизней, каждый автомобиль - три, каждое орудие - четыре.
Танкостроители во главе со своим наркомом не только давали армии лучшие в мире танки, но и вместе с воинами Красной Армии защищали свои родные города и заводы. Находясь в Сталинграде в сентябре-октябре 1942 года, В.А. Малышев лично руководил производством танков на танковом заводе, а когда противник создал угрозу захвата СТЗ, организовал рабочие вооруженные отряды для обороны города и завода. Военный Совет 62-й армии включил эти отряды в состав 39-й гвардейской стрелковой дивизии, 37-й гвардейской стрелковой дивизии, 308-й стрелковой дивизии. Рабочий отряд СТЗ численностью 244 человека передал в дивизии отремонтированные под бомбежкой 91 танк и 60 мотоциклов.
Наркому приходилось оказываться в чисто военных ситуациях. Так, на Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, В. А. Малышев вместе со своим заместителем Гореглядом оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, заводские танки - все, что могло двигаться и стрелять - свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. "Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город".
За большой вклад в достижение Победы 9 тысяч танкостроителей были награждены орденами и медалями, в том числе орденами Ленина - бригадир сварщиков Е. П. Агарков, кузнец Г. В. Арзамасцев, формовщик А. Н. Баженов и другие. Группе отличившихся танкостроителей было присвоено звание героя Социалистического Труда, присуждены Сталинские премии.
После войны В. А. Малышев находился по-прежнему на государственной службе: с 1946 года - министр транспортного машиностроения, председатель Государственного Комитета Совмина СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, министр судостроительной промышленности, министр тяжелого и транспортного машиностроения, министр среднего машиностроения. В 1947-1953 годах и в 1954-1956 годах В. А. Малышев - заместитель председателя Совмина СССР, с декабря 1956 года - первый заместитель председателя Госэкономкомиссии - министр СССР. На этих постах внес большой вклад в создание ракетной и космической техники.
Приведем высказывание о В. А. Малышеве члена ГКО А. И. Микояна, сделанное им в 1977 году. "Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно он понравился во время войны. Было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования. В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли".
С 1939 года В. А. Малышев - член ЦК КПСС, в 1952-1953 годах - член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР I-IV созывов.
Герой Социалистического Труда (1944), лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Суворова I степени, Кутузова I степени.
Урна с прахом В. А. Малышева захоронена в Кремлевской стене.
Нарком тяжелого машиностроения (1939-1940), нарком среднего машиностроения (1940-1941), заместитель председателя СНК СССР (1940-1944), нарком танковой промышленности (1941-1942, 1943-1945), Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы
Родился 3 декабря 1902 года в Усть-Сысольске (Республика Коми). Окончил Великолукский железнодорожный техникум (1924). Трудовой путь начинал на железной дороге: работал в депо помощником машиниста, машинистом. Инженерное образование получил в Московском высшем техническом училище (МВТУ имени Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование дипломанта и при этом уже зрелого инженера В. А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А. Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, Вячеслав услышал лестное: "Да это же прирожденный директор!"
В мае 1938 года по просьбе народного комиссара машиностроения А. Д. Брускина В. А. Малышева назначают директором завода имени Куйбышева. К тому времени на Коломенском заводе имени В. В. Куйбышева он успел поработать в качестве конструктора и главного инженера. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.
В это время события в мире и в стране развивались буквально в бешеном темпе... В начале 1939 года произошла глобальная реорганизация машиностроения. Наркомат был разделен на три новых: общего машиностроения, среднего машиностроения и тяжелого машиностроения. Малышева это коснулось впрямую. Его срочно вызвали в Москву, к Сталину. Вот как эти события описывает В. Чалмаев в книге "Малышев" из серии "Жизнь замечательных людей".
"Вызов в Москву для директора Коломенского завода им. Куйбышева был полной неожиданностью. Выехал немедленно на заводской машине, и, как на грех, в пути пришлось два раза менять баллоны. И как часто в таких случаях бывает, опоздал на прием к Сталину на целых полтора часа.
Сталин встретил его вопросом:
- Вы что, из Коломны через Тверь ехали?
Малышев объяснил причину опоздания:
- Да, техника подводит, когда ею не владеют...
- Мы вызвали вас, чтобы назначить народным комиссаром тяжелого машиностроения.
- Я на этот пост не готов, я и директором работаю всего год. Я могу быть свободен? - не найдя других слов, заговорил Малышев, волнуясь и еще не очень уверовав в свершившееся...
Разрядил ситуацию К. Е. Ворошилов, поймав нового наркома за руку, он дружески задержал его:
- Как это так свободен? А где же бутылка на наковальню? У нас, старых паровозников, в Луганске так раньше было, не знаю, как у вас в Коломне. Вот тогда и будешь свободен".
Так состоялось его назначение на пост наркома одной из самых тяжелых в прямом и в переносном смысле отраслей советской индустрии. В подчинение бывшему директору завода были переданы 86 заводов, пять НИИ, четыре учебных института, двенадцать техникумов. Аппарат наркомата тяжелого машиностроения состоял из 850 человек, 700 из которых были выдвинуты на новые должности.
В конце 1939 года ряд наркомов, среди них К. Е. Ворошилов, В. А. Малышев, заявили в ЦК о создании танков, равных которым нет мире. Речь шла о тяжелых танках, разрабатываемых в КБ на Кировском заводе под руководством главного конструктора Жозефа Котина.
Макет танка в трехбашенном варианте представили Сталину, Котин лично давал пояснения по конструкции танка. Сталин неожиданно подошел к макету и, сняв одну башню, глуховато сказал: "Нечего делать из танка "Мюр и Мерилюз".
Работа над проектом была прекращена и танк КВ решено было делать однобашенным. Он вскоре прошел фронтовые испытания в советско-финляндской войне. За действиями танков КВ при преодолении линии Маннергейма в первой линии наступающих войск наблюдали маршал С. К. Тимошенко, генерал-полковник К. А. Мерецков, секретарь Ленинградского обкома А. А. Жданов и главный танкист страны Д. Г. Павлов. Танки показали себя прекрасно.
В период с 3 августа 1939 года по 22 июня 1941 года, благодаря напряженному труду танкостроителей, конструкторов и рабочих, на вооружение в Красную Армию было поставлено 638 танков КВ и 1115 танков Т-34.
Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод "Красное Сормово" в г. Горьком (директор завода Е. Э. Рубинчик, главный инженер Г. И. Кузьмин).
В 1943 году В. А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности. В этом году в СССР было произведено 24 100 танков и САУ. Это означало решительную победу советской танковой промышленности над немецкой, которая в 1943 году дала меньше боевых машин, причем по своим качествам они уступали отечественным.
Высокая концентрация производства благоприятствовала применению в танковой промышленности самой передовой технологии. Здесь, как и в других отраслях военного производства, осуществлялся интенсивный переход на поточный метод. Например, на Кировском заводе в Челябинске, на потоке действовало 70% всего оборудования по выпуску танка Т-34. Аналогичное положение было на танковом заводе в Нижнем Тагиле, куда эвакуировался Харьковский танковый завод, выпускавший танки Т-34.
Советские танкостроители впервые в мировой практике разработали и применили высокопроизводительный метод отливки крупных стальных деталей в металлических формах вместо песочных. Это вдвое снизило затраты труда. Намного ускорила весь процесс производства штамповка деталей, которой заменяли литье и ковку. Впервые в мировой практике была освоена, например, штамповка танковых башен.
В сентябре 1943 года на вооружении РККА поступил новый тяжелый танк - "ИС", созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж. Я. Котина. По бронезащите он в 1,5 раза превосходил немецкие тяжелые танки "тигр" и в 2 раза - танки "пантера". Что касается вооружения, то 122-мм пушка многократно превосходила по огневой мощи 88-мм пушки "тигров" и "пантер".
В течение войны предприятия Наркомата танковой промышленности под руководством В. А. Малышева совершили подлинную революцию в танкостроении. Они наладили выпуск новых типов танков, заново создали новый род войск - самоходную артиллерию, освоили новые технологии, значительно сократили трудоемкость и себестоимость продукции.
Непрерывное наращивание выпуска бронетанковой техники, особенно интенсивный выпуск самоходно-артиллерийских установок (САУ) с пушками крупных калибров (85, 100, 122, 152 мм) при общем качественном совершенствовании танкового парка в целом, дали возможность ГКО, Ставке Верховного Главного Командования не только перейти к формированию крупных танковых объединений, но и к решительному изменению способа ведения боя и операции, превратить бронетанковые войска в средство решения глубоких оперативно-стратегических задач. Всего наркоматом В. А. Малышева во время войны создано 86 тыс. танков и 23 тыс. самоходных артиллерийских установок.
К концу войны увеличилось количество техники и вооружения, находящегося в ремонте, а также направленных на укомплектование войск Дальнего Востока. Ежедневно в ходе войны находились в пути (на фронт и с фронта - на восстановление и при перегруппировках) от 8 до 10 процентов всей боевой техники и вооружения армии.
Наряду с производством новых видов оружия и боевой техники на заводах промышленности, а также в войсках организован массовый ремонт вышедшей из строя от полученных повреждений техники. Так, каждый танк "прожил" 6 жизней, каждый автомобиль - три, каждое орудие - четыре.
Танкостроители во главе со своим наркомом не только давали армии лучшие в мире танки, но и вместе с воинами Красной Армии защищали свои родные города и заводы. Находясь в Сталинграде в сентябре-октябре 1942 года, В.А. Малышев лично руководил производством танков на танковом заводе, а когда противник создал угрозу захвата СТЗ, организовал рабочие вооруженные отряды для обороны города и завода. Военный Совет 62-й армии включил эти отряды в состав 39-й гвардейской стрелковой дивизии, 37-й гвардейской стрелковой дивизии, 308-й стрелковой дивизии. Рабочий отряд СТЗ численностью 244 человека передал в дивизии отремонтированные под бомбежкой 91 танк и 60 мотоциклов.
Наркому приходилось оказываться в чисто военных ситуациях. Так, на Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, В. А. Малышев вместе со своим заместителем Гореглядом оказались буквально на передовой - на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, заводские танки - все, что могло двигаться и стрелять - свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. "Ничего подобного мы не видели, - вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. - Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город".
За большой вклад в достижение Победы 9 тысяч танкостроителей были награждены орденами и медалями, в том числе орденами Ленина - бригадир сварщиков Е. П. Агарков, кузнец Г. В. Арзамасцев, формовщик А. Н. Баженов и другие. Группе отличившихся танкостроителей было присвоено звание героя Социалистического Труда, присуждены Сталинские премии.
После войны В. А. Малышев находился по-прежнему на государственной службе: с 1946 года - министр транспортного машиностроения, председатель Государственного Комитета Совмина СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, министр судостроительной промышленности, министр тяжелого и транспортного машиностроения, министр среднего машиностроения. В 1947-1953 годах и в 1954-1956 годах В. А. Малышев - заместитель председателя Совмина СССР, с декабря 1956 года - первый заместитель председателя Госэкономкомиссии - министр СССР. На этих постах внес большой вклад в создание ракетной и космической техники.
Приведем высказывание о В. А. Малышеве члена ГКО А. И. Микояна, сделанное им в 1977 году. "Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно он понравился во время войны. Было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования. В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли".
С 1939 года В. А. Малышев - член ЦК КПСС, в 1952-1953 годах - член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР I-IV созывов.
Герой Социалистического Труда (1944), лауреат Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-танковой службы. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Суворова I степени, Кутузова I степени.
Урна с прахом В. А. Малышева захоронена в Кремлевской стене.