КОТОВ Павел Григорьевич (1911–2007)
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, адмирал, почетный гражданин Северодвинска
Родился 3 января 1911 года в деревне Матвейково Новодугинского района Смоленской области. Отец – Григорий Васильевич (1887–1967). Супруга – Матильда Ивановна (1909–1993). Дочь – Галина Павловна.
Павел Котов родился в семье потомственных корабелов. Его дед Василий Андреевич строил эскадренный броненосец «Гангут», а отец работал на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота, в бригаде сборщиков легендарного бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аврора».
С июля 1922 года по декабрь 1929 года Павел Котов занимался земледелием в хозяйстве матери в деревне Матвейково. Но по семейной традиции в 1930 году поехал в Ленинград, на Судостроительный завод имени Андре Марти (ныне – ОАО «Адмиралтейские верфи»), на котором трудились его отец и братья. Хотя в первые месяцы того года он работал подручным слесаря: с февраля по апрель – на 1-м механическом хлебозаводе, а с апреля по май – на картографической фабрике «Глобус». Тогда же поступил учиться в вечернюю школу, преобразованную вскоре в рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Петербургский государственный университет путей сообщения).
В мае 1930 года он стал помощником сборщика, а с декабря 1932 года по февраль 1933 года был разметчиком корпусного цеха Судостроительного завода; строил подводные лодки типа «Щука» для Тихоокеанского флота. Комплексная бригада слесарей-сборщиков во главе с Павлом Котовым подготовила к перевозке на специальных железнодорожных платформах во Владивосток несколько разобранных на отдельные отсеки подлодок для их достройки на тамошнем судостроительном заводе.
Окончив в 1933 году без отрыва от производства рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, он готовился к поступлению в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Однако в том году был объявлен набор в высшие военно-морские училища, и по путевкам районных комитетов ВКП (б) и ВЛКСМ его направили в Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (ныне – ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова») на кораблестроительный сектор.
Учился он отлично, и на отлично в 1938 году защитил диплом – по разработке эскизного проекта легкого крейсера с выполнением необходимых расчетных, проектных и чертежных работ. По окончании высказал желание получить назначение в военное представительство на судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре, где строились легкие крейсеры. В тот же день комиссар училища вызвал к себе курсанта Котова и настоятельно рекомендовал ему согласиться на выпуск сразу в звании батальонного комиссара с назначением на один из кораблей Балтийского или Черноморского флотов. Однако курсант смог убедить комиссара, что его место – на судостроительном заводе.
В июне 1938 года он стал помощником военного представителя контрольно-приемного аппарата (КПА) Управления кораблестроения (УК) по приемке корабельной брони на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича (Донецкая область Украинской ССР). В сентябре вернулся в Ленинград и стал помощником военного представителя КПА уполномоченного УК на Балтийском заводе (ныне – ОАО «Балтийский завод»), где строились легкие крейсеры. В июле 1940 года был переведен в город Колпино (Колпинский район Ленинграда) на должность районного инженера КПА специальных учреждений УК на Ижорский завод (ныне – ОАО «Ижорские заводы»), который изготавливал и поставлял броневые листы для строительства артиллерийских башен и бронирования крупных надводных кораблей.
С первых дней Великой Отечественной войны корабли, стоявшие на судоремонтных предприятиях, быстро вводились в строй и направлялись на боевые позиции. Талантливый инженер Котов внес немало ценных предложений по ускорению ремонта поврежденных в боях кораблей. В труднейших условиях блокады Ленинграда он помог корабелам достроить несколько подводных лодок, которые успешно действовали на коммуникациях противника в последний период войны.
Имя Павла Котова навечно вошло в историю Ленинградской битвы как творца «броневого пояса» на сухопутном фронте. В июле 1941 года, обнаружив на заводах и складах несколько десятков тысяч тонн неиспользованной корабельной и танковой брони, он обратился в Чрезвычайную комиссию по обороне города с предложением создать вокруг Ленинграда кольцо из мощных броневых сооружений. Комиссия согласилась и рекомендовала инженер-капитан-лейтенанту Котову самому возглавить эту работу. В те дни «броневого капитана» – так называли солдаты Котова – можно было встретить на позициях войск 55-й, 42-й, 23-й армий. Вместе с командирами дивизий и полков он намечал места установки укрытий. С июля 1941 года по январь 1943 года под его руководством и непосредственном участии на линии фронта из 18400 тонн брони были изготовлены более 8000 броневых оборонительных сооружений сорока типов, в том числе 363 артиллерийских дота (под орудия калибром от 45 до 152 мм), 1184 дота – для пулеметчиков, 588 – для расчетов противотанковых ружей, 2300 – для снайперов, кроме того, было использовано 2300 лобовых броневых плит с амбразурами и заслонками для дзотов. Это был настоящий броневой рубеж, преградивший противнику путь к Ленинграду.
За это еще в конце 1941 года инженер-капитан 3-го ранга П.Г. Котов был представлен к ордену Ленина, однако был награжден орденом Красной Звезды.
Занимаясь фронтовыми делами, он оставался районным инженером КПА УК на Ижорском заводе, а с августа 1942 года – еще и Балтийском заводе, где обеспечил приемку выполненных в 1942 году работ по ремонту линкора «Октябрьская революция», крейсеров «Киров» и «Петропавловск», эсминца «Сторожевой», оказывавших огневую поддержку сухопутным войскам. Вместе с конструкторами он улучшил проект и организовал серийную постройку нового типа тральщиков, остро необходимых флоту для борьбы с минной опасностью в Балтийском море, бронекатеров для поддержки десантов, тендеров для перевозки грузов через Ладожское озеро.
В марте 1943 года он был назначен в Москву на должность начальника отдела надводных кораблей УК для участия в разработке плана строительства флота и восстановления судостроительных заводов. В том же году он успешно выполнил важное задание СНК СССР по организации серийной постройки катеров «малый охотник» на заводе поселка Сосновка (Кировская область), во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре проверял качество новых легких крейсеров и сторожевых кораблей.
В 1944 году в ВМФ СССР стартовала разработка «Программы военного кораблестроения на период 1946–1955 годов» (ПВК-46). Флоты представили предложения о необходимом составе кораблей; рассмотрение предложений организовали по секциям, одну из которых – секцию по крупным надводным кораблям (линкорам, тяжелым крейсерам и авианосцам) – возглавил командующий Тихоокеанским флотом адмирал И.С. Юмашев, а инженер-капитан 2-го ранга П.Г. Котов стал секретарем этой секции. Подготовка ПВК-46 стала самым крупномасштабным делом, в котором ему пришлось участвовать в конце Великой Отечественной войны и в первые мирные месяцы.
Народный комиссар ВМФ СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов прекрасно организовал эту огромную и сложную работу. Отдел П.Г. Котова был определен головным в ГУК по подготовке материалов ПВК-46. В конце ноября 1945 года ПВК-46 была утверждена. В ней предусматривалась постройка 5850 кораблей и судов, в том числе 589 кораблей основных классов.
Служебное положение П.Г. Котова быстро изменялось. В мае 1946 года он назначен заместителем начальника, в марте 1950 года – начальником Управления надводных кораблей. Он стал инженер-контр-адмиралом 3 ноября 1951 года, в мае 1952 года – назначен заместителем начальника ГУК ВМС СССР. В те годы успешно реализовывались планы строительства кораблей: на четырех заводах строились легкие крейсеры проекта 68-бис, на пяти – эскадренные миноносцы проекта 30-бис, на четырех – средние ДПЛ проекта 613.
В январе 1953 года по представлению адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и с одобрения маршала Н.А. Булганина Павел Котов стал заместителем секретаря Постоянной комиссии по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС, председателем которой был Н.А. Булганин. В марте 1953 года, после смерти И.В. Сталина, комиссию расформировали, а Н.А. Булганин был назначен министром обороны СССР. Несмотря на просьбу П.Г. Котова отпустить его обратно на незанятую должность заместителя начальника ГУК ВМС СССР, Н.А. Булганин сделал его адмиралом для особых поручений – помощником министра обороны СССР по военно-морским вопросам.
На этих постах Котов многое сделал для «оморячивания» министра: организовывал его поездки на Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Выходы на кораблях в море, посещение министром военно-морских баз способствовали решению наиболее острых проблем боеготовности; министр многое увидел, понял и принял ряд решений о развитии инфраструктуры флотов. Для их реализации были созданы необходимые строительные мощности.
С февраля 1955 года по март 1957 года Павел Котов продолжил быть помощником Н.А. Булганина, ставшего Председателем СМ СССР. Но он стремился непосредственно участвовать в строительстве новых кораблей, рвался на флот. После многократных и настойчивых просьб и подачи трех рапортов в конце марта 1957 года он назначен заместителем начальника кораблестроения и вооружения ВМФ по новой технике. В те годы шло строительство первой атомной подводной лодки, обладающей неограниченной дальностью плавания и высокой скоростью. Благодаря самоотверженному труду таких людей, как Павел Котов, наша страна не уступила Западу в борьбе за первенство в создании атомных субмарин. Месяцами он работал в конструкторском бюро, научно-исследовательских институтах, на верфях Северодвинска, Комсомольска-на-Амуре; неделями находился под водой, испытывал атомные лодки на прочность, живучесть, маневренность; выходил в море на испытания баллистических и крылатых ракет, новых мощных торпед.
Судьба связала Котова с замечательными людьми: научным руководителем создания атомной подлодки академиком А.П. Александровым, создателем ядерной энергоустановки для субмарин академиком Н.А. Доллежалем, создавшим целое семейство ракет морского базирования В.П. Макеевым, главным конструктором лодок В.Н. Перегудовым, академиком В.Н. Челомеем. Вместе с ними он решал сложнейшие инженерные проблемы. 18 февраля 1958 года он стал инженер-вице-адмиралом и в середине апреля как заместитель председателя правительственной комиссии участвовал в испытаниях первой опытной АПЛ проекта 627 «К-3», построенной в Северодвинске на заводе № 402 (ныне – ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие»). Дежурный матрос, стоявший на центральном посту, по указанию А.П. Александрова сделал историческую запись в вахтенном журнале: «Впервые в Советском Союзе без угля и мазута на подводной лодке дан пар».
Свое пятидесятилетие Павел Котов отметил в море на борту атомной подлодки, первой – для завода № 199 имени Ленинского комсомола (ныне – ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре и головной – в серии АПЛ проекта 659 «К-45» с крылатыми ракетами П-5. Ее испытания были завершены только в апреле 1961 года.
Он также участвовал в разработке проекта, строительстве и руководстве испытаниями опытной АПЛ проекта 645 «К-27», построенной в Северодвинске на заводе № 402, первой АПЛ, на которой была использована двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическими теплоносителями из сплава свинец-висмут.
В августе 1965 года он был назначен заместителем главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению – начальником кораблестроения и вооружения ВМФ СССР. По должности стал членом Военного совета ВМФ СССР. Его исключительные организаторские способности получили максимальное применение; его вклад в развитие флота стал наиболее существенным и приобрел государственное значение. Строительство кораблей развернулось в невиданных ранее в истории страны масштабах.
Началось строительство новейших эскадренных миноносцев проекта 956, ракетных крейсеров проекта 1164, больших противолодочных кораблей проекта 1155, больших десантных кораблей проекта 1174, тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144, тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143. Одновременно создавались тральщики, катера на подводных крыльях и воздушной подушке, экранопланы и вспомогательные суда обеспечения. Корабли и суда этих типов и сейчас составляют основу ВМФ России.
Постройкой ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ и тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 была завершена крупнейшая в истории подводного военного кораблестроения программа создания подводных ракетоносцев стратегического назначения, одним из руководителей которой стал Павел Котов.
Есть его доля труда и в том, что ракеты, выпущенные из-под воды, пролетев тысячи километров, поражали цель со снайперской точностью; что в 1971 году достигнута рекордная за всю историю скорость подводного движения – 44,7 узла (АПЛ проекта 661 «К-162»), а в 1984 году – рекордная глубина погружения 1027 метров (АПЛ проекта 685 «К-278»); что осуществлялись походы к Северному полюсу, кругосветные плавания под водой.
Он участвовал в разработке проекта самого большого в мире действующего неавианесущего ударного боевого корабля, – флагмана Северного флота тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий»; шести крупнейших в мире АПЛ, занесенных в Книгу рекордов Гиннесса, – тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941; крупнейшей в мире ядерной подводной лодки стратегического назначения «Тайфун».
В результате выполнения планов военного кораблестроения, за реализацию которых непосредственно он отвечал, с середины 1960-х годов до середины 1980-х годов были созданы: устойчивая стратегическая ракетно-ядерная система подводного базирования, что обеспечило достижение стратегического паритета с США; постоянно действующая система борьбы с подводными лодками; система противодействия авианосным соединениям. Получили дальнейшее развитие надводные силы общего назначения. Были созданы оперативные силы плавучего тыла, способные обеспечить свободу действий кораблей отечественного флота в любых районах Мирового океана. Всего в этот период было построено около 180 АПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами и торпедно-реакторным вооружением, 100 крупных надводных кораблей, включая авианесущие и атомные ракетные крейсеры, 500 малых боевых надводных кораблей, 160 тральщиков и 300 вспомогательных кораблей и судов.
25 октября 1967 года Павлу Котову присвоили звание «инженер-адмирал», 18 ноября 1971 года – «адмирал-инженер». За вклад в строительство атомного флота в 1974 году ему присудили Ленинскую премию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1980 года «за большие заслуги в деле создания, освоения и развития вооружения и военной техники и в связи с семидесятилетием со дня рождения» Павлу Григорьевичу Котову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». 26 апреля 1984 года он стал адмиралом.
В марте 1986 года в возрасте семидесяти пяти лет он вышел в отставку, но продолжил работать главным специалистом Научно-технического комитета ВМФ СССР, а позже – Морского научного комитета ВМФ России. В 1990-е годы по понятным причинам роль и значение комитета уменьшились. Однако Павел Григорьевич Котов пользовался большим уважением среди флотских кругов других государств. В частности, он консультировал представителей ВМС Республики Индия по вопросам развития флота. Он тяжело переживал результаты перестройки, развал СССР; и до конца своих дней оставался коммунистом, став членом ВКП (б)/КПСС/КПРФ в 1932 году.
Супруга Матильда Ивановна работала хирургом. Дочь Галина Павловна – инженером-радиоэлектронщиком.
Павел Григорьевич Котов выпустил много статей: «Вклад флотских новаторов» (Техника и вооружение, № 7, 1973), «Броневой пояс Ленинграда» (Мор. сб., № 5, 1975), «Океанский ракетоносный» (Совет. Патриот, 27.07.1975), «Броневой пояс» («Инженерные войска города-фронта», Ленинград, Лениздат, 1979), «Военное кораблестроение в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны» (в соавт. с А.К. Усыскиным, «Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941–1945: ст. и очерки», М., Наука, 1981), «Этапы развития советского военного кораблестроения» (Военно-истор. журн., № 7, 1982), «Судостроители на защите Ленинграда» («На стапелях под огнем: сб. воспоминаний и очерков», Ленинград, Лениздат, 1986) и многие другие. В 1994 году издана его книга «Главное дело жизни» – о деятельности академика А.П. Александрова в Военно-Морском Флоте (М., изд. «Курчатовский институт»); в 2004 году в соавторстве с Н.В.Усенко, В.Г.Реданским, В.К.Куличковым – книга «Как создавался атомный подводный флот Советского Союза» (Военно-историческая библиотека, М., АСТ; Санкт-Петербург, Полигон, 2004).
Герой Социалистического Труда П.Г. Котов награжден орденом Почёта, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями, в том числе «За боевые заслуги», именным кортиком от главнокомандующего ВМФ СССР, а также иностранными наградами, в том числе орденом «9 сентября 1944 года» 1-й степени с мечами (НРБ).
Лауреат Ленинской премии. Почетный гражданин Северодвинска. 25 октября 2011 года Морской кадетской школе города Северодвинска было присвоено его имя, а 28 октября на фасаде знания школы была открыта мемориальная доска в его честь.