ЦАПОВ Иван Иванович (1922–2011)
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации
Родился 13 ноября 1922 года в деревне Вяльково Гжатского (ныне – Гагаринского) района Смоленской области. Отец – Цапов Иван Григорьевич (1888–1941). Мать – Цапова Екатерина Ильинична (1886–1973). Супруга – Цапова Тамара Ивановна (1926–1992). Дочери: Гришина Светлана Ивановна, Пушкаренко Татьяна Ивановна, заслуженный врач РФ. Сын – Цапов Иван Иванович, полковник Российской армии.
Жил и воспитывался Иван в дружной крестьянской семье, был шестым ребенком из десяти. Еще с детства, пролетавшие изредка над Смоленщиной самолеты привлекали внимание Ивана, будоражили его фантазию. Он мечтал овладеть этой птицей, полетать на ней выше облаков.
Окончив семилетку, он переехал в Москву к старшей сестре Прасковье Ивановне. Учился в ФЗУ завода «Борец». Получив 4-й разряд, работал на этом же заводе модельщиком.
Мечта о небе не покидала юношу.
В 1938–1939 годах Иван Цапов учился в авиационном клубе Осоавиахима Дзержинского района Москвы. Летал на самолетах У-2 и УТ-2. Желание стать военным летчиком привело его в Серпуховскую авиационную школу. Там он учился летать на истребителях И-15бис. После выпуска младшего лейтенанта Цапова назначили в 5-й истребительный авиационный полк 61-й авиабригады Краснознаменного Балтийского флота.
Первый боевой вылет 18-летний офицер совершил 22 июня 1941 года на прикрытие Кронштадтской военно-морской базы от налета вражеской авиации. Вместе с боевыми друзьями он вел разведку, участвовал в бомбоштурмовых ударах по вражеским колоннам на дорогах, охранял корабли Балтийского флота и небо над Ленинградом.
Очень важное задание выполняли истребители Иван Цапов, Александр Мироненко, Анатолий Нефедов, Дмитрий Петрухин, прикрывая на острове Саарема корабли Балтийского Флота и аэродром, с которого балтийские бомбардировщики первыми летали бомбить Берлин. Словом, уже в первые недели войны младший лейтенант Цапов прошел весьма солидный курс боевого применения авиации и ее оружия.
В то напряженное время, в самом начале войны, Цапов нередко совершал по 7-9 боевых вылетов в сутки с различными заданиями. Победа приходила в результате смелых действий в воздушных боях, бомбоштурмовых ударов по войскам и технике противника с использованием атаки со стороны солнца или с темной части неба.
Осенью 1941 года Цапова перевели в 71-й истребительный полк. Командир полка А. Коронец ни о чем не расспрашивал молодого летчика, потому что не раз видел его в боях над Таллином, островом Саарема, над морем, во время штурмовок фашистских колонн.
В начале первой военной зимы туманы и низкая облачность часто сводили на нет усилия воздушных разведчиков. Решили «привязать» истребители к блестящим на свету железнодорожным рельсам, и летчики успешно действовали в направлениях Петергофа, Веймарна, Красногвардейска. Ориентируясь по рельсам, однажды истребители обнаружили большой железнодорожный состав противника. Тройка «чаек» шла на высоте 30-40 метров. Цапов реактивными снарядами поразил паровоз, а его друзья пулеметным огнем атаковали вагоны и платформы с боевой техникой и людьми. Все это рухнуло с насыпи, охваченное пламенем пожара.
Весной 1942 года на одном из участков Ленинградского фронта создалась угроза прорыва. На помощь войскам, оборонявшим город, снова пришли балтийские летчики. В условиях плохой видимости, при дожде и мокром снеге Иван и его товарищи не раз штурмовали фашистские войска. В одном из полетов «чайка» Цапова была повреждена зенитным снарядом. Но из боя он не вышел, атаковал голову вражеской колонны и сумел-таки довести машину на свой аэродром. За смелость и находчивость Цапов получил орден Красного Знамени.
В начале 1943 года Иван снова оказался в полку, в котором начинал войну. Только теперь он уже назывался 3-м гвардейским. Летчик И. Цапов, тоже ставший гвардейцем, с удвоенной энергией громил врага над Ленинградом.
Как-то над линией фронта произошел жаркий бой трех новых истребителей ЛаГГ-3 с четырьмя «мессерами». Две машины врага были подбиты, но и наш летчик А. Потёмкин вынужден был покинуть загоревшийся истребитель. По куполу его парашюта гитлеровцы открыли пулеметный огонь. На помощь товарищу устремились Цапов и Каберов, спасли его. Сохранился документ, характеризующий бесстрашного фронтовика: «Иван Цапов обладает чувством взаимной выручки в бою и, не считаясь с опасностью для себя, выручает товарищей в трудную минуту... Мастерски владея вверенной ему машиной, грамотно и эффективно использует ее тактико-технические данные, кропотливо, настойчиво и умело передает свой опыт молодым летчикам». И не случайно боевого фронтовика, умелого воспитателя Ивана Цапова назначают сначала заместителем командира эскадрильи, а вскоре и комэском.
Когда наши войска погнали оккупантов от Ленинграда, командование решило высадить десант морской пехоты на побережье Нарвского залива. Командиру эскадрильи И. Цапову было приказано прикрыть с воздуха корабли высадки. Группа наших истребителей сбила в бою четыре «юнкерса» и один «фоке-вульф». Остальные вражеские самолеты беспорядочно сбросили бомбы в воду и удалились.
Пример отваги, решимости и мастерства Цапов проявил 28 мая 1944 года, когда его шестерка, прикрывая тральщики в море, завязала бой против 28 «юнкерсов» и 18 «фокке-вульфов». Ни одна бомба тогда не упала на наши корабли.
В последующих боях И.И. Цапов совершил 46 успешных штурмовых действий по войскам и кораблям противника и произвел около 80 воздушных разведок.
8 мая 1945 года он прибыл на Дальний Восток, где участвовал в войне против Японии в должности заместителя командира истребительного авиационного полка.
В конце июля 1944 года Ивану Цапову было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего он совершил 546 боевых вылетов, участвовал более чем в 80 воздушных боях. Сбил лично 13 и в группе 11 самолетов противника.
После войны Иван Иванович окончил Военно-Воздушную академию в Монино, Военную академию Генерального штаба и Высшие академические курсы при Академии Генштаба. Летал на многих реактивных истребителях и дальних перехватчиках, обучал молодых пилотов.
В Вооруженных Силах И.И. Цапов прослужил 46 лет, прошел путь от рядового летчика до первого заместителя командующего войсками округа ПВО страны. Был представителем Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил стран – участниц Варшавского Договора в венгерской Народной армии.
В 1971–1975 годах был депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР 8-го созыва. В октябре 1985 года Иван Цапов уволился из армии с должности генерала-инспектора Войск ПВО страны – заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО по вопросам ПВО дружественных стран.
Генерал-лейтенант Иван Иванович Цапов награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, венгерским орденом Красная Звезда, более чем 20 медалями, в том числе болгарской, венгерской, немецкой, польской, корейской, монгольской. Всего у него 47 наград.
Находясь на пенсии, Иван Иванович являлся членом правления Клуба Героев Советского Союза Москвы и Московской области, вел активную общественную работу.
И.И. Цапов – автор книг «Жизнь в небе и на земле» (М.: «Дельта НБ», 2004) и «Гвардейцы Балтики крылатой» (в соавторстве с В.Н. Коневым и Ю.А. Мясниковым, М.: «Дельта НБ», 2006).