ЩЕРБАКОВ Александр Александрович (1925-2013)
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук
Родился 15 сентября 1925 года в городе Сормово Нижегородской губернии. Отец – Щербаков Александр Сергеевич (1901–1945). Мать – Щербакова (Пестроухова) Вера Константиновна (1903–1947). Супруга – Щербакова (Тренина) Нинель Станиславовна. Дочь – Щербакова Елена Александровна.
В авиацию А.А. Щербаков – будущий ас – пришел случайно, хотя в 1930-е годы все его сверстники грезили подвигами в небе. Саша рос в большой и дружной семье видного партийного и государственного деятеля. Его отец, Александр Сергеевич, с октября 1941 года возглавлял коммунистов Москвы и Московской области и одновременно с 1941 года был секретарем ЦК ВКП(б), с июля 1942 года – начальником Главного политуправления РККА, заместителем наркома обороны СССР, начальником Совинформбюро.
Забота о сыновьях легла главным образом на плечи его жены. Редкие часы отдыха Александр Сергеевич уделял детям, особенно старшему Саше. Беседовал с ним о прочитанных книгах, требовал чаще бывать в театрах, на выставках, заниматься спортом. Нежные отцовские чувства скрывал, был строг, но справедлив и внимателен. Его не беспокоил вопрос, кем станет первенец. Волновало другое: каким гражданином он вырастет. Александр Сергеевич писал сыну: «Мой родной Шурочка! Мне очень приятно было услышать, что ты хорошо учишься и с дисциплиной у тебя в порядке. Я очень прошу тебя... быть лучшим. Не исключено, что вас всех призовут в ближайшее время в армию... и надо быть готовым в любое время к тому, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. Шлет тебе привет братишка, он уже декламирует «Левый марш».
В 1943 году подошел срок призыва в армию. За компанию со школьными друзьями Александр решил поступать в летную школу. Отец поддержал его выбор. После окончания ускоренного курса Вязниковской военной авиашколы пилотов младшего лейтенанта Щербакова направили в 12-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, который нес боевое дежурство на дальних рубежах обороны Москвы. В небе Подмосковья Александр почувствовал, что авиация – его призвание. С каждым вылетом он набирался опыта в технике пилотирования, росло стремление к более активной боевой работе. Но на фронт летчик попал только через год, когда полностью отпала угроза столице с воздуха.
176-й гвардейский Проскуровский истребительный авиаполк вел воздушные бои на Кюстринском плацдарме, всего в 60 километрах от Берлина. Равняться было на кого. В полку служили прославленные асы, Герои Советского Союза П.Ф. Чупиков, И.Н. Кожедуб, А.С. Куманичкин, Е.А. Азаров. До конца войны Александр совершил 25 боевых вылетов и в одном из них в паре с ведущим сбил истребитель Ме-109 прямо над вражеской столицей. На фронтовом аэродроме Шенвальде Главный маршал авиации А.А. Новиков вручил лейтенанту Щербакову первую в жизни награду – орден Отечественной войны II степени.
Еще не улеглась радость от победных салютов, как в полк поступило тяжелое известие: 10 мая 1945 года скончался от сердечного приступа отец генерал-полковник А.С. Щербаков. На транспортном самолете сына отправили в Москву. В память Александра навсегда врезалось: Колонный зал в траурном убранстве, тысячи скорбящих москвичей, сразу постаревшее от горя лицо матери, слова соболезнования И.В. Сталина, урна с прахом отца в нише Кремлевской стены...
Затем были годы учебы на инженерном факультете Академии имени Н.Е. Жуковского, переучивание на реактивные истребители в ходе преддипломной практики, защита диплома по теме «Реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом», первые летные испытания учебно-тренировочных «яков» в НИИ ВВС и еще год учебы в школе летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности (МАП).
В мае 1953 года майора Щербакова направляют в летно-исследовательский институт (ЛИИ МАП) в городе Жуковском, который считался «меккой отечественной авиации». Коллектив летной части института встретил новичка доброжелательно. Корифеи ВВС, заслуженные летчики-испытатели СССР И.И. Шелест, С.Н. Анохин, Я.И. Верников охотно делились опытом, предостерегали от ошибок, откликались на любую просьбу. Много помогали и научные руководители института. Они оценили аналитические способности майора при обосновании инженерных решений, его серьезную и скрупулезную подготовку к полетным заданиям.
После успешных испытаний многих типов боевых самолетов в конструкторских бюро Микояна, Сухого и Яковлева в полетах на режимах, связанных с потерей устойчивости, Александр Щербаков стал признанным профессионалом испытаний на штопор. Позже он обобщил накопленный опыт в диссертации «Летные испытания самолета на штопор» и удостоился ученой степени кандидата технических наук.
Не раз Щербаков выходил победителем в непредсказуемых ситуациях, рискуя жизнью ради спасения новейших образцов самолетов, которые имелись нередко в единственном экземпляре. В мае 1969 года после взлета на перехватчике МиГ-25 заклинило сразу все рули. Летчик немедленно доложил на КП о случившемся и готовности катапультироваться. Но тяга двигателя не падала, истребитель шел по прямой, хотя и не реагировал на управление. Быстро анализируя возможные варианты неисправности, Щербаков обратил внимание на то, что момент отказа управления совпал с моментом уборки шасси и сразу вспомнил, что тяги управления проходят как раз над потолком ниши, в которую убирается передняя стойка шасси. Он выпустил шасси, и движение рулей и элеронов частично восстановилось. Но только частично. С большим трудом удалось осторожно развернуть перехватчик к аэродрому и произвести посадку. Предположение летчика-инженера оказалось верным: один из узлов шасси разрушился, стойка при уборке продавила потолок ниши и заклинила тяги управления.
Даже при смертельной опасности А.А. Щербаков действовал спокойно, хладнокровно и обдуманно, запоминая детали и факты летного происшествия.
За 33 календарных года работы в ЛИИ он катапультировался только раз, когда испытывал на прочность истребитель Су-24, крылья которого могли изменять стреловидность. При разгоне до запланированной скорости узел крепления поворотной части левого полукрыла неожиданно разрушился, и оно заняло положение минимальной стреловидности, пробив стенку топливного бака. Правое же полукрыло осталось в заданном положении.
Истребитель завертелся, как волчок. Вдобавок керосин хлынул в реактивный двигатель, и начался сильный пожар. Оба летчика смогли катапультироваться. Но в этой сумасшедшей ситуации Щербаков сумел заметить и запомнить разницу в стреловидности полукрыльев благодаря зеркалам заднего обзора, которые установили в кабине по его настоянию на время испытаний. Доклад летчиков позволил быстро установить причину аварии. Кроме того, были определены аэродинамические силы, способствовавшие разрушению злосчастного узла, о которых наука тогда еще не знала.
26 апреля 1971 года полковник А.А. Щербаков «за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм» был удостоен звания Героя Советского Союза.
Высокий класс летного мастерства и аналитического летного мышления Александра Александровича признавали авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.И. Микоян, Р.А. Бирюков, с которыми ему довелось сотрудничать при летных испытаниях. Свидетельством авторитета являлось и то, что Щербакова постоянно включали в состав высоких комиссий по расследованию авиационных аварий и катастроф. В апреле 1968 года после смерти Юрия Гагарина ему поручили провести специальные летные испытания «спарки» УТИ МиГ-15 с целью уточнения характеристик сваливания.
Участвовал он и в расследовании нашумевшей катастрофы Як-40, в которой погиб экипаж, журналист Артем Боровик и его спутники. О поиске причин трагедии в Шереметьеве Щербаков опубликовал аналитическую статью в журнале «Авиация и Космонавтика» (№ 1, 2001).
Для летчиков-испытателей осознанный риск, высокие эмоциональные и физические перегрузки — обычное состояние при полетах на современных боевых самолетах. Поэтому многих по медицинским показаниям «списывают» после 20 лет летной работы. Многих, но не всех. Летный стаж заслуженного летчика-испытателя СССР полковника А.А. Щербакова 43 года!
Такой выслуги хватило бы на двоих. Истоки профессионального долголетия Александр Александрович раскрыл в опубликованной книге «Летчики. Самолеты. Испытания»: «...весь уклад жизни был подчинен летной работе. Всегда просыпался и вставал не позже шести часов... Умеренно, но неукоснительно регулярно занимался спортом. По-моему, для преодоления острых аварийных ситуаций лучше всего состояние безмятежного спокойствия и обостренного аналитического восприятия событий».
Он находил время и для общественной деятельности, и для домашних дел, и для помощи близким. После смерти матери Александр Александрович старался уделить больше внимания младшим братьям и в какой-то степени заменить им родителей. Константин Александрович стал известным журналистом-искусствоведом, был заместителем министра культуры РСФСР, а Иван Александрович посвятил жизнь изучению проблем лазерных кристаллов и является кандидатом физико-математических наук. Все трое братьев хранят честь отцовского имени и каждый выполнил его просьбу «быть лучшим».
После ухода на пенсию А.А. Щербакова пригласили в КБ имени Микояна на должность ведущего инженера отдела аэродинамики. Там он продолжал совершенствовать боевые самолеты, а свободное время посвящал любимому хобби — истории авиации.
Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина» и многими другими.
Скончался 29 ноября 2013 года.