Поиск
Игорь Викторович Вотинцев
Герой России, заслуженный летчик РФ, рекордсмен мира
Прошло почти 4 года, как нет с нами Михаила Петровича Симонова, блестящего, авиаконструктора, ученого, одного из лучших конструкторов отечественной и мировой авиации последних десятилетий ХХ века. 19 октября 2014 года ему бы исполнилось 85 лет. Я восхищаюсь Михаилом Петровичем и как человеком, и как конструктором, и как руководителем. Решения, которые он принимал были порой неординарными, иногда может, волевыми, но в конце концов находили воплощение в жизни, и всегда с положительными результатами. Эти решения со временем становились образцовыми и даже уникальными. Симонов был настоящим стратегом авиации. Мне посчастливилось испытывать созданные им боевые и гражданские машины и быть очевидцем расцвета его таланта.
Руководя ОКБ, фирмой Сухой, М.П. Симонов в 1980/2000 годы создал более 20 типов самолётов и их модификаций. Не буду их перечислять, они хорошо известны любителям и специалистам авиации. То была эпоха Симонова, его время, всей своей жизнью он шел к ней.
Возглавляя фирму Сухой, он сумел освоиться в лихие 1990-е годы, смог не только не потерять лицо фирмы, но и сделать фирму Сухой мировым брендом. И он при этом оставался досягаемым земным человеком для своих работников, который помнил, что есть работа – создание самолётов, их испытания, что есть хлеб насущный, и отдых, связанный и с семьей, и отдых коллективный. В этой связи я с удовольствием, вспоминаю работу в Саках по морской тематике, уникальные испытания в 1980-х годах: первые прыжки с трамплина, первые посадки на блок. Много месяцев, несколько лет кряду мы проводили в условиях жёстких испытаний на НИУТК (учебно-исследовательский учебный тренировочный корабельный комплекс) на каждом взлёте, практически при каждой посадке, а их было бесчисленное множество. Как правило, Симонов присутствовал на них сам, на этапных однозначно. В минуты отдыха в Саках Симонов был с испытательной бригадой, ведущими инженерами, лётчиками.
Особенно ярки для меня воспоминания испытаний Су-27 и модификаций этого прекрасного самолёта. Спрос на них до сих пор в мире, не угасает, их любят лётчики.
Венцом конструкторской деятельности Михаила Петровича по совершенствованию базовой модели Су-27 считается самолёт СУ-34. Она рождалась, как самолёт нового поколения и предназначалась для замены МиГ -27, Су-17, Су-24 и Су-24М, которые в течение многих лет составляли основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС. Я горжусь, что ставил машину «на крыло». Уверен, ей отпущен долгий путь. Сейчас она становится основной машиной армейской авиации.
При всей великости самолёта СУ-27 и его модификаций особо скажу о теме «Беркут», – это был прорыв в области технологий и аэродинамики, изучение неизведанного. Первые пять лет я летал на нём один. Даже одна машина, которой к сожалению, из-за нехватки денег недоставало продувок в аэродинамических трубах и многого другого, показала свою уникальность, экстраординарность. Испытания начинали с большой осторожностью – берегли ее, на статических испытаниях не доводили до разрушающих нагрузок, хотя это и положено для любой новой машины. У неё оказались очень хорошие несущие характеристики, аэродинамика.
Среди модельного ряда машин разработки ОКБ Сухого в лице генерального конструктора М.П. Симонова особое место заняла СУ-80, став результатом диверсификации производства, а также поиска новых ниш на российском и на международном авиарынках. Её главная особенность – возможность быстро преобразовываться из пассажирского варианта в грузовой и наоборот. Не могу не сказать об одном несомненном факте: все самолёты Михаила Петровича, в том числе и СУ-80 всегда необычны и очень красивы. Я горжусь, что в 2001 году мне довелось совершить на СУ-80 первый полет. К сожалению, было построено 2 экземпляра, проект СУ-80 за 13 лет так и не вышел за рамки опытных работ. В 2007 году построенные экземпляры самолета и незавершенное производство законсервированы.
Михаил Петрович был человеком энциклопедических знаний, блестящим интересный рассказчиком. Чем чаще я с ним встречался, тем больше я понимал, насколько Михаил Петрович увлеченно работает, насколько он может увлечь за собой коллектив, насколько грамотно и ясно он мог объяснить и передать свою позицию руководителям государства, защищая свои идеи.
Прошло почти 4 года, как нет с нами Михаила Петровича Симонова, блестящего, авиаконструктора, ученого, одного из лучших конструкторов отечественной и мировой авиации последних десятилетий ХХ века. 19 октября 2014 года ему бы исполнилось 85 лет. Я восхищаюсь Михаилом Петровичем и как человеком, и как конструктором, и как руководителем. Решения, которые он принимал были порой неординарными, иногда может, волевыми, но в конце концов находили воплощение в жизни, и всегда с положительными результатами. Эти решения со временем становились образцовыми и даже уникальными. Симонов был настоящим стратегом авиации. Мне посчастливилось испытывать созданные им боевые и гражданские машины и быть очевидцем расцвета его таланта.
Руководя ОКБ, фирмой Сухой, М.П. Симонов в 1980/2000 годы создал более 20 типов самолётов и их модификаций. Не буду их перечислять, они хорошо известны любителям и специалистам авиации. То была эпоха Симонова, его время, всей своей жизнью он шел к ней.
Возглавляя фирму Сухой, он сумел освоиться в лихие 1990-е годы, смог не только не потерять лицо фирмы, но и сделать фирму Сухой мировым брендом. И он при этом оставался досягаемым земным человеком для своих работников, который помнил, что есть работа – создание самолётов, их испытания, что есть хлеб насущный, и отдых, связанный и с семьей, и отдых коллективный. В этой связи я с удовольствием, вспоминаю работу в Саках по морской тематике, уникальные испытания в 1980-х годах: первые прыжки с трамплина, первые посадки на блок. Много месяцев, несколько лет кряду мы проводили в условиях жёстких испытаний на НИУТК (учебно-исследовательский учебный тренировочный корабельный комплекс) на каждом взлёте, практически при каждой посадке, а их было бесчисленное множество. Как правило, Симонов присутствовал на них сам, на этапных однозначно. В минуты отдыха в Саках Симонов был с испытательной бригадой, ведущими инженерами, лётчиками.
Особенно ярки для меня воспоминания испытаний Су-27 и модификаций этого прекрасного самолёта. Спрос на них до сих пор в мире, не угасает, их любят лётчики.
Венцом конструкторской деятельности Михаила Петровича по совершенствованию базовой модели Су-27 считается самолёт СУ-34. Она рождалась, как самолёт нового поколения и предназначалась для замены МиГ -27, Су-17, Су-24 и Су-24М, которые в течение многих лет составляли основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС. Я горжусь, что ставил машину «на крыло». Уверен, ей отпущен долгий путь. Сейчас она становится основной машиной армейской авиации.
При всей великости самолёта СУ-27 и его модификаций особо скажу о теме «Беркут», – это был прорыв в области технологий и аэродинамики, изучение неизведанного. Первые пять лет я летал на нём один. Даже одна машина, которой к сожалению, из-за нехватки денег недоставало продувок в аэродинамических трубах и многого другого, показала свою уникальность, экстраординарность. Испытания начинали с большой осторожностью – берегли ее, на статических испытаниях не доводили до разрушающих нагрузок, хотя это и положено для любой новой машины. У неё оказались очень хорошие несущие характеристики, аэродинамика.
Среди модельного ряда машин разработки ОКБ Сухого в лице генерального конструктора М.П. Симонова особое место заняла СУ-80, став результатом диверсификации производства, а также поиска новых ниш на российском и на международном авиарынках. Её главная особенность – возможность быстро преобразовываться из пассажирского варианта в грузовой и наоборот. Не могу не сказать об одном несомненном факте: все самолёты Михаила Петровича, в том числе и СУ-80 всегда необычны и очень красивы. Я горжусь, что в 2001 году мне довелось совершить на СУ-80 первый полет. К сожалению, было построено 2 экземпляра, проект СУ-80 за 13 лет так и не вышел за рамки опытных работ. В 2007 году построенные экземпляры самолета и незавершенное производство законсервированы. Михаил Петрович был человеком энциклопедических знаний, блестящим интересный рассказчиком. Чем чаще я с ним встречался, тем больше я понимал, насколько Михаил Петрович увлеченно работает, насколько он может увлечь за собой коллектив, насколько грамотно и ясно он мог объяснить и передать свою позицию руководителям государства, защищая свои идеи.