ФРОЛОВ Василий Сергеевич (1923–2006)
Герой Советского Союза, участник Парада Победы 1945 года
Родился 20 февраля 1923 года в деревне Малая Каменка Тверской области, в крестьянской семье. Отец – Фролов Сергей Фролович (1899–1944). Мать – Фролова Александра Ивановна (1900–1979). Супруга – Фролова Надежда Максимовна (1922 г. рожд.). Дочь – Светлана Васильевна. Сын – Виктор Васильевич Фролов.
В юности Василий Фролов мечтал стать художником. Но после окончания Вязниковского аэроклуба в 17-летнем возрасте был призван в армию и направлен в Таганрогскую школу пилотов. В связи с началом войны ему пришлось проучиться в ней всего лишь год. Затем в звании сержанта его перевели в Краснодарское военное училище.
Училище было эвакуировано в азербайджанский город Агдам. Там 26 курсантов написали рапорты с просьбой отправить их на фронт. Фролова и его товарищей направили под Тбилиси на переучивание с самолета СБ на штурмовик Ил-2.
После 6-месячных курсов В. Фролова направили в 210-й штурмовой авиационный полк (шап) 230-й штурмовой авиационной 4-й воздушной армии под командованием генерала К.А. Вершинина. Вскоре Василию в составе группы штурмовиков довелось выполнять первое боевое задание. Группу возглавлял известный летчик Н.А. Зуб. Вылет оказался неудачным. Было сбито 15 советских самолетов: из первой пятерки сразу три, в том числе и самолет Н.А. Зуба.
В очередном вылете на прорыв «Голубой линии» на Тамани в самолете Фролова разорвался зенитный снаряд. Изнемогая от боли и теряя сознание, он дотянул до своего аэродрома. При посадке поврежденный самолет развалился. Василий попал в госпиталь. Прошел месяц, и он вернулся в свой 210-й полк.
При бомбово-штурмовом ударе по позициям артиллерии и танкам противника севернее Керчи самолет В. Фролова был сбит, упал на передовую позицию своих войск. А с возвращением в полк выявилось, что бомбы Фролова взорвались на немецком КП, где находились высокие чины вермахта. На него было написано представление на присвоение звания Героя Советского Союза. Но за этот вылет он получил орден Красного Знамени.
При освобождении Крыма южнее Керчи в районе населенного пункта Эльтиген был высажен десант наших войск. 210-й шап производил полеты на поддержку наших десантников и сбрасывал им на парашютах боеприпасы и продукты. В одном из вылетов самолет Василия Фролова был подбит. Это было в 1943 году.
Много позже, в 1986 году, когда он работал в Монголии представителем Аэрофлота, произошла встреча с тем самым немецким летчиком, который сбил Василия Сергеевича, летая на «Фокке-Вульф-190». В 2002 году в журнале «Мир Аэрофлота» в честь Дня авиации был опубликован материал «Необычная встреча», посвященный этому событию.
...Прошло всего лишь 2 дня после того, как Фролов был сбит. На третий день по его просьбе он был включен в состав группы, которая получила задание сбросить парашюты с оружием и продовольствием Эльтигенскому десанту.
Погода стояла отвратительная. Почва грунтового аэродрома стала непригодной для взлета-посадки. В конце разбега на самолете Фролова отказал мотор. Он, не успев убрать шасси, перевернулся вверх колесами и упал в Ахтанизовское озеро в 250 метрах от берега. Весь личный состав полка бросился на спасение Фролова и его воздушного стрелка. Пять часов боролись за спасение экипажа. Воздушный стрелок погиб. Фролова вытащили вместе с сиденьем. На самолете По-2 его доставили в госпиталь в Ессентуки. Спустя месяц он вернулся в полк.
После освобождения Крыма 210-й шап был перебазирован в город Кировоград на переформирование и включен в состав 17-й воздушной армии, командующим которой был генерал-полковник В.А. Судец. Полк вел боевые действия в Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии.
Шел 1944 год. 210-й шап находился на аэродроме Кишкунлацхаза, расположенном в 18 километрах от Будапешта. Висела низкая облачность. Авиация почти бездействовала. В штаб полка поступило боевое задание. Немецкие войска намеревались прорвать кольцо, которым была окружена в Будапеште крупная немецкая группировка. Ведущим группы самолетов назначили лейтенанта В. Фролова. Он в последнее время часто водил группы штурмовиков на выполнение боевых заданий и не имел потерь личного состава.
Группа взлетела и взяла курс на цель севернее населенного пункта Замоль. Подлетая, ведущий обнаружил справа до 10 танков. Слева, еще не рассредоточившись, стояли сотни танков, бронетранспортеров и артиллерийских орудий. Высота была всего 450-500 м, а на каждом «иле» было подвешено по 120 противотанковых бомб. Фролов скомандовал: «Атака! Бомбы!».
Через мгновение самолет Василия резко пошел вниз. Летчики по радио услышали его сообщение: «Я подбит, моему заместителю возглавить общую колонну! Идите на свой аэродром...». Оказалось, что самолет Фролова был пробит насквозь бронебойным снарядом. Бензин вылился, и Василий Сергеевич вынужденно посадил самолет на фюзеляж на территории противника.
Когда штурмовики прилетели на свой аэродром, были проявлены пленки. На них было видно, как полыхало около 20 танков и бронетранспортеров.
Фролов же 15 дней бродил в тылу врага. Он встретился с 4 венграми, которые не хотели воевать на стороне немцев. Вместе они перешли линию фронта. Венгры остались в корпусе, а летчики на попутных машинах добрались до своего аэродрома. Через 5 дней в полк пришел запрос: «Представить материалы на присвоение В.С. Фролову звания Героя Советского Союза».
Будущая супруга Василия Сергеевича, Надежда Максимовна, во время войны служила с ним в одном полку. Отец Василия, Сергей Фролович, также воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1944 году он погиб, был похоронен в Латвии.
На последнее боевое задание Василий Фролов вылетел 12 мая 1945 года с аэродрома в Гетцендорфе в Австрии. Он нанес удар по противнику, который все еще не сдавался советским войскам.
24 июня 1945 года Василий Фролов и трое его однополчан прошли в парадном строю по Красной площади в Москве.
После окончания Военно-воздушной академии Василия Сергеевича заместителем командира авиаполка по летной подготовке. Там он переучился для полетов на самолете МиГ-15. Намечалось его назначение командиром полка.
Однажды в полк приехали два полковника и сагитировали его учиться в Высшей военной дипломатической академии. Ее он окончил с отличием в 1960 году. В том же году В.С. Фролов был направлен в Мексику, позже работал в Испании, Перу, Чили, Ямайке, КНДР, Болгарии и Монголии. Работа была не из легких, несмотря на то, что он в совершенстве владел английским и испанским языками.
С возвращением из Монголии его пригласили в июне 1991 года в Кремль, где и вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. В.С. Фролов награжден также двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, орденом, Красной Звезды многими медалями.
После увольнения из армии полковник в запасе Василий Фролов работал в Аэрофлоте. Выйдя на пенсию, он оставался подвижным и деятельным человеком, вел большую общественную работу по воспитанию молодого поколения.
Первый заместитель председателя Совета ветеранов 210-го штурмового авиационного полка, первый заместитель председателя Совета ветеранов войны 4-й воздушной армии, почетный член клуба «Берендей», внештатный сотрудник Московского дома ветеранов. Василий Сергеевич Фролов открыл музей авиации в 40-й школе-интернате г. Москвы (ныне – Московский кадетский корпус юстиции) на ул. Тухачевского, 46. В дар ему передал телевизор и ряд экспонатов.
В.С. Фролов работал инструктором отдела информационно-пропагандистской работы Международного коммерческого управления гражданской авиации.
Ветеран регулярно выступал в школах, других учебных заведениях, в организациях, санаториях и госпиталях, на торжественных мероприятиях, на радио и по телевидению. В.С. Фролов – автор книг «Жизнь в авиации», «Авиация – судьба моя» и других.