ФЁДОРОВ Иван Евграфович (1914–2011)
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник
Родился 23 февраля 1914 года в станице Каменская Области Войска Донского (ныне – город Каменск-Шахтинский Ростовской области), в семье крестьянина. Отец – Фёдоров Евграф Васильевич (1897–1962), участник Гражданской войны, воевал в 1-й Конной армии. Мать – Денисова Надежда Ивановна (1897–1960). Супруга – Фёдорова (Николаева) Анна Алексеевна (1933 г. рожд.).
И.Е. Фёдоров родился в семье участника Гражданской войны, его отец, Евграф Васильевич, воевал в 1-й конной армии. Иван был старшим в большой семье – приходилось много трудиться, помогая ей выжить. Учиться получалось лишь урывками. И все-таки семилетку Фёдоров окончил и поступил в ФЗО при Луганском паровозостроительном заводе имени Октябрьской Революции. Трудился слесарем-инструментальщиком-лекальщиком, затем более года – помощником машиниста на паровозе и, наконец, машинистом.
В начале 1930-х годов по всей стране звучал призыв: «Комсомольцы – в авиацию!». Увидев как-то самолет в небе, Иван стал усиленно заниматься спортом, причем многими видами; выполнил норматив мастера спорта по боксу. День ото дня все больше разгоралась его мечта стать летчиком. Так он оказался в планерном кружке. Молодые парни под руководством инструктора Петра Тимофеевича Стефановского построили планер, отвезли его в Коктебель. На нем-то Иван Федоров и совершил свой первый полет.
В 1933 году И.Е. Фёдоров завершил обучение в школе военных пилотов и, получив звание лейтенанта, стал инструктором. Вскоре он был направлен в 96-ю истребительную авиационную бригаду. Там он совершенствовал летное мастерство. Тогда же он женился на Анне Артёмовне Бабенко (1914–1988). Иван обучал Анну летному делу. С ней, участницей Великой Отечественной войны, он прожил до ее кончины.
В июле 1936 года в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж. Вовсю полыхала национально-революционная война. Иван Фёдоров писал многочисленные рапорты с просьбой отправить его добровольцем, но они оставались без ответа.
Однажды ему представился случай. После первомайского воздушного парада в Москве в 1937 году, в котором участвовал Фёдоров, лучшие пилоты были приглашены на прием в Кремль. От имени своих товарищей Иван Евграфович обратился к Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову с просьбой направить его и однополчан в Испанию, и был услышан.
Почти год Фёдоров принимал участие в боях в испанском небе. За это время он сбил 11 самолетов, был дважды ранен, но всегда благополучно возвращался на базу. В 1938 году он вернулся на Родину, где был награжден двумя орденами Красного Знамени. Из Москвы он вновь был направлен в свою 69-ю авиабригаду.
Далее Ивану Евграфовичу довелось участвовать в боях на Хасане, Халхин-Голе, в войне с Финляндией, побывать в командировках в Китае, других странах.
Великая Отечественная война застала летчика-испытателя в Горьком. Там он поднимал в небо новые самолеты, созданные авиаконструктором Семёном Алексеевичем Лавочкиным. Фёдоров писал рапорты, просил отправить его на фронт, но получал категорический отказ. И тогда он решился на лихой поступок. В июне 1942 года на истребителе Лагг-3, который испытывал, он улетел на Калининский фронт. Правда, по рации сообщил руководству авиационного завода: «Ждите по окончании войны, если уцелею».
Самолет он посадил на аэродром, где в это время находился командующий 3-й воздушной армией генерал Михаил Михайлович Громов, который знал Фёдорова.
Вскоре старшему инструктору по технике пилотирования майору И.Е. Фёдорову командующий 3-й воздушной армией приказал создать особый авиационный полк из 42 летчиков-истребителей высшего класса. За годы существования этого полка ими было сбито значительное количество самолетов противника.
Победу в Великой Отечественной войне полковник Фёдоров встретил на Ленинградском фронте командиром 273-й Гомельской истребительной авиационной дивизии. К двум орденам Красного Знамени прибавилось еще семь боевых наград.
Прилетев в Москву, он встретился с авиаконструктором С.А. Лавочкиным. «Вот и попался, беглец, – такими были первые слова знаменитого конструктора, истребители которого наводили страх на немецких летчиков. – Завтра же идем к наркому авиационной промышленности».
И вновь летчик-испытатель поднимал в небо все новые и новые самолеты конструкторского бюро Лавочкина. «Мне, – часто говорил он в ту пору, – нравится работа летчика-испытателя. В каждом полете есть что-то новое, один полет не похож на другой. Ни в какой сфере деятельности невозможно получить столь острые ощущения, как в испытательных полетах. Мне всегда хотелось порадовать свою Родину новым самолетом, созданным великим конструктором и испытанным мною...».
5 марта 1948 года за выдающееся летное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолетов, и за освоение высоких скоростей полета Президиум Верховного Совета СССР присвоил Ивану Евграфовичу Фёдорову звание Героя Советского Союза. Это было третье представление Фёдорова к высокому званию. Первое – в годы сражения в испанском небе. Второе – в период Великой Отечественной войны. И только третье представление, возможно, вобравшее в себя и предыдущие, было реализовано.
До 1954 года И.Е. Фёдоров продолжал испытывать новые самолеты. В Свидетельстве заслуженного летчика-испытателя за подписью М.М. Громова значилось: «Разрешены полеты на всех типах современных серийных и опытных самолетов днем и ночью... Допущен к полетам на самолетах современных типов в сложных метеоусловиях».
Иван Евграфович первым испытал самолет Ла-160 со стреловидным крылом в 35 градусов. Затем он первым же услышал звук двигателя нового самолета Ла-176 со стреловидностью уже в 45 градусов. Случилось это 26 декабря 1948 года, когда был преодолен звуковой барьер. У Фёдорова на испытании скапливалось до 10 самолетов, порой совершенно различной конструкции. Семён Алексеевич Лавочкин спрашивал Ивана Евграфовича: «А, скажи, пожалуйста, где ты больше проводишь времени: в небе или на земле?» Полушутливый вопрос был не случаен. В отдельные дни летчик-испытатель поднимался в воздух по нескольку раз. И хотя продолжительность некоторых полетов исчислялась минутами, общий налет составлял в день 5-6 часов.
В марте 1954 года после окончания летной службы полковник И.Е. Фёдоров вышел в запас и был направлен в Министерство иностранных дел.
В 1955–1956 годах он работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956–1960 годах был ответственным референтом спецотдела Управления делами МИД СССР.
В 1960–1963 являлся сотрудником посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в МИД СССР.
Выйдя в 1974 году на пенсию, Иван Евграфович работал на общественных началах в министерстве. Он часто встречался с молодежью. Ему было что вспомнить: о встречах с крупными государственными и военными деятелями: И.В. Сталиным, К.Е. Ворошиловым, А.И. Шахуриным, М.М. Громовым, С.А. Лавочкиным...
Герой Советского союза Иван Евграфович Фёдоров награжден орденами Почета, Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, четырьмя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, орденом «Лавры Мадрида» (Испания), медалями, в том числе «За боевые заслуги». Удостоен также многих орденов и медалей иностранных государств.
В 2007 году об Иване Ефграфовиче Фёдорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссер – Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского), который удостоился специального диплома и медали «Пётр I» за новизну раскрытия образов героев Великой Отечественной войны на Пятом Международном фестивале военного кино имени Ю.Н. Озерова. Премьера картины состоялась ко Дню Российской Армии в феврале 2008 года на телеканалах «Культура» и «РТР-Планета».
И.Е. Фёдоров также стал прототипом главного героя книги Антона Кроткова «Воздушный штрафбат» (М. Русь-Олимп. 2010 год).
7 сентября 2012 года на его родине, в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области, был установлен обелиск в честь Героя Советского Союза И.Е. Фёдорова.