ФЛЕЙШМАН Алексей Дементьевич (1917–2006)
Герой Советского Союза, полковник
Родился 29 июля 1917 года в селе Гришковцы Бердичевского района Житомирской области (Украина). Отец – Флейшман Дементий Андреевич (1882–1957). Мать – Суханюк Ольга Фёдоровна (1887–1919). Супруга – Городищенина Анна Федоровна (1925 г. рожд.). Сыновья: Владимир Алексеевич Флейшман, Евгений Алексеевич Флейшман.
Алексей рос в многодетной семье, трудился с малых лет. После окончания сельской школы в 1931 году поступил в ФЗУ Житомира, в 1933 году – в школу автомехаников. С мая 1934 года работал в авиамастерской и одновременно учился на рабфаке. Окончив Житомирский аэроклуб, в марте 1939 года А. Флейшман поступил в Одесскую военную школу летчиков, в которой учился до октября 1940 года. Окончив ее в звании младшего лейтенанта, он был назначен на должность летчика в 4-й истребительный авиационный полк 50-й смешанной авиационной дивизии в Кишиневе.
22 июня 1941 года в 4 часа 45 минут Алексей Деметьевич совершил свой первый боевой вылет на прикрытие Кишинева. Летал на самолете И-153 «Чайка», выполнял боевые вылеты в основном на штурмовку войск противника на переправах через реки Прут, Днестр, на дорогах Молдавии и юга Украины. Совершил более 60 боевых вылетов.
В октябре 1941 года полк направили в Кинешму, где А.Д. Флейшман за короткий срок освоил английский самолет «Хаукер-Харрикейн».
5 ноября 1941 года полк перелетел на аэродром Туношна для выполнения задач противовоздушной обороны Ярославля, Рыбинска, севера Московской области. Здесь в октябре – июне 1942 года Алексей совершил свыше 60 боевых вылетов. В июне 1942 года полк перевели на полевой аэродром северо-восточнее Воронежа, где Алексей лично сбил 3 немецких самолета, провел 7 воздушных разведок.
С начала 1943 года А.А. Флейшман воевал заместителем командира эскадрильи на Сталинградском фронте. Совершил 68 боевых вылетов, сбил 3 немецких самолета лично и 4 – в группе.
23 февраля на аэродроме Саратовского авиазавода колхозницы из села Синенькие Красноармейского района вручили Алексею Дементьевичу и его боевым товарищам самолеты Як-1 с надписью «За Родину». Он вспоминал этот момент с волнением: «К трибуне подошла пожилая колхозница с загорелым, обветренным лицом и, обращаясь к нам, сказала: «Дорогие наши сыновья, жители нашего села на свои сбережения купили четыре самолета, мы вручаем их вам, а вы бейте фашистов, гоните их с родной земли. Если в бою самолет погибнет, мы вам еще купим, а если что-то случится с летчиком и он не сможет воевать, – приезжайте к нам в колхоз. Мы вас примем как сыновей».
С 14 апреля по 1 июня 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Флейшман участвовал в сражениях на Кубани. Совершил 54 боевых вылета, сбил 4 самолета лично и 3 – в группе. В одном из воздушных боев сбил «мессера» над линией фронта. Ветеран вспоминал: «Бомбардировщики противника на самолетах Ю-88 пытались наносить удары по нашим войскам на линии фронта с высоты семь тысяч километров. 7 мая 1943 года большая группа Ю88 появилась юго-западнее Новороссийска на высоте 7000 метров. Летчики второй авиационной эскадрильи находились в районе станции Крымская на высоте три тысячи метров. Ведущим был я. Получив информацию с земли о направлении полета бомбардировщиков, принял решение набирать высоту на перехват противника, о чем передал летчикам по радио. Несмотря на отсутствие у них кислородных масок и кислорода в баллонах, летчики смогли подняться до высоты 6000 метров, но чувство кислородного голода заставило их пойти на снижение, а затем на посадку.
Позже опыт, полученный в полетах на больших высотах в ПВО Ярославля, позволил мне подняться на высоту 7000 метров. В завязавшемся воздушном бою я сбил Ме-109. Отвесным пикированием вышел из боя и нормально приземлился на аэродроме Абинская».
В июле-сентябре 1943 года он участвовал в боях на Курской дуге. 24 августа Алексею Дементьевичу Флейшману было присвоено звание Героя Советского Союза, и он был направлен в Военно-воздушную академию. К тому времени он совершил 326 боевых вылетов, провел более 60 воздушных боев, сбил 13 самолетов противника лично и 14 в составе группы.
С марта 1946 года в звании капитана служил на командных должностях в авиаформированиях в Пхеньяне (Северная Корея), в Комсомольске-на-Амуре, в городе Дальний (КНР), в Приморье.
В августе 1956 года в полете на МиГ-17 произошла аварийная ситуация, в результате которой А.Д. Флейшман был контужен, а позже уволен из ВВС в звании полковника.
После излечения он работал лектором областного общества «Знание» в Харькове, директором планетария, в агропроектном институте.
В 1982 году вышел на пенсию, продолжал работать лектором областного общества «Знание», председателем сектора военных знаний. С 1986 по 1989 год А.Д. Флейшман возглавлял Совет ветеранов войны и труда Фрунзенского района Харькова.
В 1995–1999 годах являлся председателем Совета инвалидов войны и военной службы Харьковской области и председателем Совета инвалидов войны и военной службы Фрунзенского района Харькова.
Герой Советского Союза Алексей Дементьевич Флейшман награжден орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Богдана Хмельницкого, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, многими медалями.
В городе Харькове на доме, в котором жил герой, установлена мемориальная доска.