ВЕРЁВКИН-РАХАЛЬСКИЙ Владимир Николаевич (1925–2005)
Генерал-полковник
Родился 18 октября 1925 года в Краснодаре. Отец – Верёвкин-Рахальский Николай Андреевич (1893–1984). Мать – Рахальская Нина Борисовна (1900–1978). Супруга – Верёвкина-Рахальская Галина Константиновна (1927–2012). Сын – Верёвкин-Рахальский Сергей Владимирович, генерал-лейтенант.
Раннее детство Владимира протекало в военном городке 74-й Таманской стрелковой дивизии, которой командовал отец, участник Гражданской войны, потомственный военный. Он брал сына на полевые занятия, стрельбище, летом тот подолгу жил с отцом в лагерях. Не без его влияния Володя еще в детские годы проверил свои способности в стрельбе, в 12 лет имел уже свое ружье, подаренное отцом, который нередко брал сына на охоту.
В 1932 году семья переехала в Москву – отца перевели на службу в Военную академию имени М.В. Фрунзе. Как и многие молодые люди того времени, Владимир прошел пионерскую и комсомольскую школу. В безмятежную юность ворвалась война...
Охваченные всеобщим патриотическим подъемом и ненавистью к немецко-фашистским захватчикам, подростки стали помогать частям Московской ПВО. Ребята включались в добровольные бригады по борьбе с зажигательными бомбами. Володя тоже забирался на крыши и вместе с ребятами сбрасывал «зажигалки».
Это была постоянная боевая работа. Укрепляя моральный дух, юноши готовили себя к грядущим испытаниям, которые не заставили себя ждать... Для Владимира суровые испытания начались в конце 1942 года, когда после окончания Ташкентского пехотного училища он получил первое офицерское звание и прибыл в 180-й стрелковый полк, входивший в состав Черноморской группы войск Закавказского фронта. Молодому лейтенанту дали в подчинение взвод. Полк вел тогда упорные оборонительные бои в районе Новороссийска. Об ожесточенности боев можно судить по людским потерям. Во взводе, который принял лейтенант Верёвкин-Рахальский, осталось всего 8 бойцов.
Вскоре после прибытия в полк в одном из боев выбыл из строя заместитель командира роты. На его место назначили лейтенанта Верёвкина-Рахальского. Рота тоже сильно поредела в боях: в строю оставалось 60 человек. Командир роты старший лейтенант Баранов перед каждым боем просил офицеров и сержантов беречь солдат. Но одно дело благие намерения и другое – суровая реальность. Люди гибли, лилась кровь, но рота стояла насмерть...
По приказу командования дивизию перебросили на усиление войск, оборонявших Кавказ. Весной 1943 года войска Северо-Кавказского фронта перешли в наступление и начали освобождение Кубани. Дивизия с боями подошла к Краснодару, родине Владимира.
Когда Краснодар освободили, Владимиру представилась возможность побывать на улице Сапёрной, где прошло его детство. С волнением лейтенант пришел на близкие сердцу места. Он не был здесь 10 лет. Срок вроде небольшой, а сколько воды утекло! Сколько произошло событий: жизнь в Москве, эвакуация в Ташкент, война. Улица, к радости Владимира, уцелела. Времени было мало, он быстро прошел вдоль ограды, увидел штаб, спортгородок и двухэтажный домик, в котором родился и жил с родителями до переезда в Москву. Увиденное всколыхнуло воспоминания, растрогало душу, отвлекло от жестокой действительности…
Далее полк наступал в направлении станицы Крымской. Жаркие схватки разгорались на земле и в воздухе. В одном из боев лейтенант получил ранение. Дело было так. Рота, где заместителем командира был Верёвкин-Рахальский, готовилась к атаке. Противник массированным артиллерийско-минометным огнем прижал роту к земле. Замкомроты с бойцами был в траншее, когда мина рванула у самого бруствера. Осколки накрыли траншею, один из них ударил лейтенанта в ногу. Медсестра перевязала рану, офицера отправили в госпиталь – в Хосту, на побережье Чёрного моря.
После излечения Владимир попал в 5-ю Ударную армию. По прибытии в штаб получил должность офицера связи оперативного отдела штаба армии. Армией командовал генерал В.Д. Цветаев – сослуживец отца по академии и сосед по квартире в Москве. «Рад, – сказал командующий, – что ты попал ко мне. Будем воевать вместе...».
5-я ударная армия вела наступательные действия на южном крыле советско-германского фронта, освобождала Донбасс, Николаев, Одессу. Весной 1944 года наши войска вышли к Днестру. В середине мая на НП армии приехал командующий 3-м Украинским фронтом генерал армии Р.Я. Малиновский. Офицер связи Верёвкин-Рахальский был на наблюдательном пункте и здесь впервые увидел прославленного полководца. Даже один его внешний вид вызывал большое уважение: генерал был высок, широкоплеч, прост, доступен для окружающих.
Приезд командующего фронтом был связан с предстоящим наступлением армии Цветаева в излучине Днестра с целью освобождения Дубоссар с последующим выходом на Яссы и Кишинев. Не все складывалось гладко. Корпус генерала Макавчука продвинулся к Дубоссарам, втянулся в излучину реки, а дальше, встретив мощное сопротивление противника, успеха не имел. На НП командарма обрушился шквал огня. Верёвкин-Рахальский получил тяжелую контузию и был госпитализирован под Николаев. Лежал недолго. Врачи вернули слух, офицера выписали, направили в резерв Главного управления кадров, а оттуда – на Ленинградский фронт.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1944 года мощными прорывами вражеской обороны полностью и окончательно сняли блокаду с Ленинграда и продолжали успешное наступление на запад. В зимних и весенних боях войска покрыли себя неувядаемой славой. Особенно отличилась 63-я стрелковая дивизия. Она стала гвардейской и получила почетное наименование «Красносельская». На должность комдива был выдвинут гвардии полковник А.Г. Афанасьев. Он и «благословил» прибывшего в дивизию капитана Верёвкина-Рахальского в 192-й гвардейский стрелковый полк на должность заместителя командира батальона. В этой должности и в этом полку Владимир Николаевич с боями прошел Латвию, Эстонию, участвовал в окружении крупной немецкой группировки в Курляндии. Там, на берегах Балтики для него и закончилась война.
Некоторое время В.Н. Верёвкин-Рахальский продолжал службу в 192-м гвардейском полку. В 1948 году командовал курсантской ротой в Ленинградском военно-политическом училище имени Энгельса, потом учился в Военной академии имени М.В. Фрунзе. После ее окончания командовал стрелковым батальоном, затем учебным полком в Приволжском военном округе.
Командир полка сам водил БТР и танк, владел всеми видами оружия, имеющегося в подразделениях, носил нагрудный знак 2-го класса по вождению. На базе передового полка проводились учебно-методические сборы руководящего состава округа, проверялись и отрабатывались новые методики и задачи. Например, в полку впервые в Сухопутных войсках отрабатывалась стрельба из танка с закрытых огневых позиций.
В последующие годы служба полковника В.Н. Верёвкина-Рахальского проходила в Группе советских войск в Германии. Там он командовал 207-й мотострелковой дивизией. В 1967 году получил звание генерал-майора, дивизия была награждена переходящим призом Главкома ГСВГ.
Значительным этапом в службе стала учеба в Военной академии Генерального штаба. Окончил ее Владимир Николаевич в 1972 году с Золотой медалью и был назначен начальником штаба 13-й армии Прикарпатского военного округа. После крупных войсковых учений, на которых штаб и войска армии показали высокую организованность, слаженность и выучку, генерал Верёвкин-Рахальский был выдвинут на должность начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Приволжского военного округа. За несколько лет командование и штаб вывели округ в число лучших в Вооруженных Силах по оргмобработе в частях, соединениях, районных и областных военкоматах.
Накопленный опыт руководства штабами в высшем звене Министерства обороны генерал В.Н. Верёвкин-Рахальский успешно реализовал на посту начальника штаба Южной группы войск, а позднее – на такой же должности в крупнейшем по территории военно-стратегического театра и численности войск – Забайкальском военном округе.
Последние 10 лет службы военачальник отдал укреплению боевого содружества братских армий, занимая должность первого заместителя начальника штаба объединенных Вооруженных Сил государств – участников Варшавского Договора (1982–1992).
В 1992 году Владимир Николаевич в звании генерал-полковника вышел в отставку. Находясь на заслуженном отдыхе, занимался общественной деятельностью. С 1995 года он являлся был, а с 1999 года и до конца жизни – первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. С 2001 года возглавлял группу по патриотическому воспитанию оргкомитета «Победа».
Он являлся вице-президентом Международной организации борцов Сопротивления, академиком Международной академии духовного единства народов мира, членом Общественной Палаты Российской Федерации.
Владимир Николаевич Верёвкин-Рахальский отдал службе в Вооруженных Силах 50 лет. За это время он награжден орденами Почета, Дружбы, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени, орденом «За заслуги» III степени (Украина), рядом иностранных орденов и других медалей.