КОЗЛОВ Александр Фёдорович (1922–2004)
Заслуженный архитектор РСФСР
Родился 24 апреля 1922 года в деревне Бровничи ныне Партизанского района Приморского края. Отец – Козлов Федор Павлович (1887–1957). Мать – Козлова (Гришукова) Агафья Пименовна (1884–1959). Супруга – Козлова (Татаринова) Алевтина Петровна (1926 г. рожд.). Сын – Козлов Григорий Александрович. Дочь – Балакина (Козлова) Людмила Александровна.
Мы нашли прекрасные сведения о жизни Александра Козлова в башкирской газете «Истоки», № 12 (884), от 26 марта 2014 года.
Корни семьи Козловых – в Брянской области, в деревнях вблизи городов Новозыбково и Клинцы. Оттуда семьи обоих родителей вместе с другими переселенцами по указу царя переехали на Дальний Восток –осваивать этот богатейший и малонаселенный русскими край Российской империи. Ехали сложно и тяжело – из Николаева через Босфор, по Средиземному морю, по Атлантике обогнув Африканский континент, дальше через мыс Доброй Надежды и Сингапур в Японское море, прибыв в конце пути в русский порт Ольга.
Павел Егорович, дед по отцовской линии, поселился в селе Бровничи Сучанского района. Гришуковы, семья по линии матери, жили в соседнем селе Новицкое. Когда родители – Фёдор Павлович и Агафья Пименовна – поженились, по обычаю молодые переехали в Бровничи в семью жениха. Там восьмым из десяти детей в семье родился Александр, там же он был крещен в православную веру. Учились все до пятого класса в своей деревенской школе. Кругом был богатейший край с прекрасным климатом, в лесах водился промысловый зверь, река Сица кишела кетой и горбушей. Работая большой крестьянской семьей, можно было жить очень хорошо. Но грянула Великая революция, началась гражданская война и разруха.
В краю стали голодать, появилась карточная система. В 1933 году семья переехала в Новосибирск, где было полегче с хлебом и не вводили карточки. Родители устроились на работу и купили маленький одноэтажный домик с камышовой крышей. Через восемь лет студент-архитектор первого курса Александр нарисует его скромный облик. Этот рисунок сохранился до наших дней.
Дети учились в школе № 63 Кировского района города Новосибирска. В 1940 году Александр подал документы в школу Гражданско-воздушного флота. Здоровье, реакция и знания молодого человека устроили комиссию, его зачислили и направили в город Барабинск в трехстах километрах от Новосибирска. Там с азов преподавали теорию полетов, конструкции самолетов и практику вождения. Учились в основном на бипланах. Александр окончил школу с отличием.
И почти сразу началась война. О нападении Германии узнали прямо из репродуктора на аэродроме.
Сначала всех выпускников направили в город Бердск под Новосибирском учиться летать на скоростных бомбардировщиках. В декабре немцы подошли к Москве. Из летчиков из-за нехватки самолетов сформировали лыжный батальон и повезли через полстраны на Северо-Западный фронт. Дали белые маскхалаты, «Памятку бойцу-лыжнику» о размере лыжной обуви, которая «должна вмещать ногу, одетую в две пары портянок и обернутую между ними слоем газетной бумаги». Пока их довезли, немцев от Москвы отогнали.
В небе над Ярославлем по ночам летали немецкие самолеты. Батальон повезли дальше в сторону озера Ильмень в Новгородской области. Ехали ночью. Остановились в лесу в страшный мороз. Выгрузились, дальше – на лыжах к станции Крестцы. Оттуда по льду – на окружение 16-й немецкой армии. Позже враг прорвал кольцо и, отступая, вышел к своим.
Рядовым автоматчиком в составе 25-го отдельного лыжного истребительного батальона, а затем – 171-го стрелкового полка 11-й армии Александр участвовал в боях под Старой Руссой, Рамушево, Парфино, у станции Пола, в боевой операции по окружению 16-й немецкой армии в районе Демянска и Лычково.
В день своего рождения, 24 апреля 1942 года, Александр Федорович был тяжело ранен в правое плечо, пуля раздробила сустав. Бойцы заночевали в землянке на передовой. К утру рука распухла как полено. Александр выбрался из леса к дороге, где была медсанчасть. Там в первый раз сделали перевязку и отправили пешком в тыл.
Неделю он шел вдоль дороги, разбивал лед, пил воду из луж. В какой-то деревне ночью зашел в избу и лег на пол, так как кругом были раненые. Ночью на плечо случайно наступил другой раненый боец, рана стала нестерпимо болеть и снова сильно кровоточить. Добраться надо было обратно в Крестцы, там был железнодорожный тупик. Пробовал ехать на попутке – невозможно, трясло рану. Опять пошел пешком, видел, как «мессершмитты» «прострочили» эту машину, несколько человек из ее фургона погибли. Поездом вернулся обратно в Ярославль. Там на трамвае возили из госпиталя в госпиталь, затем отправили в глубокий тыл, в город Троицк на границе с Казахстаном. Прибыл туда 21 мая.
Лечение началось почти спустя месяц с момента ранения. С адской болью чистили надкостницу, без наркоза сделав разрез плечевого сустава. Затем соорудили гипсовый лангет и 17 сентября, не долечив из-за потока тяжелых раненых, выписали домой.
Александр был демобилизован как инвалид II группы в сентябре 1942 года. Вернулся домой в Новосибирск. Рана стала заживать, но рука больше не поднималась, мог только писать. Александр поступил на архитектурный факультет Сибирский инженерно-строительный институт (СибСтрИн) имени В.В. Куйбышева. Фронтовика Козлова зачислили, учитывая хорошие оценки в аттестате.
В 1947 году он с отличием окончил институт. По распределению был направлен в Уфу, в институт «Башнефтепроект» объединения «Башнефть», где работал до 1965 года в различных должностях (последние 11 лет - главным архитектором института).
В год окончания СибСтрИна молодой специалист познакомился со своей будущей женой. Встретились на избирательном участке, так как оба были агитаторами. Алевтина Петровна работала в составе геологоразведочной партии на Шкаповском нефтяном месторождении.
Александр Федорович Козлов стал автором генеральных планов городов Нефтекамска и Дюртюлей, рабочих поселков Серафимовского и Приютово, одним из авторов генплана города Октябрьского; автором многих проектов застройки кварталов этих городов и поселков и отдельных объектов; одним из авторов проекта застройки административными зданиями Советской площади в Уфе. В 1955 году он вошел в Союз архитекторов СССР, затем России.
С 1965 по 1984 год Александр Фёдорович Козлов возглавлял созданный им на базе «Башпроекта» институт «Башкиргражданпроект» Совета Министров Башкирской ССР, ставший одной из лучших проектных организаций в системе Госстроя РСФСР. С 1955 по 2000 год он был членом правления и заместителем председателя правления Башкирского отделения Союза архитекторов СССР (России).
О нем писали: «Сорок пять лет Александр Фёдорович проработал в Правлении Союза архитекторов Республики Башкортостан. Это абсолютный рекорд нашей республики, достойный, возможно, Книги рекордов Гиннесса. Менялись председатели, главные архитекторы республики и городов. Неоклассика сменилась хрущевками, хрущевки уступили место стилю Миса и неопластицизму, затем пришли постмодернизм и новорусская архитектурная эклектика, за ними минимализм и неоконструктивизм – все это время Александр Федорович работал, оставаясь бессменным заместителем председателя Союза и объединяя разные поколения архитекторов».
Он избирался депутатом Уфимского городского Совета (10 созывов), был членом исполкома Уфимского городского Совета и Уфимского горкома КПСС. Неоднократно избирался делегатом съездов Союза архитекторов СССР. Отмечен званием «Заслуженный архитектор РСФСР» (1969).
Заслуженный архитектор РСФСР Александр Фёдорович Козлов награжден орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», многими медалями, тремя почетными грамотами Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, почетными грамотами Союза архитекторов СССР и РСФСР.