ПАСТУХОВ Николай Исакович (1923–2014)
Народный артист России, лауреат премии «Золотая маска»
Родился 12 мая 1923 года в городе Сураж Брянской области. Отец – Пастухов Исак Никанорович. Мать – Пастухова Зинаида Моисеевна. Супруга – Пастухова Алла Гавриловна. Дочь – Пастухова Людмила Николаевна.
Еще семилетним ребенком Николай впервые увидел постановки «Отелло» и «Горе от ума» и уже в 16-летнем возрасте выбрал для себя профессию, поступив в театральную студию Бауманского дворца пионеров к педагогу С.В. Серпинскому. Вскоре Театр Красной Армии объявил набор во вспомогательный состав. В это время произошло знакомство будущего артиста с великим режиссером А.Д. Поповым, ставшим для Николая Исаковича учителем и идеалом на протяжении всей жизни.
10 октября 1941 года Театр Красной Армии был эвакуирован из Москвы. В связи с этим Николая Пастухова уволили. Целый год актер работал при Клубе милиции, выезжал на фронтовые концерты самодеятельности. В сентябре 1942 года Пастухов сдал экзамены в Театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Однако отучиться удалось только год.
В марте 1943 года Николай Пастухов призван в Красную Армию и направлен в Чебоксарское военное училище связи. Через полгода, в ноябре, рядовой Пастухов становится телеграфистом одной из танковых бригад. В бою под Великими Луками получил легкое ранение, проходил лечение в госпитале в Вышнем Волочке.
В 1944 году продолжил службу в Латышской дивизии в качестве связиста. При освобождении Риги обеспечивал связь в сложных условиях затяжного боя, за что был награжден орденом Красной Звезды. Здесь же, в Риге, для Николая Исаковича закончилась война.
С помощью А.Д. Попова в октябре 1945 года Пастухов был переведен на службу при Театре Красной Армии. Параллельно Пастухов учился по личному плану в соответствии с курсом Щепкинского училища. Все это время Николай Исакович играл во вспомогательном составе, участвуя в основном в массовках. В феврале 1947 года Н. Пастухова демобилизовали.
С 1948 года репертуар Театра Красной Армии был насыщен пьесами на военную тему. Это такие спектакли, как «Тихий океан» (И. Прут), «Последние рубежи» (Ю. Чепурин), «Призванные» (А. Кузнецов, Г. Штайн). И во всех этих постановках Николай Исакович играл солдат, курсантов, офицеров. Эти эпизодические роли были сыграны, по выражению самого Пастухова, «со своей точки зрения», приобретенной с опытом войны. «Многие краски пришли из тех дней, от друзей моих», – признается сегодня Николай Исакович.
В 1949 году Николай Пастухов, единственный из массовки, поехал с театром на гастроли в Австрию.
Окончив в 1950 году обучение в театральной школе, Пастухов женился. В это время остро встала жилищная проблема. Супруги решили на время уехать в Тамбов. Там Николай Исакович играл в местном театре, набирался сценического опыта.
В 1953 году Николай Пастухов вернулся в Москву, в середине 1950-х годов актер получил свою первую главную роль – Мересьева в инсценировке «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Пастухов не ставил для себя задачи сыграть идеального человека, героя. Мересьев у него предстает перед зрителями как обычный летчик. У Николая Исаковича он стал более «очеловеченным», нежели в описании Б. Полевого. Затем последовал спектакль «Фабричная девчонка», в котором Николай Исакович сыграл Бибичева.
Стремление к главным ролям подтолкнуло актера к переходу в 1957 году в создаваемый театр «Современник», но через год, в мае 1958 года, актер во второй и уже последний раз, возвращается в родной Театр Советской Армии. И снова – череда ролей второго плана.
В 1966 году в театре поставили пьесу Е. Черткова «У моря свои законы», где Николай Исакович наконец сыграл одного из главных героев – офицера-подводника капитана 2 ранга Горбачева. А через два года, в 1969 году, режиссер Л. Хейфец поставил чеховскую пьесу «Дядя Ваня». А. Кончаловский, заметив, насколько Николай Пастухов совершенно исполняет роль Телегина-Вафли, пригласил актера сыграть этого же героя в своем одноименном фильме. Николай Исакович был, по словам Кончаловского, «утвержден без проб». Критики после выхода фильма отмечали, что в герое Николая Пастухова «бессловесно говорило все».
Настоящее признание актер получил в 1975 году, за один сезон сыграв Мартыныча в пьесе Р. Феденева «Снеги пали» и Федора Рожнова в художественном фильме Г. Егидарова «О зари до зари». За последнюю роль Николай Исакович получил серебряную медаль имени Довженко в номинации «За лучшую мужскую роль».
В 1976 году Николай Пастухов сыграл в театре одну из своих любимых ролей – Кэлина Обабия в пьесе И. Друцэ «Святая святых». Постановка имела оглушительный успех. Критики отмечали, что «философ и максималист был у Пастухова необыкновенно артистичен». Также говорилось о том, что «Пастухов целиком предан, подчинен образу, им исполняемому».
1980 год стал для актера особым. Николай Исакович был удостоен золотой медали имени Попова – самой дорогой для него награды, полученной за всю творческую жизнь.
К началу 1980-х годов Николай Пастухов имел солидный опыт игры на сцене и в кино. В 1982 году Ю. Еремин специально для Пастухова поставил пьесу М. Горького «Старик», в котором образ, созданный Николаем Исаковичем, поразил зрителей своей натуральностью.
Продолжалась и карьера в кинематографе. В фильме И. Фридберга «Столкновение», снятом по роману М. Слуцкиса «На исходе дня», Пастухов сыграл хирурга Наримантаса. Именно к периоду съемок фильма относятся слова Николая Исаковича: «Я должен вытащить все, что есть во мне, и перенести это в образ». Благодаря кинематографу актер обрел известность и признание миллионов зрителей. В кино и на телевидении он сыграл более 60 ролей, в том числе в картинах «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни Обломова», «Станционный смотритель», «Профессия – следователь», «Леди Макбет Мценского уезда», «Как живете, караси?», «Стрелец неприкаянный».
С распадом Советского Союза работы в кино у Николая Пастухова (как и у большинства актеров) стало меньше. Но он продолжал служить в театре, сыграв в 1990-е годы такие заметные роли, как: Мошкин в спектакле «Холостяк», Отец Франциск в постановке «Много шума из ничего», Костылев в спектакле «На дне». В 2003 году состоялась премьера спектакля «Поздняя любовь», в котором он сыграл Маргаритова, а в следующем сезоне исполнил Тихона в «Бесах» Достоевского.
С конца 1990-х годов Николай Пастухов периодически снимался в кино, исполняя небольшие возрастные роли.
Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными медалями и памятными знаками, Золотой медалью имени А.Д. Попова, Золотой пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры». Лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство».