КРУТСКИХ Дмитрий Андреевич (1919–2007)
Генерал-полковник
Родился 7 ноября 1919 года в селе Беляево (ныне Усманского района Воронежской области). Отец – Крутских Андрей Никифорович (1880–1957). Мать – Крутских Мария Сергеевна (1888–1979). Супруга – Крутских Екатерина Ивановна.
Дмитрий Андреевич писал в воспоминаниях: «Мой отец, унтер-офицер царской армии, в Гражданскую командовал конной разведкой 14-ой пехотной дивизии 1-й Конной Армии. Однако его офицерское прошлое сильно сказалось как на его судьбе, так и на моей».
В 1931 году Дмитрий окончил четыре класса. В мае его отца арестовали и обвинили, как он сам вспоминает, в «ахвицерских» замашках; мальчика отправили в детдом города Усмань, где он был до 1934 года. Через два года отца, к счастью, освободили,
В 1934 году началось расширение учебных заведений, и его определили на учебу в фабрично-заводскую десятилетку. Через год, окончив семь классов, он поступил в только что открывшийся «Политпросветтехникум», который находился прямо напротив десятилетки, где готовили политруков. Дмитрия приняли кандидатом в ВЛКСМ – крестьян не брали сразу в комсомол, а требовали год кандидатского стажа.
В 1937 году в стране был брошен призыв: «Даешь 300 000 летчиков стране!». Райком комсомола решил командировать несколько человек, в том числе и Дмитрия, в Ленинградское имени Ленинского Комсомола летное училище. Но его не приняли, как не приняли и в другие летные училища.
«Везде мне отвечают: «У нас набор закончен», – вспоминал он. – Как я сейчас понимаю, на моих документах стоял какой-то штампик, на который я внимания не обращал, но который говорил о моем происхождении. Ситуация была отчаянная: денег у меня не было, спал я на Марсовом поле в Летнем Саду в кладовке, которую случайно нашел. И вдруг, в одном из училищ, полковник, с которым я разговаривал, предложил мне прийти на следующий день к Михайловскому замку. Я пришел. Меня принял преподаватель тактики, полковник Михаил Николаевич Златогорский, и после разговора с ним я был зачислен в Ленинградскую «Объединенную Краснознаменную военно-инженерную школу имени Коминтерна» (ныне – «Калининградское военно-инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище им. А.А. Жданова»).
Учили там хорошо. В училище Дмитрий стал кандидатом в члены партии и был назначен временно исполняющим обязанности командира взвода. «Надо сказать, что 1937–39 годы – это время гонений на офицерский корпус, когда происходило вопиющее уничтожение офицеров. В училище не было ни одного лейтенанта! И нас, неучей, назначали командирами!»
В 1939 году он окончил училище и в звании лейтенанта был направлен для прохождения службы в Заполярье.
С 1939 по 1940 год в должности командира боевого участка обороны, командира взвода 1-го разведывательного отряда в 16-м отдельном саперном батальоне 54-й стрелковой дивизии 9-й армии участвовал в боевых действиях на Ребольском направлении.
«Блеснул» я там лыжами – был хороший лыжник, – рассказывал он. – Прибыли на станцию Кочкана, что под Беломорском. Откуда выдвинулись на лыжах к госгранице на Реболы. По ходу учились развертываться, организовывать разведку. ...Примерно за двое суток до наступления пришел приказ сформировать лыжный разведотряд. Для этого я отобрал 42 человека, умевших ходить на лыжах. В основном это были карелы, финны, вепсы, сибиряки-охотники». В мае 1940 года он стал помощником, затем – «врио» командира 16 саперного батальона 54-й стрелковой дивизии.
На финской войне Дмитрий получил два ранения, тяжелое – шрапнель от разорвавшегося в ветвях снаряда попала в левый бок, он пролежал 11 дней в землянке и опять стал ходить в разведку – и легкое, минометным осколком в левую руку. Наград он не получил, потому что 46 суток находился в окружении, лишь знак «Отличник РККА».
«Что скажу о финской войне, – писал он позже. – В политическом плане – проигрыш, в военном – поражение. Финская война оставила тяжелый след. Горя мы навидались. Потери мы несли очень большие – ни в какое сравнение с их потерями. Убитые так и остались лежать на чужой земле».
С начала Великой Отечественной войны и до февраля 1942 года он командовал 1-м отдельным батальоном обслуживания станции снабжения Кемской оперативной группы. Воевал на Петрозаводском, Ребольском, Ухтинском, Кестеньгском операционных направлениях.
«В какой-то момент я стрелял с колена, стоя возле дерева, – рассказывал он об одном из боев. – Разрывная пуля попала мне в шишак. Она меня так дернула, что я упал. Лежу и думаю: «Что такое?! Как же так – я лежу, а солдаты видят?!» Тогда же считалось, что командир должен быть только впереди: «Ура! В атаку!» и так далее».
В феврале 1941 года был назначен помощником начальника 6-го отделения разведывательного отдела штаба Карельского фронта по подготовке и засылке в тыл противника диверсионно-разведывательных групп. Выполнял специальные задания в тылу противника. В августе 1943 года стал помощником начальника штаба по разведке в штабе инженерных войск Карельского фронта.
Возглавлял штаб инженерных войск Карельского фронта по разведке. С ноября 1944 года по март 1945 года выполнял специальные задания на 2-м Прибалтийском, 2-м и 3-м Белорусских фронтах. Стал подполковником.
С апреля по сентябрь 1945 года служил помощником начальника штаба инженерных войск по разведке на 1-м Дальневосточном фронте. В этот же период в качестве командира воздушно-десантного батальона из состава 20 моторизованной инженерно-саперной бригады осуществил захват города Гирин в Маньчжурии.. За захват гидростанции на реке Сунгари награжден орденом Кутузова II степени. Пять раз был ранен.
После окончания войны в сентябре 1945 года стал помощником начальника оперативного отдела штаба инженерных войск Приморского военного округа.
Екатерина Ивановна, ставшая супругой Дмитрия Андреевича, тоже участвовала в Великой Отечественной войне, награждена восемью орденами и медалями.
В 1949 году Дмитрий Крутских окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Далее служил старшим офицером оперативного управления штаба Беломорского военного округа. В 1957 году стал начальником штаба 67-й стрелковой (116-й мотострелковой) дивизии 6-й армии в Мурманске. В 1957—59 годах был слушателем Военной академии Генерального штаба. Потом был назначен заместителем командира 69-й Севской стрелковой дивизии, впоследствии стал ее командиром. В 1969 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Затем в Туркестанском военном округе занимал должность 1-го заместителя командующего 18-й армией, а с января по май 1969 года – начальника объединенной группировки войск Туркестанского военного округа по выдворению китайских войск, вторгшихся на территорию СССР.
До 1970 года был заместителем командующего Прибалтийским военным округом по боевой подготовке и вузам. Затем назначен старшим группы советских военных специалистов на Кубе. С 1974 по 1987 год был заместителем начальника Гражданской обороны и начальником штаба ГО РСФСР. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1987 году вышел в отставку и поселился в Москве.
После выхода в отставку он был председателем Совета ветеранов Карельского фронта, Совета клуба кавалеров орденов Суворова и Кутузова, Совета ветеранов войны и службы в штабах ГО РСФСР и Московской области.
Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова II степени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалью «За боевые заслуги», другими медалями СССР, России и иностранных государств.