СИДОРОВ Николай Григорьевич (1918–2003)
Герой Советского Союза, заслуженный работник культуры РСФСР, профессор, почетный гражданин города Волгограда
Родился 22 декабря 1918 года в селе Сабуровка Аннинского района Воронежской области.
Окончив рабфак и 1-й курс Воронежского сельскохозяйственного института, Николай начал службу в РККА в 1936 году по специальному набору ЦК ВЛКСМ курсантом Качинской военной авиационной школы летчиков. По окончании был оставлен в Каче работать летчиком-инструктором, обучил десятки летчиков-истребителей. Вступил в ВКП(б).
Начал войну 17 декабря 1941 года лейтенантом, заместителем командира, затем – командиром 1-й эскадрильи 627-го истребительного авиаполка, сформированного из молодых летчиков-инструкторов Качинской авиашколы с малой штурманской практикой, не имевших боевого опыта.
Это был единственный такой полк – из машин И-16 московского аэроклуба с выработавшими ресурс двигателями. На всех самолетах были установлены моторы, снятые с учебно-тренировочных УТИ-4, тоже старых; колеса заменены на неубираемые лыжи. С 28 декабря 1941 года полк был введен в бой в составе 77-й смешанной авиационной дивизии, только что понесшей огромные потери – в критические дни немецкого наступления на Москву в октябре 1941 года командир дивизии Иван Диомидович Антошкин смог организовать первый удар по скоплениям немецких танков и автомашин. За несколько дней дивизия растаяла на глазах. То же произошло с полком: за пять летных дней к вечеру 4 января 1942 года полк потерял четырнадцать И-16 из пятнадцати. При этом боевые потери составили пять самолетов, а остальные пришлось списать в результате аварий.
Сидоров не только уцелел, но и научился филигранно летать.
С февраля 1942 года полк действовал в составе 43-й армии, а в конце мая 1942 года был переформирован в 627-й смешанный авиаполк (САП). 30 апреля 1942 года временно исполняющий дела («врид») командира эскадрильи Сидоров награжден орденом Красного Знамени. Из представления к награде, подписанного командиром полка майором Воротниковым и военкомом полка батальонным комиссаром Фериери: «Личных боевых вылетов имеет 75 с временем 70 час. 43 мин. Ярчайшим примером смелости, дерзости и хладнокровия является полет 20 февраля 1942 года на прикрытие войск 33-й и 43-й армий в составе звена на самолете И-16 с М-25. В районе прикрытия звено под командой тов. Сидорова встретили 15 фашистских самолетов Ю-88 и Ю-87, пытавшихся бомбить наши части. Не считаясь с огромным численным превосходством фашистских самолетов, наше звено смелой и решительной атакой разогнало фашистские самолеты и заставило отказаться от действий по нашим войскам и сбросить бомбы где попало, и настойчивым продолжением атаки прогнали их дальше в тыл вражеских войск. Героический подвиг – что звено разогнало 15 немецких Юнкерсов – подтвержден наземным командованием, все это происходило у них на глазах. Командующий ВВС 43-й армии за этот подвиг объявил лейтенанту Сидорову благодарность и предложил за неоднократно проявленную смелость и отвагу представить его к правительственной награде». Приказ о награждении подписан командующим Западным фронтом генералом армии Г.К. Жуковым.
Затем Сидоров защищал Москву в составе 66-го истребительного авиационного полка (202-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, Западный фронт) в должности командира 1-й эскадрильи на самолетах Як-1.
С августа 1942 года комэска 66-го полка старший лейтенант Сидоров защищал уже Северный Кавказ. В сентябре он опять был представлен к ордену Красного Знамени. Из наградного листа, подписанного командиром полка полковником Смирновым и военкомом батальонным комиссаром Абрамовым: «25.8.42 г., будучи ведущим и в составе шести Як-7б, вступил в бой с шестью Ю-88 и пятнадцатью Ме-109. Смелой и решительной атакой, умелым маневром своей группы заставил самолеты противника Ю-88 сбросить бомбы вне нахождения наших войск, расстроив их планы. В воздушном бою его ведомым был сбит Ме-109ф. Все самолеты группы Сидорова возвратились на свой аэродром. 26.8.42, будучи ведущим шести самолетов Як-7б, вступил в бой с семью Хе-111 и четырьмя Ме-109, его ведомым был сбит Хе-111. Неоднократно водил группы самолетов на боевые задания по прикрытию и сопровождению наших бомбардировщиков и штурмовиков, а также на прикрытие наших войск на поле боя…».
Но Николай 22 сентября 1942 года получил орден Красной Звезды. Приказ подписан командиром 202-й дивизии полковником Борисом Владимировичем Янсеном и военкомом полковым комиссаром Лобаном.
С 5 ноября 1943 года комэска 66-го полка капитан Сидоров освобождал Крым на самолетах «Аэрокобра» уже в составе 4-й воздушной армии. 29 декабря 1943 года он все-таки получил второй орден Красного знамени. Из наградного листа, подписанного 11 декабря полковником Смирновым: «25.11.43 сбил Хе-111 в районе Андреевка, 29.11.43 сбил Ме-109 в районе Эльтиген, 6.12.43 сбил Ме-109 в районе Эльтиген. Все 4 самолета подтверждены летавшими экипажами. 7.12.43 сбил Ме-109 в районе Эльтиген, подтверждено радиостанцией наведения. Один самолет Ме-109 сбил в группе. 25.11.43 ведущим группы 4-х самолетов «Аэрокобра» на высоте 4500 м встретили группу Хе-111. Бомбардировщики были разогнаны и бомбы сброшены не были. Группой сбито два Хе-111. 7.12.43 ведущим группы из 4-х самолетов «Аэрокобра» в сложных метеоусловиях на высоте 100-150 метров вел воздушный бой с двумя Ме-109. Лично сбил один, второго сбил его ведомый. Радиостанция наведения объявила благодарность экипажам, которые еще находились в воздухе». Приказ о награждении подписан командующим 4-й воздушной армией генерал-полковником авиации Константином Андреевичем Вершининым.
Затем Сидоров стал летать в составе сформированной 24 октября 1943 года 329-й Керченской истребительной авиадивизии, вошедшей в 4-ю воздушную армию Северо-Кавказского Фронта и участвовавшей в Керченско-Эльтигенской операции. В апреле 1944 года дивизии присвоено почетное наименование «Керченская».
С 25 апреля по 12 мая 1944 года дивизия в составе 2-го Белорусского Фронта участвовала в Крымской операции, затем перешла в состав 8-й воздушной армии Резерва Верховного Главного Командования. С июня 1944 года по 3 декабря 1944 года воевала в составе ВВС Харьковского Военного Округа.
Там на самолетах Р-39 «Аэрокобра» Сидоров прикрывал челночные полеты американцев. Тогда США настойчиво добивались от СССР предоставления военно-воздушных и военно-морских баз для своей стратегической авиации. Сталин остался непоколебим, лишь единожды разрешив американцам временно базировать свою авиацию на Полтавском аэроузле. Эта секретная операция называлась «Frightening» («Устрашение») и выражалась в челночных воздушных операциях с применением сил бомбардировщиков и истребителей 8-й воздушной армии, базировавшейся в Англии, и 15-й воздушной армии, расположенной в Италии. После сквозных бомбардировок немецких объектов в Германии, Польше и Румынии американские «летающие крепости» В-17, истребители Р-51 «Мустанг» и Р-38 «Лайтнинг» садились на советские аэродромы Полтава, Миргород, Пирятин, объединенные в один аэроузел. Прикрытие операции осуществляли 329-я дивизия, в составе которой летал капитан Сидоров, и 6-й корпус ПВО.
Вскоре фронтовые обязанности Николая Сидорова изменились. С октября 1944 года уже в должности старшего штурмана он на «Аэрокобрах» участвовал в Восточно-Прусской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. 5 апреля 1945 года 66-му полку присвоено почетное наименование «Алленштайнский», а старший штурман 329-й дивизии 4-й воздушной армии майор Сидоров был представлен к званию Героя Советского Союза. Но получил его не сразу.
30 июня 1945 года он награжден орденом Отечественной войны I степени. Из наградного листа: «После представления к званию Героя Советского Союза произвел 20 боевых вылетов на самолете «Аэрокобра» на самые ответственные боевые задания, 5 вылетов на разведку и, несмотря на ожесточенный зенитный обстрел, выполнил боевое задание и доставил в штаб ценные сведения о противнике, что дало возможность успешно штурмовать живую силу и технику противника нашими самолетами в районе Гдыня, Данциг. Провел большую работу с летным составом дивизии по изучению района боевых действий и повышению штурманской подготовки. За весь период боевых действий дивизии на 2-м Белорусском фронте потерь ориентировок не было. Перед боевой работой дивизии по бомбардировке плавредств в данцигской бухте провел большую работу с летным составом по бомбометанию бомбами ФАБ-250 по плавредствам и коммуникациям противника».
За время войны Николай Сидоров выполнил 372 успешных боевых вылета, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 16 самолетов противника лично и 4 – в группе. Много вылетов совершил на разведку, патрулирование и штурмовку войск врага. Летал на И-15, ЛаГГ-3, «Яках», «Аэрокобрах».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Сидорову Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8732).
После войны Николай Сидоров в составе 329-й Керченской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии находился в Польше до января 1946 года, когда дивизия была расформирована. В январе 1946 года 66-й полк убыл в Туркестанский Военный Округ, а Сидоров был назначен старшим штурманом 181-й истребительной авиадивизии в Крым (Таврический военный округ), откуда в 1948 году поступил в Академию ВВС имени Гагарина, которую окончил в 1952 году.
С 1952 по 1960 год он работал начальником Учебно-летного отдела, заместителем начальника штаба 2-х Высших Центральных летно-тактических курсов ВВС, в 1960 году стал начальником учебно-летного отдела, а в 1971 – начальником штаба Качинского Высшего военного авиационного училища летчиков имени А.Ф. Мясникова, перебазированного в 1954 году в Сталинград (ныне – Волгоград).
С сентября 1971 года полковник Сидоров по состоянию здоровья – в запасе, а затем в отставке.
Затем он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой безопасности жизнедеятельности Волгоградской строительной академии. Внес большой вклад в подготовку военных и гражданских специалистов высшего образования, в воспитание патриотов-курсантов, студентов и молодежи. За успехи в воспитании и обучении студентов семь раз награждался знаком «Победитель социалистического соревнования».
В 1977 году он стал доцентом, в 1983 году – заслуженным работником культуры РСФСР, почетным профессором ВолГАСА, в 1999 году – почетным гражданином Волгограда.
Герой Советского Союза, заслуженный работник культуры РСФСР Николай Григорьевич Сидоров награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», и другими. Почетный гражданин Волгограда. 9 сентября 2005 года на фасаде дома, в котором жил герой, установлена мемориальная доска.