«ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР М.П. СИМОНОВ»
"Имя выдающегося русского авиаконструктора современности Михаила Петровича Симонова уже давно увековечено за рубежом: оно вписано золотыми буквами в историю мировой авиации в Галерее славы Нацио нального музея авиации и астронавтики в Вашингтоне(США) наряду с такими именами-легендами, как И.И. Сикорский, С.В. Ильюшин и Вернер фон Браун. В России же его деятельность многие годы оставалась за семью печатями – прежде всего, в силу секретности, а также в связи с общим снижением внимания к авиации и, главное, к её творцам. Эту несправедливость устраняет в известной мере решение благодарных учеников одного из столпов отечественной авиации, и( прежде всего) генерального директора авиационного холдинга ОАО «Компания «Сухой» М.А. Погосяна, издать книгу о великом конструкторе, а также желание бывших и нынешних соратников и коллег М.П. Симонова рассказать о нём широкому читателю.
Отливая в строки память о Михаиле Петровиче, восстанавливая события, которые безжалостно стирает время, мы надеялись донести до читателя чувство глубочайшего уважения к человеку, вся жизнь которого была отдана авиации. Работая над книгой, мы рассчитывали также, что она, насыщенная свидетельствами непосредственных участников и очевидцев процесса развития российского авиастроения на рубеже XX и XXI веков, может стать серьёзным источником информации для историков авиации, позволит найти для себя ответ на вопрос, как добиваться успеха, современным авиационным инженерам и конструкторам, а ветеранам ОКБ Сухого лишний раз отдать себя во власть естественного и светлого чувства ностальгии по счастливым минутам своей молодости.
Надеемся, что книга будет интересна и для молодёжи, далёкой пока от авиации. Быть может, кто-то после заочного знакомства с замечательным авиаконструктором, людьми, долгие годы работавшими с ним рука об руку, искренне и навсегда влюблёнными в авиацию, будет чаще вглядываться в небо, заслышав гул турбин самолёта, отыскивая в бездонной небесной голубизне стремительные контуры симоновских машин. Они – неотъемлемая и главная часть жизненной истории Михаила Петровича Симонова – вполне могут претендовать на звание путеводной звезды в безбрежном океане жизни."
СЕМЁНОВ Сергей Михайлович
Президент Международного объединённого биографического центра, профессор
Ассоциация «Международный объединенный Биографический центр», Президент и главный редактор С.М. Семенов, недавно выпустила книгу, посвященную выдающемуся авиационному конструктору Михаилу Петровичу Симонову.
К сожалению, незадолго до ее выхода Михаила Петровича не стало, он и не сможет взять в руки прекрасно изданную книгу с его портретом на обложке.
Я много лет был в добрых отношениях с Михаилом Петровичем, хорошо знал его работу как главного, а с 1983 года генерального конструктора ОКБ имени П.О. Сухого.
Не раз приходилось встречаться по многим вопросам, когда он был заместителем министра авиационной промышленности. Вместе мы работали в Комитете по вопросам обороны и госбезо¬пасности последнего Верховного Совета СССР.
Так случилось, что после второго рождения ОКБ, руководите¬лем которого вновь стал Павел Осипович Сухой, многие бывшие «суховцы», работавшие у С.В. Ильюшина, вернулись обратно, в их числе был мой ведущий В.М. Засько. Летчиком-испытателем у П.О. Сухого работал сын С.В. Ильюшина Владимир Сергеевич.
Конечно, я был свидетелем большой работы по созданию штурмовика Су-25, истребителя Су-27.
Михаил Петрович умел нестандартно мыслить и в сложные времена «перестройки» иногда давал мне полезные советы, за что я и сегодня ему благодарен.
Все это, естественно, вызвало у меня интерес к книге, которую внимательно прочитал, что дало мне возможность подробно узнать о детских годах Михаила Петровича, понять, как зародилась у него любовь к авиации и стремление, преодолевая трудности, стать авиационным специалистом.
Много интересного узнал об этапах жизненного пути Михаила Петровича, превратившего для себя в реальность популярный в то время лозунг «От модели к планеру - от планера к самолету».
Заслуживает внимания раздел биографии М.П. Симонова, свя¬занный с созданием выдающегося истребителя Су-27. С большим интересом читаешь страницы, посвященные решению Михаила Пе¬тровича коренным образом перепроектировать Су-27, практически находившийся в серийном производстве. Конфликте ЦАГИ по по¬воду новой модификации описан подробно и динамично, отражая характер и целеустремленность тогда еще главного конструктора.
Доступным для читателя языком даны подробные, но понятные объяснения причины изменений в конструкции, сделанных лично Михаилом Петровичем, объем которых фактически привел ксозданию нового самолета, оправдавшего уверенность и надежды конструктора.
«Что осталось от истребителя?», - с ехидцей в голосе спросил министр авиационной промышленности И.С. Силаев, поверивший в свое время в целесообразность серьезных изменений конструкции Су-27. «Стойки шасси и катапультное кресло»,- честно признался М.П.Симонов.
Рассказано о сложных отношениях главного и генерального конструктора Е.А. Иванова при этой работе.
Удачно в тексте приводятся мнения участников тех или иных событий, касающихся решений, принимавшихся Михаилом Петро¬вичем, что представляет несомненный интерес.
Хорошо отражен этап работы М.П. Симонова в должности за¬местителя министра МАП и его возвращение в ОКБ в должности генерального конструктора. Предельно открыто описаны сложные, порой непопулярные кадровые и организационные мероприятия, проведенные для улучшения работы ОКБ. Принципиально новым в отрасли был скользящий график работы. Большой интерес представляют методы, используемые М.П, Симоновым в работе с молодежью.
Я далек от мысли пересказать всю биографию, изложенную в книге, замечу только - это репортаж о жизни генерального конструк¬тора, сложного, самобытного человека, умевшего организовать рабо¬ту своего коллектива и десятка соисполнителей систем и агрегатов на выполнение единой задачи создания самолета, превосходящего по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги.
Содержание книги отличается от традиционной для биографиче¬ской литературы формы. В ней приведены краткие биографии руко¬водителей и главных конструкторов, с кем работал Михаил Петрович, ЛюлькиА.М. -генеральногоконструктора,Соловьева Е.С.-летчика-испытателя, Иванова Е.А. - генерального конструктора, Исаева А.С., Черняхова Н.С., Самойловича О.С. - заместителей главного кон¬структора, Силаева И.С. - министра авиационной промышленности, Кутахова П.С. - Главкома ВВС - главных участников, принимавших участие в решении сложных, а иногда и спорных вопросов.
Представлено слово и самому Симонову М.П. - приведена его научная статья из журнала «Полет», касающаяся «Проблем созда¬ния и применения маневренных самолетов четвертого поколения».
Особое удовлетворение у меня вызвала заключительная глава «Команда М.П.Симонова», в которой приведены краткие биографии и портреты его заместителей, летчиков-испытателей, конструкторов, многих специалистов, которые, как говорил мой учитель Сергей Вла¬димирович Ильюшин, стали коллективом энтузиастов и единомыш¬ленников, без которых невозможно создать и построить самолет.
Книга прекрасно издана, содержит большое количество фото¬графий, главы, стиль изложения которых позволяет читателю реально переживать рабочие ситуации, трудности, разочарование и радость успехов, все события жизни выдающегося генерального конструктора.
Г. В. НОВОЖИЛОВ
Генеральный конструктор (1970-2005), дважды Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской премии, премии Правительства Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, академик РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный конструктор Российской Федерации
журнал «Крылья Родины» №12 2011г.
Главы из книги:
Глава 1. Под глиссадой Быково
Глава 2. Манящие высоты
Глава 3. Родные пенаты
Глава 4. «Унесённые ветром»
Глава 5. Московские дебюты
Глава 6. Летающий «грузовик с бомбами»
Глава 7.Что осталось от истребителя? Глава Советское авиационное чудо
Глава 8. Чиновник за кульманом
Глава 9. Дважды в одну и ту же реку
Глава 10. Переполох на авианесущем крейсере
Глава 11. Все выше и выше, и выше
Глава 12. В жанре «авиаакробатики»
Глава 13. Отец китайской современной боевой авиации
Глава 14. Индийский контракт
Глава 15. Лучший из лучших
Глава 16. Такого ещё не было
Глава 17. «Лётчик над тайгою, лётчик над тайгою»
Глава 18. Другие времена
Глава 19. Штрихи к портрету
Глава 20. Проблемы создания и боевого применения маневренных самолётов четвёртого
поколения
Глава 21. Команда М.П. Симонова
Глава 22. Как создается истребитель? Лирическая версия событий