АРБАТОВ Георгий Аркадьевич (1923–2010)
Академик Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор, почетный гражданин города Черкассы
Родился 19 мая 1923 года в городе Херсоне Украинской ССР. Отец – Арбатов Аркадий Михайлович (1900–1954). Мать – Арбатова (Дзун) Анна Васильевна (1901–1977). Сын – Арбатов Алексей Георгиевич, академик РАН.
Отец Георгия Аркадьевича родом из бедной семьи. До революции окончил ремесленное училище в Одессе, работал металлистом-модельщиком на одном из заводов. В 1918 году вступил в партию большевиков, принимал участие в Гражданской войне. Потом судьба забросила его в Херсон, а оттуда снова в Одессу, где он трудился директором консервного завода. В 1930 году его направили на работу в торгпредство СССР в Германии, где вместе с ним жила семья.
С 1935 года Аркадий Михайлович Арбатов был сотрудником Наркомата внешней торговли. Однако в годы репрессий был изгнан и устроился на работу заместителем директора Библиотеки имени Ленина по административной части. В 1941 году его все же арестовали и осудили на 8 лет. Однако через несколько месяцев состоялся новый суд, и в декабре 1942 года отца оправдали. В дальнейшем он занимал должность директора строительной конторы Министерства лесного хозяйства РСФСР.
Все происходившее в те годы не могло не сказаться на формировании мировоззрения Георгия Арбатова. В 1930–1935 годах, проживая в Германии, где работал отец, он был свидетелем драматических событий, связанных с приходом к власти нацистов. Фашизм мальчик увидел своими глазами, что называется, предметно, на примере сына хозяйки, у которой снимали квартиру: несчастный, заискивающий безработный, превратился в штурмовика, все более наглого. Арбатов видел звереющий милитаризм и нацистские сборища, митинги и факельные шествия сотен тысяч людей, потерявших человеческий облик. Видел он и антисемитские бойкоты, погромы еврейских лавок и многое другое. Это запомнилось ему на всю жизнь, на долгие годы определило отношение к происходившему в мире.
Из жизни в Германии Георгий Арбатов вынес и трезвое представление о Западе, и уже тогда получил иммунитет от двух крайностей: первая – негативное представление о капитализме, о западном обществе; вторая – идиллическое представление об этом обществе как о царстве благосостояния, свободы и справедливости, к тому же гуманном и миролюбивом. Он отвергал эти крайности, и, когда с 1960 года Арбатов начал часто ездить на Запад, ему ничего не пришлось переосмысливать. Он мог сразу спокойно браться за дело, ради которого приехал.
Однако в те годы возраст брал свое. Георгий жил как все сверстники, совершенно не думая об ухудшавшейся политической обстановке: учился, развлекался, занимался спортом... Немного повзрослев, уже с осени 1940 года пришел к выводу, что войны не избежать и ему надо думать о своем будущем в соответствии с этой реальностью.
С начала 1941 года (шло второе полугодие последнего в школе класса) Георгий Арбатов определился: надо идти в военное училище. Поначалу его привлекало Ленинградское училище связи. Однако брат отца, в 1941 году майор, начальник артиллерии танковой бригады, уговорил племянника идти не в связь, а в артиллерию. Арбатов подал документы в 1-е Московское артиллерийское училище имени Красина и был принят 21 июня 1941 года. На следующий день началась война...
В середине октября 1941 года война вплотную приблизилась к Москве. Обстановка обострилась. Вместе с другими курсантами Георгий Арбатов тушил пожары, стоял в оцеплениях, ловил «ракетчиков», а вскоре курсантам объявили, что их будут учить обращению с совершенно секретной техникой – «катюшами».
7 ноября 1941 года курсанту Арбатову довелось принять участие в военном параде на Красной площади. Училище открывало парад. Георгий шел правофланговым где-то в середине батальона. Волновался как никогда, даже немножко сбился с шага, но быстро исправил ошибку – еще до Мавзолея. После парада училище было эвакуировано на Урал, в Миасс. В самом конце 1941 года Георгий Арбатов окончил его и в звании лейтенанта был направлен начальником разведки в 221-й отдельный гвардейский дивизион. В дальнейшем он стал командиром батареи, потом помощником начальника штаба полка по разведке.
Воевал Г.А. Арбатов на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Началом его фронтовой биографии стал 1942 год, долгий, тяжелый год оборонительных и отвлекающих наступательных боев в Смоленской области. Потом – наступление после Курской битвы до Днепра, форсирование могучей водной преграды южнее Канева, а затем, в декабре 1943 года, – у Черкасс. Там он тяжело заболел туберкулезом легких и был отправлен в тыл, чудом выжил. Летом 1944 года был демобилизован как инвалид Отечественной войны 2-й группы.
О том, как сражался на фронте Георгий Арбатов, говорит, в частности, выписка из его боевой характеристики от 14 апреля 1943 года: «С работой справляется, при выполнении боевых заданий разведки дает ценные сведения, по которым не один раз давались залпы и уничтожена не одна сотня фашистов».
Как результат этой характеристики – подписанное командиром полка представление к ордену Красной Звезды от 10 сентября 1943 года: «Энергичный, смелый и бесстрашный разведчик. За период пребывания в должности дал много ценных данных о противнике, по которым полк вел огонь. 4 сентября, находясь на передовом наблюдательном пункте, установил основные районы скопления противника в деревнях Гусань и Пилипенки, по которым полк произвел два залпа. После залпов наши части успешно продвинулись вперед и заняли эти пункты. 5 сентября Арбатов под сильным огнем противника, на открытой местности, презирая смерть, пренебрег опасностью, точно установил передний край обороны, после чего был дан залп. Наши части после залпа овладели высотой и продолжали продвигаться вперед».
Полк, в котором воевал Г.А. Арбатов, уже без него принял участие в Корсунь-Шевченковской операции, освобождал Бельцы, Яссы, Бухарест, Клюж, Сегед, Будапешт, Брно, стал Черкасским, Краснознаменным, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого 17-м гвардейским минометным полком.
Решение заняться проблемами международных отношений созрело у Арбатова еще на фронте, когда осенью 1943 года он прочитал в газете «Известия» объявление о том, что в Московском университете открывается факультет международных отношений. Тогда Георгий вслух, при товарищах, сказал: «Вот куда я после войны пойду!» Они подняли его на смех – таким далеким казались и конец войны, и учеба.
Однако все сложилось именно так, как было задумано. В 1944 году Арбатов подал документы на этот факультет и был принят. Несколько месяцев спустя факультет стал самостоятельным Институтом при Министерстве иностранных дел СССР.
Отношения между СССР и США тогда были дружественными. Поэтому Георгий Арбатов решил специализироваться на изучении Соединенных Штатов Америки и учить английский. Кроме того, многие уже тогда понимали, что именно эти страны будут играть особую роль в послевоенном мире. Несмотря на то, что он был одним из лучших в институте студентов – получил диплом с отличием, да еще был фронтовиком, офицером, имел боевые награды, – его ... не распределили. В ответ на недоуменные замечания пожимали плечами, хотя все было ясно и без слов: в принятии такого решения сыграло роль то, что был арестован отец.
Арбатова выручило то, чем он занимался на последних курсах. Чтобы пополнить скудный бюджет, он некоторое время подрабатывал рецензиями на книги, рефератами и переводами в Издательстве иностранной литературы. В этом издательстве на скромной должности старшего научного редактора в 1949 году и началось его восхождение к вершинам науки и политики.
Главной его обязанностью было чтение американской, английской и немецкой политической, экономической и философской литературы, чтобы отобрать наиболее интересное для перевода и реферирования в «закрытых», предназначенных для руководства изданиях. За всю остальную жизнь Георгий Арбатов не прочел столько политических книг, сколько за 4 года работы в этом учреждении.
В дальнейшем Г.А. Арбатов работал в периодических изданиях: заведующим отделом в журналах «Вопросы философии» (1953–1957), «Новое время» (1957–1959), консультантом в журнале «Коммунист» (1959–1960), обозревателем журнала «Проблемы мира и социализма» (1960–1963). В 1963 году он вновь возвращается в науку, став заведующим сектором Института мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР. А в 1964 году его назначают консультантом, затем руководителем группы консультантов отдела ЦК КПСС.
В 1967 году он создает и возглавляет Институт США и Канады Академии наук СССР, которому суждено было стать одним из ведущих в стране, и который на долгие годы занял видное положение в выработке внешнеполитического курса страны. В 1998 году Г.А. Арбатова избрали почетным директором этого института.
Г.А. Арбатов – доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии наук. Он – автор многочисленных научных публикаций по проблемам международных отношений и мировой политики, в том числе ряда монографий, переведенных на многие иностранные языки.
Г.А. Арбатов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За победу над Германией», «За оборону Москвы» и многими другими медалями.
Ему присвоено звание почетного гражданина города Черкассы, в освобождении которого он участвовал.