АРХИПЕНКО Фёдор Фёдорович (1921–2012)
Герой Советского Союза
Родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Бобруйского района Могилевской области Белоруссии, в крестьянской семье. Отец – Архипенко Фёдор Семёнович. Мать – Садовская Агриппина Николаевна. Супруга – Архипенко Лидия Стефановна. Дочери: Наталья Фёдоровна, Галина Фёдоровна.
Детство Федора было нелегким. С четырех лет с позволения родителей мальчик жил с дедушкой Николаем и бабушкой Натальей. Они имели крепкое середняцкое хозяйство и работали в поле с утра до позднего вечера. Из четырех внуков он был избран ими в качестве наследника, и с малых лет ему пришлось трудиться наравне со взрослыми.
В школе учился легко, без понуканий, хотя никто и не помогал: дедушка и бабушка были неграмотными. После сельской начальной школы Фёдор продолжил учебу в Бобруйске, где жить ему пришлось у дедушкиных знакомых. В 12 лет он уже не только учился, но и зарабатывал себе на пропитание. Летние каникулы, как правило, проводил в деревне. И опять же в труде: за лето зарабатывал в колхозе до 90 трудодней.
Стать летчиком Федя решил с 6 лет, с той поры, как увидел самолет, севший вынужденно в 5 километрах от деревни. Дело было зимой. Самолет приземлился на лыжах. Два пилота в меховых комбинезонах, унтах, летных шлемах с очками потрясли воображение мальчика. И в Бобруйске, встречая летчиков, он глядел на них с восхищением.
В 1937 году ученик 9-го класса Федя Архипенко поступил в аэроклуб. Успевал в школе, учился в аэроклубе. Осенью 1938 года председатель комиссии, командир авиаэскадрильи Одесского военного училища майор Сидоров дал самую высокую оценку летным качествам курсанта Архипенко. И тут же ему было выписано направление в авиационное училище.
Весной 1939 года Федя уже летал на УТ-2. Вскоре пересел на УТИ-4. И вот уже самостоятельные полеты на И-16 и звание младшего лейтенанта. В 18 лет летчик-истребитель Федор Архипенко прибыл в 17-й истребительный полк для прохождения службы. За год до начала Великой Отечественной войны лейтенант освоил истребитель И-153 и уверенно летал на нем на больших высотах. Близилось предгрозовое лето...
22 июня в 4 часа 25 минут земля на их аэродроме содрогнулась от взрывов. К концу дня из 160 самолетов исправными осталось всего десять. А спустя месяц Ф.Ф. Архипенко в воздушном бою под Кременчугом открыл счет сбитым самолетам: этот день незабываем для летчика-истребителя.
Было это 15 октября 1941 года. Несколько немецких колонн наступало на Сумы. Фёдор Архипенко со своим ведущим лейтенантом Николаем Савиным вылетели на штурмовку. Самолет Савина подожгли. Летчик приземлился на поле, выскочил из кабины и стал махать руками Фёдору. Тот решил вывезти Савина. Сел рядом, но тут шасси машины Архипенко сломалось. Так они остались вдвоем на оккупированной территории. Выбирались к своим десять дней...
И таких критических, на грани смертельного риска, эпизодов пережить прославленному асу пришлось немало.
Летом 1942 года под Воронежем Архипенко со своим ведомым вступили в бой с пятью «мессершмиттами». Фёдор сбил два, с третьим встретился в лобовой атаке. На встречном курсе оба пилота проскочили в нескольких метрах друг от друга. Немецкая пуля прошла между правой рукой Архипенко и боком, прожгла в шпангоуте дыру диаметром сантиметров десять.
Однажды под Сталинградом Архипенко в паре с другим комэском – Алексеем Ворониным вылетели на разведку немецкого аэродрома и железнодорожной станции. Оба понимали, что горючего не хватит, чтобы вернуться на свой аэродром. Но приказ есть приказ. Ф.Ф. Архипенко одним из первых был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
На аэродроме Ворошиловграда летчики обнаружили до 70 самолетов противника, а на станции – до 15 вражеских эшелонов. Передали по радио данные и повернули назад. До Дона не долетели. На высоте 3000 метров винт остановился. В самолете стало тихо. Тогда Архипенко установил машину на самый выгодный угол и перетянул-таки Дон на высоте 80–100 метров. Позже выяснилось, что и Воронин произвел вынужденную посадку в 10 километрах от своего друга.
В феврале 1943 года командующий 3-й танковой армией П. Рыбалко наградил Фёдора Архипенко орденом Отечественной войны II степени. Так был отмечен боевой эпизод, когда летчику удалось на четвертом вылете найти в степи оставшихся без боеприпасов и горючего танкистов.
В 1943 году личный состав 508-го авиаполка, в котором служил Ф. Архипенко, участвовал в Курской битве. Летом в небе над Прохоровкой шли тяжелейшие бои, на земле сталкивались танковые лавины, беспрерывно звучали артиллерийские залпы, денно и нощно вершила свой ратный труд героическая пехота. За время боев над Прохоровкой Архипенко лично сбил 12 самолетов, правда, официально 10 из них записаны как групповые. Мотивировка: другие летчики обеспечивали его успех, прикрывали от нападения истребителей противника.
Летчик-истребитель Ф. Архипенко дрался в небе Сталинграда, Харькова, Курска, Белгорода, Воронежа, Киева, Полтавы, освобождал Молдавию, Румынию, Польшу, Австрию, Чехословакию. Всего он совершил 467 боевых вылетов, провел 102 боя, сбил 44 самолета противника, из них 30 лично, 4 в паре и 10 в группе. Восемь учеников Фёдора Архипенко стали асами-истребителями и Героями Советского Союза.
Те, кто видел Федора Архипенко в бою, ценили его спокойствие, собранность, рассудительность, хладнокровие. А вот какую оценку давал он себе сам: «На земле я часто был другим человеком: неспокойным, подчас раздражительным. Но самое главное, что было в моем характере, – не соглашался ни с кем, если чувствовал свою правоту, не переносил несправедливость, был прям, никому не льстил, не подхалимничал и не унижался ни перед кем, что не нравилось кое-кому из вышестоящего начальства. Был на высоте, летал смело, вел воздушные бои и считал: преклоняться и угодничать незачем. За чужую спину никогда не прятался, а это ведь хорошо, когда идешь в ногу со временем и честно выполняешь свой долг перед Родиной...».
27 июня 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ф.Ф. Архипенко звания Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» были вручены ему в Австрии на аэродроме Штоккерау при построении личного состава полка.
В марте 1947 года в подмосковном Монино, в Доме офицеров, Фёдор Архипенко встретил девушку Лиду, пригласил на танцы. С тех пор они были вместе.
После окончания Военно-воздушной академии в 1951 году Фёдор Архипенко был назначен на должность командира истребительного полка Сталинградского авиационного училища.
Памятным для Архипенко оказался 1956 год, когда он был назначен председателем государственной экзаменационной комиссии в 1-е Чкаловское авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Именно здесь он подписал и вручил диплом об окончании училища Юрию Гагарину. Позднее он неоднократно встречался с первым космонавтом на аэродроме Внуково, где работал после списания с летной работы.
После увольнения из Вооруженных Сил Ф.Ф. Архипенко окончил Московский инженерно-экономический институт имени С. Орджоникидзе и до апреля 2004 года работал в народном хозяйстве в должности заместителя директора ГУП «Мособлстройпрогресс».
Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Трудовой Славы III степени медалями Жукова, «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта», «За оборону Киева», «За освобождение Праги», «За взятие Вены» и многими другими.