РАКИЦКИЙ Александр Николаевич (1920–2007)
Полковник, доктор исторических наук, профессор, почетный ветеран ВДВ
Родился 22 сентября 1920 года в местечке Фастов (ныне – город) Киевской области. Умер в 2007 году в Москве. Отец – Ракицкий Николай Харитонович (1892 г. рожд.). Мать – Ракицкая Анна Степановна (1898 г. рожд.). Первая супруга – Ракицкая Клавдия Ивановна (1922–1987). Сыновья: Ракицкий Владислав Александрович, Ракицкий Юрий Александрович. Супруга – Ракицкая Алла Семеновна (1939 г. рожд.).
Николай Харитонович Ракицкий участвовал в 1-й мировой войне, был заместителем командира взвода, стал кавалером двух Георгиевских крестов и двух медалей «За храбрость»; в годы Гражданской войны пошел воевать комиссаром рабочего отряда и был награжден орденом Красного Знамени; в мирное время работал механиком сначала на железной дороге, затем – на сахарных заводах в Киевской области. Анна Степановна учила детей в начальных классах. После окончания десятилетки в 1938 году Александр Ракицкий по настоянию родителей поступил в Белоцерковский сельскохозяйственный институт. Но студентом 2-го курса он был призван в РККА и зачислен в Ленинградское Краснознаменное пехотное училище имени С.М. Кирова. Через год его 2-й учебный батальон направили в Киевский Особый военный округ. Сначала батальон дислоцировался в военном городке Славута, потом его перевели в Бердичев и, наконец, в Гайсин. Несмотря на частые переезды, вскоре был вновь набран 1-й курс и учеба продолжилась.
По окончании училища в мае 1941 года лейтенант Ракицкий получил назначение на должность командира пулеметного взвода в пулеметную роту 564-го стрелкового полка 195-й стрелковой дивизии. В дивизии, незадолго до этого развернутой в районе города Овруча, полным ходом шло формирование подразделений и частей и доукомплектование офицерским составом, вооружением и боевой техникой. В пулеметной роте, в которую прибыл Ракицкий, помимо него оказался один только офицер – командир роты, лейтенант, а из вооружения – один станковый и один ручной пулеметы, у солдат и младших командиров были лишь винтовки. Однако уже велась активная боевая подготовка. Примерно за неделю до дня нападения гитлеровской Германии на СССР 195-я стрелковая дивизия начала выдвижение к западной границе. Война застала ее сосредоточенной в лесу юго-западнее города Сарны.
Боевое крещение лейтенант Ракицкий получил в начале июля 1941 года, когда 195-я стрелковая дивизия, подвергаясь массированным ударам с воздуха, вступила в бой с врагом северо-западнее города Новоград-Волынский. Пулеметная рота, в которой он служил, сражалась как обычная стрелковая рота, попеременно отражая атаки противника и тут же переходя в яростные контратаки. В одной из ожесточенных схваток Александр был ранен и отправлен в госпиталь в город Лебедин.
После выздоровления лейтенант Ракицкий вернулся на фронт в должность командира роты 640-го стрелкового полка 147-й стрелковой дивизии. Его рота держала оборону на юго-западных подступах к Киеву вместе с 6-й воздушно-десантной бригадой полковника В.Г. Жолудева. Особенно кровопролитные бои развернулись с 8-го по 11 августа. В день отражался десяток вражеских атак. За четыре дня штурма Киева противнику удалось захватить лишь аэродром Жуляны и село Красный Трактир. На помощь 6-й воздушно-десантной бригаде прислали отряд рабочих завода «Ленинская кузница» и батальон десантников 1-го воздушно-десантного корпуса, в состав которого влились остатки роты Ракицкого. 147-я стрелковая дивизия, сдав полосу обороны 3-му воздушно-десантному корпусу, ушла за Днепр.
13 августа 1941 года 3-й воздушно-десантный корпус нанес мощный контрудар по врагу. Десантники, в том числе и рота Ракицкого, освободили аэродром и железнодорожную станцию Жуляны и еще десять населенных пунктов. Противник был отброшен более чем на пятнадцать километров от Киева. Так Александр Ракицкий стал десантником.
Серьезнейшим событием его фронтовой биографии стало участие в обороне Сталинграда в составе 37-й гвардейской стрелковой дивизии, созданной на базе 1-го воздушно-десантного корпуса. В должности начальника штаба батальона, временно – командира батальона, затем – помощника начальника штаба полка, помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии он защищал дальние и ближние подступы к городу, воевал на его улицах, не раз оказываясь на волосок от смерти.
14 октября 1942 года стало днем самых ожесточенных боев за весь период обороны Сталинграда. В 8 часов утра началась продолжительная огневая подготовка. Тысячи немецких орудий и минометов, основные силы авиации 4-го воздушного флота, а также выдвинувшиеся к переднему краю танки и штурмовые орудия открыли ураганный огонь по позициям 37-й дивизии. Артиллерийская канонада не прекращалась до поздней ночи. Вражеская авиация совершила в тот день более трех тысяч самолето-налетов. Но как только в атаку пошли пехота и танки противника, их встретил огонь гвардейцев-десантников.
В это время капитан Ракицкий и лейтенант Яковлев выползли из оврага, где размещался КП дивизии, и только успели переместиться в кювет дороги, чтобы оценить ситуацию в районе Тракторного завода, как начался очередной налет. Разрывом бомбы Ракицкого глубоко засыпало землей в воронке. К счастью, тогда все обошлось: его спасли подоспевшие товарищи.
На следующий день, 15 октября, 30 пикирующих бомбардировщиков противника нанесли мощнейший удар по КП дивизии, располагавшемуся в двух оврагах на южной окраине Тракторного завода. Многие блиндажи и землянки были разрушены и завалены землей, в том числе блиндаж комдива В.Г. Жолудева, узел связи, блиндаж оперативного отделения, в котором находился и капитан Ракицкий. Только через час удалось откопать и освободить большинство людей, а в блиндаж комдива воздух пришлось подавать через специальную трубу. Командный пункт продолжал руководить боем.
16 октября, когда КП готовился перейти в новый район, над оврагом появилась группа вражеских солдат. Комиссар штаба дивизии, батальонный комиссар И.М. Сутырин и капитан Ракицкий молниеносно собрали свободных офицеров, писарей, связистов, посыльных, солдат комендантского взвода и повели их в атаку на прорвавшуюся группу. Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. Комиссар Сутырин, лично уничтоживший около десятка гитлеровцев, погиб на поле боя, а капитан Ракицкий был ранен, но остался в штабе и продолжал исполнять свои обязанности.
Потом последовали отчаянные бои в цехах Тракторного завода, на территории заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь», у 62-й переправы.
В представлении о награде, подписанном командиром и военкомом 37-й гвардейской дивизии, значится: «Гвардии капитан Ракитский как оперативный работник показал себя грамотным командиром в оперативной работе. В боях за гор. Сталинград гвардии капитан Ракитский своевременно выполнял задания командования, ежедневно контролировал боевые порядки частей, давал конкретные указания командирам батальонов на местности, уточняя обстановку с целью правильности расстановки огневых средств, обеспечивая выполнение поставленной задачи. В момент самого сильного разгара боя 11, 14, 17.10.42 выходил непосредственно в боевые порядки частей, передавая боевые распоряжения командования дивизии, принимая непосредственное участие в восстановлении положения 640 сп. Достоин правительственной награды ордена «Красная звезда».
30 октября 1942 года помощник начальника 1-го отделения штаба дивизии Ракицкий был награжден медалью «За отвагу».
В 1943 году он в составе 65-й армии Центрального фронта принимал участие в Курской битве, освобождении северных районов Украины, Брянщины, форсировании рек Десна, Сож, Днепр, в Гомельско-Речицкой наступательной операции. Накануне назначенного на 18 ноября 1943 года удара по Речице в 37-ю дивизию пришло распоряжение выбрать одного кандидата для отправки в Москву на учебу в академию. Этим кандидатом закономерно стал Ракицкий.
По прибытии в Москву он был зачислен в Высшую разведывательную школу Генерального штаба Красной Армии, созданную 27 августа 1940 года слиянием 2-го специального факультета Военной Академии Красной Армии имени М.В. Фрунзе с курсами переводчиков, Центральной школой подготовки командиров штаба (ЦШПКШ) и Разведывательными курсами усовершенствования командного состава (РКУКС) Разведывательного Управления.
После окончания ВРШ Генштаба в 1946 году он начал службу начальником разведки 10-й гвардейской стрелковой дивизии Закавказского военного округа.
В дальнейшем майор, а затем подполковник Александр Николаевич Ракицкий окончил основной и военно-исторический факультеты Военной академии имени М.В. Фрунзе, Институт журналистского мастерства, стал членом Союза журналистов СССР, служил в штабе Центральной группы войск в Австрии. Потом наступил длительный период работы в войсках, военных и гражданских академиях, активной общественно-политической деятельности. Подполковник, а затем – полковник А.Н. Ракицкий преподавал военную историю в Академии имени М.В. Фрунзе, историю военного искусства в Военно-политической академии имени В.И. Ленина, историю КПСС (и стал профессором кафедры истории политических партий) в Московской государственной юридической академии; почти 10 лет работал начальником первого отдела, заместителем главного редактора «Военно-исторического журнала». В это время он вел большую научную и творческую работу: защитил кандидатскую и докторскую диссертации, писал научные статьи, очерки, книги («Активная оборона, 1941», «Победный 1945-й», «Герои огненных лет», «Люди бессмертного подвига» и другие).
После выхода в отставку в 1979 году Александр Николаевич был членом Московского комитета ветеранов войны, председателем культурно-просветительной комиссии, заместителем председателя Информационно-аналитической комиссии Совета СНГ, председателем Совета ветеранов 37-й гвардейской стрелковой дивизии, Московской государственной юридической академии, членом Совета ветеранов муниципального района «Соколиная Гора» города Москвы, председателем Совета ветеранов ВОВ МГЮА; неоднократно участвовал в Парадах Победы на Красной площади.
Первая супруга Клавдия Ивановна тоже участвовала в Великой Отечественной войне, тоже была разведчицей, майором, после войны работала филологом – преподавателем персидского языка в Военной дипломатической академии. Сыновья трагически рано ушли из жизни: Владислав Александрович окончил институт иностранных языков, работал в итальянской фирме, умер от болезни сердца; Юрий Александрович, выпускник МИФИ, заведующий лабораторией, трагически погиб в автомобильной катастрофе. Вторая супруга Александра Николаевича Алла Семеновна работала врачом-рентгенологом.
Александр Николаевич Ракицкий награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя медалями «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», знаком «Почетный ветеран ВДВ» и другими.