КУЛИКОВ Виктор Георгиевич (1921–2013)
Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, почетный гражданин города Орла и Орловской области, города Невинномысск Ставропольского края
Родился 5 июля 1921 года в селе Верхняя Любовша Краснозаринской волости Орловской губернии (ныне – Орловская область). Отец – Георгий Филиппович (1891–1948). Мать – Анастасия Ивановна (1891–1972). Супруга – Мария Максимовна (1922–2011). Дочери – Лидия Викторовна, Валентина Викторовна.
Он писал: «В семье заголодавших крестьян Куликовых рождается сын. Это – я. Меня называют Витькой, Виктором. Быть может, чтобы хотя бы мне светила звезда. Никто, конечно, не думает, что она будет маршальской. Вокруг голод двадцатых. Голод гонит на юг. К хлебу. Семья попадает в Ставрополье».
На новом месте, в станице Невинномысской (ныне – город Невинномысск) отец в 1929 году устроился работать на железную дорогу. Виктор пошел в 1-й класс. В 1938 году он окончил в станице десятилетку и 12 декабря 1939 года поступил по конкурсу в военно-пехотное училище в городе Грозном. 10 июня 1941 года выпускник училища лейтенант Куликов приколов к петлицам по два кубика, убыл к месту назначения в 41-ю танковую дивизию, штаб которой находился в приграничном городе Владимире-Волынском, недалеко от Западного Буга, по которому проходила граница с захваченной немцами Польшей; и начал службу, овладевая новой для него техникой – мотоциклом, танкеткой, бронеавтомобилем.
«Прибыв на место в 41-ю танковую дивизию (22-й механизированный корпус, 5-я армия), я получил должность заместителя командира роты разведчиков, – писал он. – Остановился на частной квартире у какой-то польской панночки. Числа 15-го хозяйка сказала: «Пан лейтенант, с той стороны говорят, что 22-го начнется война...»
Услышав страшную новость, немедленно доложил начальнику, тот отмахнулся, чтобы я меньше слушал бабские сплетни. И я по неопытности двадцатилетнего пацана успокоился совершенно. Стояло медовое лето -- пора самой большой любви и... долгожданных свиданий. И я с головой окунулся в безмятежную жизнь молодых офицеров, которая бурлила вокруг, особенно по вечерам и в выходные дни. В субботу, 21-го, гуляли как всегда до упаду: кино, танцы-обниманцы, и, конечно, назначали новые свидания на завтрашнее воскресенье. И вот... 22-го в 3.15 или в 3.20 (а не так, как все говорят, в 4 часа утра) началась мощная артиллерийская подготовка.
Отступление началось сразу. День и ночь над головой висела авиация. Бомб для нас не жалели. Мы вели тяжелейшие бои».
Через час после начала войны лейтенант Куликов получил первую боевую задачу: во главе группы разведчиков выйти в расположение командного пункта 87-й стрелковой дивизии, которая по тревоге выдвигалась к границе, связаться с ее командиром и, организовав наблюдение, передавать данные в свой штаб. По мере занятия рубежей обороны 41-й танковой и 87-й стрелковой дивизиями, другими соединениями нашей 5-й армии отпор врагу нарастал. Куликов со своими разведчиками оставался в 87-й дивизии. На третий день непрерывных боев немецкие танковые клинья рассекли нашу оборону и замкнулись в тылу наших частей. Куликов с разведчиками пробился к своим танкистам.
«На третий день убило командира мотоциклетной роты, и я, совсем неопытный юнец, должен был по воле обстоятельств занять его место и продолжить командование ответственнейшим военным подразделением. Мы сдали врагу 50-километровую полосу нашей территории, дошли до Ковеля и продолжали быстро отступать. Иногда... просто бежали куда глаза глядели, но, придя в себя, снова собирались в один кулак, распределялись по местности и начинали действовать».
Во время дальнейшего отхода в районе Коростеня, двигаясь лесной дорогой по опушке, отступавшие столкнулись с колонной легковых машин, которые, поравнявшись с ними, остановились. Из одной вышел военный, в котором чуть погодя Куликов с удивлением узнал Маршала Будённого. Он вспоминал: «От неожиданности забыв всю свою неопытность, я выдвинулся навстречу, чтобы представиться и, если понадобится, доложить окружающую обстановку, начав словами:
– Товарищ Маршал Советского Союза, лейтенант Куликов...
Будённый, не дав договорить, окинул меня изучающим взглядом и спросил:
– Какую задачу выполняешь, пионер?
– Мне поставлена задача отойти в направлении Малина и там ждать дальнейших указаний, – смутившись от такого обращения, ответил я.
– А ты не заблудишься? – смягчился маршал. – Карта-то хоть у тебя есть?
– Карты нет, – сказал я, – но направление мне известно...»
После войны у Куликова с Будённым сложились дружеские отношения, но тот так и не вспомнил первой их встречи в кошмаре отступления.
41-я танковая дивизия готовилась к нанесению контрудара. Он был осуществлен 1 июля. Части 22-го мехкорпуса, куда входила бригада, решительным ударом разгромили значительные силы врага и отбросили его на 20–30 километров, вынудив противника ввести в бой крупные резервы. Необходимо было выяснить, откуда и какие резервы гитлеровское командование перебрасывает против наших танкистов. Лейтенант Куликов со своими разведчиками получил и выполнил приказ добыть «языка», давшего ценные показания. Полученные сведения позволили штабу 41-й танковой выйти из-под флангового удара и, оказывая упорное сопротивление, организованно отойти за рубеж старой государственной границы. В ходе упорных боев дивизия понесла потери в танках, часть танкистов стала воевать в пешем строю.
Одной из таких рот командовал Куликов. Она в составе бригады в августе–сентябре 1941 года вела сдерживающие противника бои в Киевской и в Харьковской оборонительных операциях.
Осенью в лагерях в районе Костерово Куликов снова стал заместителем командира разведроты в формируемой 143-й отдельную танковую бригаде, которую вывели в резерв Ставки, а Куликов к марту 1942 года назначен офицером связи. Вскоре бригада подключилась к контрнаступлению под Москвой. 1 марта 1942 года танкисты вступили в бой с противником в районе Старицы Калининской области. Позже под Ржевом Куликов попал в пекло самых тяжелых боев из всех, которые он видел и в которых участвовал до тех пор.
В июле 1942 года капитан Куликов стал заместителем начальника штаба бригады по оперативной работе. В том же году он вступил в ВКП (б). В августе 1943 года майор Куликов в 22 года становится начальником штаба бригады, воевавшей на Калининском, 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах. Он планировал боевые действия бригады в Смоленской, Белорусской, Рижской, Восточно-Прусской и других операциях, где бригада прорывала сильно укрепленные полосы обороны противника, действовала в составе подвижной группы войск, вела оборонительные бои по отражению контрударов танковых группировок противника и участвовала в освобождении Полоцка, Митавы, Тукумса, Данцига, Штеттина и других городов.
Новые обязанности требовали от него сосредоточить внимание на управлении бригадой, разработке боевых документов, организации взаимодействия танков с пехотой, но боевой офицер Куликов старался быть ближе к атакующим танкам. Так было в Невельской операции в октябре 1943 года, где Куликову пришлось вести танковый батальон через проход в минном поле, совершить тактический маневр, выиграть время в наступательном бою.
В Белорусской операции летом 1944 года 143-й танковой бригаде предстояло прорывать оборону противника на болотистой местности. Тщательная разведка, опрос местных жителей позволили штабу «нащупать» проходимые танками места, найти в болотах естественные проходы, поставить четкие задачи саперам на укрепление грунта инженерными средствами. Атака танковой бригады и нашей пехоты утром 22 июля в районе Витебска оказалась для противника неожиданной. Наступая в полосе 22-го гвардейского стрелкового корпуса, танкисты обошли и разгромили опорные пункты врага. В течение лета 1944 года бригада, штаб которой возглавлял майор Куликов, прошла с боями сотни километров и вышла к Балтийскому морю. Весной 1945 года 143-ю танковую переформировали в 66-ю гвардейскую отдельную тяжелую самоходно-артиллерийскую бригаду. Начальником штаба бригады стал гвардии майор Куликов. Штаб под его руководством разработал план боевых действий, чем обеспечил успех бригады при прорыве Данцигского укрепрайона, форсировании Одера, в завершающих боях в районе немецкого города Висмара, где она и закончила свой боевой путь.
В мае 1945 года в его аттестации было отмечено: «...товарищ Куликов работает в должности начальника штаба бригады с августа 1943 года. В боях и повседневной работе показал себя знающим свое дело, умеющим спланировать бои и боевую подготовку. В бою решителен и смел, за что награжден 5 правительственными наградами».
Полковником он стал 17 февраля 1951 года. B 1947 году окончил Высшую бронетанковую школу, в 1953 году – Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 1957 году по так называемому «жуковскому набору» поступил в Военную академию Генерального штаба, в 1959-м окончил ее и был назначен на должность заместителя командующего армией в Белорусском военном округе. Получил звание «генерал-майор» 18 февраля 1958 года.
В 1961–1962 годах он находился в командировке в Республике Гана как старший группы советских военных специалистов для оказания технической помощи: по просьбе президента Республики Гана доктора Кваме Нкрума занимался вопросом создания Единых вооруженных сил Африки.
В 1962–1964 годах являлся первым заместителем командующего, в 1964–1967 годах – командующим 6-й общевойсковой армией (город Петрозаводск) Ленинградского военного округа. Командующий войсками Ленинградского военного округа генерал армии М.И. Казаков в октябре 1965 года отмечал, что товарищ Куликов «по характеру спокойный, выдержанный, но иногда во взаимоотношениях с подчиненными «срывается» и проявляет неоправданную горячность…».
Он стал генерал-лейтенантом 16 июня 1965 года, в том же году был избран депутатом Верховного Совета VII созыва СССР, 4 мая 1967 года получил звание «генерал-полковник» и начал командовать войсками Киевского военного округа. Вспоминал: «...встал вопрос о новом командующем. Судили-рядили: кого назначить? И вот на Политбюро с подачи Косыгина Брежнев вдруг спрашивает:
– А не послать ли нам туда нашего «африканца»?
Прокомандовал я войсками Киевского военного округа два года. Очень старался. И в 1969 году меня направили Главнокомандующим группой советских войск в Германии».
29 апреля 1970 года он получил звание «генерал армии», а в сентябре 1971 года назначен начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР – первым заместителем Министра обороны СССР; 14 января 1977 года стал маршалом Советского Союза и первым заместителем Министра обороны СССР – главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств – участников Варшавского Договора.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1981 года за большой вклад, внесенный в строительство Вооруженных Сил СССР, умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Маршалу Советского Союза Куликову Виктору Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С февраля 1989 по январь 1992 года он служил генеральным инспектором Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1989 годах избран депутатом Верховного Совета Х созыва. С января 1992 года стал советником Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества независимых государств, с сентября 1992 года – советником при Министерстве обороны Российской Федерации. Член ЦК КПСС в 1971–1991 годах, в 1989–1991 годах был народным депутатом СССР. В 1991 году вышел из КПСС.
В 1992 году вышел в отставку и был награжден именным пистолетом. В 1999–2003 годах был депутатом Государственной Думы РФ, в 1999 году – членом исполкома движения Высшего совета «Отечество – вся Россия». В 2000–2003 годах стал председателем Комитета по делам ветеранов Государственной Думы РФ.
Долгие годы он продолжал службу в Министерстве обороны РФ; 21 декабря 1999 года отметил 60-летие своей службы в Вооруженных Силах.
Виктор Георгиевич Куликов – четвертый Маршал Советского Союза (наряду с Семеном Михайловичем Будённым, Сергеем Леонидовичем Соколовым и Василием Ивановичем Петровым), достигший 90-летнего возраста, и второй по длительности пребывания в маршальском чине (36 лет), (первым остается Будённый, 37 лет).
Его супруга Мария Максимовна прошла вместе с мужем Великую Отечественную войну, была хирургической медсестрой. Дочери – Лидия Викторовна стала инженером, Валентина Викторовна – кандидат медицинских наук.
Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Куликов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II , III и IV степени, «За военные заслуги», Почета, четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, девятнадцатью медалями, в том числе «За отвагу» и «За боевые заслуги», иностранными орденами: Сухэ-Батора (Монголия), «За заслуги перед Отечеством» I степени (ГДР), «Звезда Дружбы Народов» I степени (ГДР), тремя орденами Шарнхорста (ГДР), орденами «За службу народу и Родине» (ГДР), Георгия Димитрова (Болгария), «Народная Республика Болгария» I степени, «Возрождение Польши» 3-го класса, «Знамя Венгерской Народной Республики» с алмазами, Красного Знамены (Венгрия), «За воинскую доблесть» I степени (Вьетнам), «Победоносного Февраля» (Чехословакия), «23 августа» 1-го класса (Румыния), «За военные заслуги» I степени (Перу), «Плайя Хирон» (Куба); иностранными медалями: шестью – МНР, пятью – ГДР, девятью – Болгарии, двумя – Кубы, четырьмя – Чехословакии, двумя – СРР, тремя медалями и почетным знаком ПНР, по одной – ВНР, КНДР, Ганы, США.
Лауреат Ленинской премии, премии имени Г.К. Жукова, премии имени М.В. Фрунзе.
Почетный гражданин города Орла и Орловской области, города Невинномысск Ставропольского края. Имя В.Г. Куликова носят школа № 5 г. Невинномысска и Верхне Любовшенская основная школа.