КИМ Николай (Хак Себ) Николаевич (1913–2009)
Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный архитектор РСФСР, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук
Родился 10 сентября 1913 года в городе Николаевске-на-Амуре Дальневосточного края. Отец – Ким Дык Сун (1878–1943), мать – Мария Тен (1883–1948). Супруга – Ким (Ли) Варвара Сергеевна (1917 г. рожд.). Сын – Владимир Николаевич.
Ким Дык Сун с женой приехали в Россию в 1910 году из Кореи (провинция Хам Генг Бук То) в год оккупации Кореи Японией. Проживали в Николаевске-на-Амуре, затем в селе Сталино Хабаровского края, занимались рисоводством. Родился сын Ким Хак Себ (Николай).
По окончании сельской семилетки в 1931 году Николай уехал на учебу в строительный техникум в Иваново. Два летних месяца работал на стройке в бригаде разнорабочих. Таскал кирпичи и раствор на носилках. Годы были голодные. За две зимы у юноши появились желудочные заболевания, и его отправили на лечение в Геленджик. По дороге он остановился в Москве и, знакомясь с городом, случайно набрел на реорганизованный впоследствии Московский архитектурный институт. Походил по залам со студенческими проектами, побеседовал в приемной комиссии и в тот же вечер уехал за документами в Иваново, в свой техникум. Документы получил под честное слово, что если не поступит в МАРХИ, обязательно вернется в родной техникум.
Стал готовиться к приемным экзаменам, которые обещали быть сложными: конкурс составлял тринадцать (!) человек на место. Все оставшееся до экзаменов время Николай провел в Московском зоопарке, рисовал зверей. После успешной сдачи экзамена по рисунку по другим предметам затруднений не возникло, и Николай, уверенно выдержав конкурс, стал студентом знаменитого МАРХИ набора 1933 года. Он оказался первым корейцем, поступившим в этот институт.
Занимался Николай старательно, хотя учиться ему пришлось в тяжелых материальных и моральных условиях. В 1935 году руководство института получило с Дальнего Востока письмо, в котором сообщалось о раскулачивании родителей студента Н.Н. Кима.
В 1933 году родители Николая были раскулачены и насильственно переселены в тайгу на лесоразработки, а позже, в холодную позднюю осень 1937 году вместе со всеми корейцами переселены с Дальнего Востока в Казахстан (станция Уш-Тобе), где и похоронены.
Николая сразу исключили из партии и комсомола, сняли со стипендии. Со второго курса ему пришлось работать по совместительству. Но денег все равно не хватало: часто приходилось ходить голодным. Однако Николай с упорством следовал наказу своей неграмотной мамы: «Учись, если ради этого даже придется умереть». До сих пор с благодарностью он вспоминает профессоров И.С. Николаева, М.Я. Гинзбурга и В.А. Мыслина, под руководством которых делал дипломный проект.
В феврале 1939 года Николай Ким с отличием защитил дипломный проект и получил распределение сначала в Ростовский, затем в Московский филиал Совхозстройпроекта архитектором, заместителем начальника строительного отдела. Проектировал центральные усадьбы и различные объекты сельского строительства.
За месяц до начала Великой Отечественной войны, 21 мая 1941 года Дзержинским РВК Москвы был призван в ряды Красной Армии. В те годы корейцев (после их депортации в 1937 году с Дальнего Востока) в армию, как правило, не брали. Видимо, поэтому Николай попал в 519-й отдельный дорожный строительный батальон Карельского фронта, что тогда было почти равносильно батальону штрафному.
Приходилось под непрерывной бомбежкой и обстрелом строить аэродром севернее Мурманска, дорогу и мосты по болотам и скалам от Мурманска на запад до финской границы, обеспечивая условия для нормального передвижения советских войск в условиях полярной ночи (полгода при непрерывных снежных заносах) и полярного дня, когда солнце не уходит с горизонта. При одной из таких бомбардировок рядом с Николаем воткнулась двухметровая бомба, а он остался жив: бомба оказалась замедленного действия с часовым механизмом. Это и спасло солдата.
В июне 1942 года он стал командиром взвода 99-го отдельного дорожного эксплуатационного батальона Карельского фронта. В июля 1943 – инспектором по службе регулирования 119-го отдельного дорожного эксплуатационного батальона Карельского фронта. С февраля 1944 года он был помощником начальника дорожного отдела штаба 19-й армии Карельского фронта; в том же году за участие в подготовке Восточно-Померанской операции получил личную благодарность от командующего фронтом К.К. Рокоссовского.
В 1944 году вступил в ВКП(б).
В 1999 году отмечался 200-летний юбилей А.С. Пушкина. В связи с этим Николаю Николаевичу Киму вспомнился один эпизод из фронтовой жизни. В одной из мурманских библиотек он обратился к заведующему и сказал: «У нас, на Востоке, человек, укравший книгу, не считается вором, поскольку учитываются его благие намерения и интерес к знаниям. Поэтому я пришел украсть томик А.С. Пушкина». Сотрудники библиотеки по достоинству оценили находчивость солдата, и Николай получил в дар изданную ленинградским издательством «Художественная литература» в 1938 году книгу стихов поэта, которая весила 2,5 килограмма. Через все четыре года войны от Карелии до Герингсдорфа в Германии он пронес ее в своем солдатском вещевом мешке.
Когда выпадали минуты спокойные
Читал я Пушкина строки стройные
И наслаждался Великого Гения лирой,
Глядя в небо с Надеждой и Верой.
Осенью 1944 года закончилась война на Карельском фронте. Как профессиональный художник, Николай Ким получил задание военкома срочно сделать проект памятника погибшим воинам родной 19-й армии. На другой день эскиз был готов. Для этой цели архитектору пришлось вырвать суперобложку бесценной книги А.С. Пушкина: никакой другой бумаги под рукой не оказалось. В тот же день эскиз был утвержден командующим армией, и через неделю сооружение было готово. Все войсковые подразделения, уходя на фронт, останавливались у этого памятника, на коленях прощались с погибшими друзьями и давали клятву сражаться до полной победы. Фотоснимок памятника был помещен в солдатской газете «Сталинский боец» от 2 декабря 1944 года.
С января 1945 года Николай Ким продолжил службу помощником начальника дорожного отдела штаба на 2-м Белорусском фронте. Он участвовал в боевых действиях по освобождению Щеттина, Гдыни, Гданьска, других городов. Победу встретил в немецком городе Герингсдорфе. Как солдат награжден, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья» и многими другими.
Домой после демобилизации Николай возвращался на попутной грузовой машине в июле 1945 года. Навсегда остались в памяти лица выходивших из землянок на дорогу с протянутыми руками голодных детишек и стариков, разрушенные Варшава, Минск, сотни других городов и сел.
По прибытии в Москву Николай Ким работал в Архитектурных мастерских Комитета по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР (1945–1946), затем в Союзморпроекте (1947–1948) и Гипромясомолпроме (1948–1959). За эти годы им были спроектированы и выстроены многие здания и объекты, в том числе мореходные училища в ряде городов, крупнейшие мясокомбинаты в Китае, Северной Корее, Москве и во многих городах СССР, павильон «Корма» на ВДНХ и др. Проектную работу он совмещал с учебой в аспирантуре Академии строительства и архитектуры СССР. В 1959 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры, а в 1977 году – докторскую.
Его супруга – Варвара Сергеевна Ли – приехала в Москву в 1934 году, училась на рабфаке мединститута, жила вместе с отчимом Ким Бяк Чу, бывшим активным деятелем партизанского движения на Дальнем Востоке, и матерью Надеждой. В июне 1941 года она была эвакуирована в Казахстан, затем в Барнаул, где работала в эвакогоспитале. После окончания войны Варвара вернулась в Москву, и они с Николаем встретились и поженились.
В 1961–1986 годах Николай Николаевич Ким являлся заместителем директора по науке и главным архитектором ЦНИИ Промзданий. Параллельно он вел преподавательскую работу в качестве доцента и профессора кафедры архитектуры промышленного строительства в МАРХИ (1953–1977). В 1976 году ему было присвоено звание профессора по кафедре архитектуры промсооружений МАРХИ. С 1978 по 1986 год он заведовал кафедрой архитектуры в МИСИ, где подготовил 26 кандидатов наук.
Николай Николаевич Ким написал и издал монографии «Промышленная архитектура» (1979, 1988), «Industriearcitektur» (Берлин, 1985), «Industrial Architecture» (Сеул, 1994). По проблемам архитектуры опубликовал более 160 научных статей в периодической печати и пятнадцати книгах. Среди его работ – главы в книгах «Архитектура промышленных сооружений», «Пути совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных предприятий, «Архитектура промышленных предприятий», «Архитектурное творчество СССР», «Архитектура. Работы проектных и научных институтов Москвы 1975–1978 гг.», «Архитектурная типология промышленных предприятий», «Архитектура гражданских и промышленных зданий», «Развитие инженерного дела в Москве /к 275-летию РАН/», «Иван Николаев 1901–1979. Архитектор, ученый, педагог», «Справочник проектировщика. Архитектура промышленных предприятий, зданий и сооружений» (под общей редакцией Н.Н. Кима).
Российская Архитектурно-строительная энциклопедия (2001) объявила о признании научной школы «Архитектура промышленных зданий и сооружений» и в числе ее лидеров Н.Н Кима.
В качестве докладчика Н.Н. Ким неоднократно выступал на международных семинарах и конференциях: в Бразилии (1992), Швейцарии (1966), США (Детройт, 1968), Германии (1970), Болгарии (1971, 1990), Австрии (1974), Мексике (1977), Венгрии (1981).
По приглашению Корейского института архитекторов и Сеульского Национального университета (СНУ) в 1992 году Николай Николаевич Ким работал ведущим научным сотрудником СНУ; в ряде городов и университетов читал лекции «О вкладе советской архитектуры в развитие мирового зодчества XX века», иллюстрированные более 600 цветными слайдами. К названию лекции были добавлены слова: «С тоской и грустью». «Я гражданин Советского Союза, – объяснял смысл этих слов Николай Николаевич. – В эти дни рушится СССР, а я нахожусь далеко от него и грущу». Он показывал слайды и рассказывал о сельской, жилищно-гражданской и промышленной архитектуре разных регионов и республик громадной страны, которая в то же самое время распадалась на части.
Тогда же он организовал перевод и подготовил к изданию в Москве на русском языке вышедшую к Олимпийским играм 1988 года книгу «Архитектура Кореи». Впервые в корейской истории прочитанные профессором из СССР лекции о советской архитектуре получили высокую оценку в архитектурной среде: Николай Ким награжден хрустальной благодарственной грамотой Весенней сессии Корейской Академии архитектуры 1992 года.
Николай Николаевич Ким был единственным российским корейцем – участником юбилейного Парада ветеранов в честь 55-летия Победы на Красной площади в Москве 9 мая 1995 года.
С начала 1990 годов он активно участвовал в общественной жизни корейцев России. С 1996 года занимался созданием в Москве Российско-корейского культурного центра. Вплоть до конца жизни являлся президентом Регионального общественного фонда содействия созданию и развитию Российско-корейского многофункционального культурного центра «Родина» в Москве. Этот проект он считал своей мечтой и «лебединой песней».
Заслуженный архитектор РСФСР (1973) Николай Николаевич Ким отмечен Государственной премией СССР (1977). Он был избран действительным членом Российской академии естественных наук (1996), почетным членом Российской академии архитектуры и строительных наук (1996) и Белорусской академии архитектуры (1999). За разработку и внедрение эффективных результатов научно-исследовательских работ в практику пять раз награждался Золотыми медалями ВДНХ СССР (1962, 1965, 1977, 1979, 1986). На протяжении 23 лет (1963–1986) он был секретарем Правления Союза архитекторов СССР и председателем творческой комиссии по архитектуре производственной среды Правления Союза архитекторов СССР.
Его сын Владимир окончил Московский архитектурный институт, работал в ЦНИИ легких металлоконструкций.
Николай Николаевич Ким был награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Советского Заполярья».