ХАЛУТИН Александр Иванович (1910–2002)
Заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор
Родился 16 августа 1910 года в деревне Шапкино Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье. Отец – Халутин Иван Иванович (1864–1948). Мать – Халутина Наталья Михайловна (1880–1975). Супруга – Халутина Нина Александровна (1925 г. рожд.). Дочь – Козлова Аэлита Александровна.
Александр заболел авиацией в пять лет – с того дня, когда впервые увидел самолет. Дважды он пытался поступить в летную школу, но был забракован медкомиссией.
В 1928 году приехал в Ленинград, работал каменщиком-кладчиком на стройке и одновременно занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина здесь был легендарный Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА. Чкалов особенно выделил Александра среди других курсантов. Когда планер был построен и испытывался в Дудергофе, Валерий Павлович, сам убедившись в надежности машины, предложил затем лететь ему. Чкалов, по мнению Александра Ивановича, благословил его в небо, научил главному: всегда действовать осмысленно и ничего не бояться.
В 1929 году А.И. Халутин поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей и получил назначение в Гатчину, в 1-ю Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью.
Через два года он участвовал в первом проводимом неподалеку от Ленинграда параде, посвященном Дню ВВС. Во время пролета у Халутина загорелся самолет, но ему удалось сбить пламя и благополучно посадить машину. Александр Иванович участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.
В 1932 году он совершил первый прыжок с парашютом, а уже через год получил серебряный значок «Инструктор парашютного дела ВВС РККА» №79.
За неделю до начала Великой Отечественной войны капитан Александр Халутин, инспектор по летной подготовке 44-й истребительной дивизии, был назначен командиром формирующегося 249-го истребительного авиационного полка, который должен был дислоцироваться в Тульчине, на Украине. К тому времени Александр имел уже десятилетний летный стаж и налет порядка 900 часов на 14 типах самолетов.
В полку была укомплектована всего одна эскадрилья - истребителями И-16. Проявляя инициативу - присоединяя к себе «безлошадных» летчиков и собирая оставленные самолеты, А.И. Халутин сумел полностью укомплектовать полк. При этом одна эскадрилья была переучена на новейший ЛаГГ-3 – для обучения был использован самолет, найденный с пустыми баками и привезенный в полк.
За первые четыре месяца войны, летая с двадцати аэродромов, полк совершил 3594 боевых вылета - треть вылетов, сделанных этой частью за 1941–1945 годы. Было сбито 25 немецких самолетов, 20 – сожжено на аэродромах. При этом потери наших самолетов и летчиков оказались минимальными.
В конце лета 1941 года наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска большой аэродром, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повел туда пятерку «ночников». Противник был застигнут врасплох, и наши самолеты, сбросив бомбы, стали расстреливать из пулеметов стоявшие в линию машины. В это время появились немецкие истребители. Александр Иванович атаковал ведущего – наперерез, снизу, под углом в 90 градусов. Подбитый самолет упал на стоянку. Было также уничтожено 10 стоявших на земле самолетов.
Командуя полком, Александр Халутин выполнял и разведывательные задания в интересах командования Юго-Западного фронта. Летая по-чкаловски, на бреющем полете, он доставлял информацию, позволявшую определить направление движения противника, расположения его позиций, огневых точек.
За время войны самолеты, на которых он летал, получили в общей сумме 53 пробоины. Сам А.И. Халутин был очень серьезно ранен осенью 1942 года. Атаковав и сбив на высоте 8500 метров немецкий бомбардировщик, совершавший разведывательный полет, Александр Иванович получил серьезную травму правого глаза. Глаз удалось сохранить, однако видел он только под определенным углом и процентов на 10. Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он продолжал летать вплоть до 1963 года...
Александр Иванович воевал в небе Украины, Подмосковья, в районе Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой. Войну закончил войну в Курляндии, командуя 171-м Краснознаменным Тульским истребительным авиационным полком. В воздушных боях он лично сбил 5 самолетов противника и столько же уничтожил на земле.
В послевоенное время полковник А.И. Халутин продолжал службу в авиации. В 1950 году, на Ляодунском полуострове, он по приказу командования сформировал и подготовил к ведению боевых действий 50-ю и 37-ю авиационные дивизии, которые были направлены в Северную Корею. С 1950 по 1953 год Александр Иванович командовал 37-й дивизией, которая участвовала в боях с американцами.
По возвращении из Кореи генерал-майор Халутин был назначен начальником прославленного Качинского авиационного училища, через два года возглавил кафедру в военно-воздушной академии.
В летной книжке А.И. Халутина значится, что он летал на 54 типах самолетов - от У-1 до реактивного Миг-17, совершил 10 094 полета. Общий налет составил 3054 часа. Особенности летчика-истребителя – полетов много, но все короткие.
Уволившись в запас, с 1963 по 1994 год Александр Иванович работал начальником группы поиска космических кораблей после посадки и эвакуации экипажей с места посадки на предприятии С.П. Королёва. Он встречал на земле большую часть космических экипажей начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.
Генерал-майор в отставке Александр Иванович Халутин награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды. Он – заслуженный военный летчик СССР, заслуженный ветеран НПО «Энергия», почетный член Центрального аэроклуба, почетный член Всеармейского военно-охотничьего общества.
В 1994 году Александр Иванович вновь занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся 140 прыжкам еще два десятка прыжков на тандеме. На протяжении ряда лет он являлся заместителем председателя Союза ветеранов – парашютистов России при Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова.
В 2000 году А.И. Халутин во время очередной международной парашютной экспедиции совершил прыжок на Северный полюс в возрасте 90-лет, доставив на макушку планеты государственные флаги России и Белоруссии, посвятив этот прыжок 55-й годовщине со Дня Победы в ВОВ. «Не представляете, как приятно было устанавливать на полюсе флаг авиации. Такого, кажется, пока еще никто не делал», – отметил генерал-майор в отставке. Это поистине уникальное событие широко освещалось средствами массовой информации.
В 2001 году за активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи и реализации Программы «Небо, открытое для всех» А.И. Халутин был награжден орденом Дружбы.