ЦИГАЛЬ Владимир Ефимович (1917-2013)
Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Российской Академии художеств
Родился 17 сентября 1917 года в городе Одессе. Отец – Цигаль Ефим Давидович (1883–1948). Мать – Цигаль Адель Иосифовна (1890–1936). Супруга – Цигаль Елизавета Васильевна (1924 г. рожд.). Сын – Цигаль Александр Владимирович. Дочь – Цигаль Татьяна Владимировна.
В 1927–1930 годах Владимир Цигаль учился в пензенской школе. В 1930 году он переехал в Москву и в 1937 году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.
Будучи студентом-дипломником, в 1942 году Владимир добровольцем ушел на фронт. До 1944 года он служил во флоте в качестве военного художника. Участвовал в высадке десанта в Новороссийск и Керчь, а также в других боевых операциях Черноморского и Балтийского флотов.
В 1945 году Комитетом по делам искусств Цигаль был командирован в Берлин для сооружения совместно с известным скульптором Кербелем памятников воинам Красной Армии в Берлине, Зеелове, Кюстрине.
После демобилизации продолжил обучение и в 1948 году защитил диплом, получив специальность скульптора. С 1947 года Владимир Цигаль – участник всех всесоюзных и многих зарубежных художественных выставок.
В историю отечественного искусства В.Е. Цигаль вошел, прежде всего, как скульптор-монументалист. Первыми послевоенными монументальными работами скульптора стали бронзовый памятник А.С. Макаренко, созданный в 1952 году и установленный в Москве, и Н.А. Островскому.
Пережитое на войне, нашедшее отражение в сохранившихся в архиве скульптора зарисовках – бесценных документах времени, предопределило одну из ведущих тем его творчества. В первую очередь эта тема получила развитие в произведениях монументального жанра. Память о павших в борьбе с фашизмом запечатлена в граните и бронзе сурового по своему духу Мемориала советско-польского боевого содружества (1967, Белоруссия).
Композиционно более сложными, согласованными во всех своих компонентах с ландшафтной средой, являются Монументы героям Гражданской и Великой Отечественной войн, сооруженный в 1972–1982 годах в Новороссийске, на той земле, на которой, по словам скульптора, в годы войны он получил настоящее боевое крещение.
«Нужно место, куда можно принести свою любовь, печаль и память... Память будоражит душу», – говорил он. Завораживающая красота южного пейзажа: небо, море, горы по закону контраста удваивают мощную энергию воздействия пластических образов мемориального комплекса.
На месте бывшего концлагеря Маутхаузен в Австрии весной 1963 года в Международный день узников В.Е. Цигалем создан ставший всемирно известным памятник генерал-лейтенанту, крупнейшему инженеру, ученому Дмитрию Карбышеву. Непокорность и страдание заключены в его образе, во всей заледеневшей фигуре, высеченной из единого мраморного блока. Памятник Дмитрию Карбышеву установлен и в Москве.
В Казани, над широкой Волгой, высится исполненная непреклонной воли бронзовая фигура Мусы Джалиля, татарского поэта, героя Великой Отечественной войны и его боевых соратников (1967).
В Москве, на скрещении многолюдных улиц, воздвигнут монумент легендарному разведчику Рихарду Зорге (1985). В нем особенно удачно скульптор использует композиционный прием со сквозными проемами: очертаниям бронзовой фигуры Зорге вторит силуэт, вырезанный на поверхности стелы, на фоне которой эта фигура представлена. Памятник Рихарду Зорге есть и в Баку. Оригинальное решение его состоит в том, что глаза прорезаны в стеле и, как у икон, смотрят на вас, с какой бы стороны вы ни стояли.
Пафос героической темы в другом московском памятнике – памятнике Сергею Есенину (1972), установленном на бульваре имени поэта, сменяется лирической трактовкой образа. Юношеская фигура Есенина на своем низком постаменте воспринимается как «живой», неотъемлемый компонент окружающей жизни. Она органично слилась с разросшейся на бульваре березовой рощей – символическим выражением истинно русской души есенинской поэзии.
Лирично по своему звучанию и содружество детского врача и его маленького пациента в памятнике «Другу детей Нилу Фёдоровичу Филатову», также установленному в Москве (1960).
Проникновенная поэтика окрашивает и другие монументальные и станковые произведения художника. Среди последних своей выразительностью выделяются женские статуи («Серия обнаженных фигур», 1984). Высеченные из мрамора, отлитые в бронзе, они передают физическое совершенство, живую трепетность и красоту обнаженного тела.
Особыми работами В.Е. Цигаля являются портреты современников, близких. Среди них – композитор Дмитрий Кабалевский (1967), чей образ исполнен вдохновения, скульптор с библейской внешностью Иосиф Чайков (1965), дети Татьяна и Александр (1960) с их хрупким и романтизированным миром. Образы детей многократно трогали сердце мастера. Так, в портрете-композиции он поведал о трагической судьбе Анны Франк (1969), вынужденной скрываться от фашистов в годы Второй мировой войны. Выразительно точны и жанровые композиции В.Е. Цигаля («Маяковский в Америке» – поэт-трибун (1972); «Виктор» – новелла о художнике; «Детектив» – оригинально решенный современный сюжет).
Особого внимания заслуживают работы последних лет. Это цикл бронзовых рельефов (техника, к которой Владимир Цигаль многократно обращался и ранее), сгруппированный им в самостоятельные серии: «Фрагменты истории», «Победители», «Поколения». Каждому из них предшествует рисунок как самостоятельное художественное произведение.
Новая попытка осмыслить свою эпоху в образах древней и современной истории, мифологических и религиозных на этот раз привела скульптора к иной доминанте, свидетельствующей о трагических нотах в его мироощущении. Автор трактует эти образы в психологическом плане, стремясь к их эмоциональной насыщенности, одновременно усиливая их иносказательность, метафоричность. Успешное решение проблемы пространства и динамики, заключенной в нем человеческой фигуры – летящей, падающей, бегущей, умение наметить ландшафтную среду с помощью крохотной детали и «одухотворить» ее, использование эффектов светотеневой нюансировки при обработке пластической формы – все это характеризует богатый изобразительный язык нового цикла художника. Им создано свыше 40 рельефов, демонстрирующихся в обрамлении деревянных рам.
За свой полувековой творческий путь В.Е. Цигаль спроектировал и установил 44 памятника, посвященных выдающимся событиям и деятелям, среди которых, помимо вышеупомянутых: В.И. Ульянову-Ленину в Казани и Ульяновске (1953–1954), Герою Советского Союза и итальянского Движения Сопротивления Федору Полетаеву в Рязани (1971), Хо Ши Мину в Москве (1990), памятник выдающемуся скульптору Н.В. Томскому в Москве и другие. Он также является автором бронзовой скульптуры Георгия Победоносца, установленного в Кремле на куполе Сената (совместно с сыном, А.В. Цигалем, 1995).
В.Е. Цигаль является автором скульптурных композиций «Юный десантник» (1948), «Долой войну!» (1960), «Блок смерти» (1965), «Надежда» (1972), «Военный художник» (1973), «Матрос и медсестра» (1973), «Маяковский и солнце» (1975), «Воспоминания» (1977), «Юная художница» (1980), «Любовь» (1984), «Художник и модель» (1984), «Годы жизни» (1985), «Размышления» (сорок рельефов, 1984–1996) и других; скульптурных портретов моряков-десантников (1943–1975), Николая Островского (1948), С.А. Чаплыгина (1952), А.В. Суворова (1959), летчика-космонавта Г.С. Титова (1962), скульптора И.М. Чайкова (1965), американского художника Рокуэлла Кента (1967), румынского художника Карнелиу Баба (1967), архитектора Я.Б. Белопольского (1983), писательницы Мариэтты Шагинян (1985); скульптуры Фемиды на здании Верховного Суда в Москве, серии фронтовых рисунков и работ из цикла «Размышления» и др.
Работы Владимира Цигаля находятся в собраниях многих музеев в стране и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Вооруженных Сил и других.
За участие в боевых действиях В.Е. Цигаль награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Кавказа». Он – народный художник СССР (1985), народный художник РСФСР (1968), лауреат Ленинской премии (1984), лауреат Государственной премии СССР (1950), лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1966), лауреат премии имени Виктора Попкова (1996), лауреат премии Москвы (1997), «Заслуженный деятель польской культуры» (1973).
В 1978 году избран действительным членом Академии художеств СССР и действительным членом Киргизской академии художеств. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, вьетнамским орденом Дружбы Народов, золотой медалью Академии художеств (за памятник Карбышеву, серебряной медалью имени М. Грекова, медалью «Ветеран труда» и многими другими.
В.Е. Цигаль – член Союза художников СССР (с 1943 года). Автор более 60 памятников, он являлся секретарем Союза художников по скульптуре (1966–1972). С 1950 года на протяжении 30 лет входил в состав художественного совета Министерства культуры СССР. Долгие годы являлся членом жюри многочисленных художественных выставок и конкурсов. С 1991 года по настоящее время он является руководителем творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств.
В.Е. Цигаль написал три книги под общим названием «Не переставая удивляться» (1986, 1994, 1997), неоднократно выступал на радио и телевидении, со статьями в газетах и журналах. Его творчеству посвящены три монографии С.С. Валериуса и Ю.Э. Осмоловского, а также многочисленные публикации в отечественных и зарубежных периодических изданиях.
В начале 2000-х годов Владимир Цигаль создал целую галерею метафорических автопортретов, запечатлевших эпический, почти шекспировский поединок со временем, пространством, драматическими событиями истории.
В 2002 году за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства Владимир Ефимович был удостоен ордена Почета. В 2004 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а в 2012 – одноименным орденом III степени.
Владимир Цигаль любил путешествовать. Начиная с 1956 года, он совершил творческие поездки в более чем 50 стран, в том числе в Италию, Францию, США, Великобританию, Нидерланды, Португалию, Японию, Индию, Непал, Вьетнам. Его персональные экспозиции проводились в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Марокко. В некоторых странах он жил и работал.
Перешагнув 90-летний рубеж, Владимир Ефимович продолжал преподавательскую деятельность. В редкие минуты свободного времени увлекался рыбалкой. Среди других его пристрастий было чтение, особенно книг и статей о жизни интересных людей.