КАЛИНИН Константин Михайлович (1925–2009)
Полный кавалер ордена Славы, участник Парада Победы 1945 года
Родился 3 июля 1925 года в городе Жиздра Калужской области. Отец - Калинин Михаил Акимович (1900–1972), был командиром Красной Армии. Мать – Мария Александровна (1905–1981). Супруга – Лена Ефимовна (1926 г. рожд.). Сын – Вячеслав Константинович Калинин.
До Великой Отечественной войны отец Константина Михайловича возглавлял военные комиссариаты в районных центрах – Себеже, Красном, Жуковке, Погаре. Семья была вынуждена часто менять места своего проживания, а Константин, соответственно, школу. Но это не мешало ему быстро находить взаимопонимание с одноклассниками и учителями, добиваться стабильных результатов в учебе.
В 1941 году он окончил 8-й класс. В конце июля немецко-фашистские войска вошли в Брянскую область. Константин вместе с матерью Марией Александровной отправились в эвакуацию сначала в Воронежскую, а затем в Саратовскую область. Пристанище они нашли в поселке, прилегающем к железнодорожной станции Кистендей. Здесь он продолжал учебу в местной средней школе. А весной 1943 года получив аттестат об окончании средней школы, тут же был призван на военную службу. Учитывая уровень подготовки, его направили в Саратовское пехотное училище. Так на четыре месяца он стал курсантом.
В один из жарких дней лета 1943 года, в самый разгар Курской битвы, курсантская рота, в которой служил Константин Калинин, вернулась с многосуточных полевых занятий в училище. Ее встретили представители командования. Командование призвало добровольцев отправиться на фронт. На этот призыв откликнулась почти вся рота. Курсант Калинин был в числе первых.
При распределении Константин попал в разведывательное подразделение 270-й стрелковой дивизии. Первая же вылазка в расположение противника завершилась удачей. Со своим напарником он взял «языка», немецкого ефрейтора.
Вскоре в тяжелом бою Константин получил тяжелую контузию, но фронтовые медики помогли ему снова встать в строй. И однажды он, сломив упорное сопротивление немецкого офицера, взял его в плен. В рукопашной схватке был ранен и отправлен в тыловой госпиталь, где пролежал больше месяца, и не знал, что в феврале 1944 года его представили к первой боевой награде – ордену Славы III степени. В свою часть он уже не вернулся. Получил назначение в 407-ю отдельную разведывательную роту 334-й Витебской стрелковой дивизии, в которой прослужил до конца войны.
Здесь в полной мере раскрылись его лучшие качества, присущие войсковым разведчикам. Старшему сержанту Калинину поручали, как правило, самые ответственные задания по разведке сил противника, захвату «языков». Он стал признанным знатоком своего дела, умело руководил разведгруппами. Особенно отличился в период проведения наступательной операции «Багратион» летом 1944 года. Тогда 334-я дивизия успешно действовала в северных районах Белоруссии. Большую помощь ее командованию оказывали разведчики, доставляя достоверные, очень ценные сведения о противнике.
Об их славных делах рассказывает рукописная книга, написанная в ходе боев самими разведчиками. Несколько страниц посвящены Константину Калинину. Вот одна из них:
«Полтора часа ползут разведчики в темноте по голой высоте. Ползут осторожно, чтобы не выдать себя раньше времени. В небе часто вспыхивают осветительные ракеты. И тогда разведчики плотно прижимаются к земле. Ни одного лишнего движения, ни одного звука.
И вот они, окопы противника, рядом – осталось 15 метров. Наступает момент атаки, самый трудный для разведчиков. Именно сейчас от командира требуется спокойствие, решительность и твердость, чтобы добиться слаженных и одновременных действий всей группы. Этими качествами командира и обладал Калинин. По его сигналу разведчики достали гранаты. Еще несколько мгновений – и...
Но тут вспыхивает в небе очередная ракета. Бойцы ждут, команды нет. Ракета наконец-то гаснет. И все услышали голос Калинина: «Вперед!» В траншее противника почти одновременно взорвались 11 гранат. И тут же, словно с неба, на головы гитлеровцев прыгали разведчики...
Эта операция прошла за четыре часа до начала наступления. Командование получило очень важные сведения...»
Так действовал в бою Константин Калинин. На его груди появились два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, два ордена Славы. Его назначили командиром взвода разведчиков.
В конце 1944 – начале 1945 года 344-я стрелковая дивизия в составе войск 43-й армии успешно вела наступательные бои в Прибалтике. Калинин по-прежнему водил по тылам противника группы захвата. Всего за полтора года он доставил командованию дивизии 58 «языков».
В мае 1945 года был направлен в Москву для участия в Параде Победы. А спустя несколько лет после войны он получил наконец орден Славы, которым был награжден еще в 270-й дивизии в феврале 1944 года. Так он стал полным кавалером этого ордена, живым свидетельством высшей солдатской доблести.
Контузии и ранения бесследно не прошли. По состоянию здоровья разведчик осенью 1946 года был демобилизован из армии, приехал в Москву и поступил в Автомеханический институт. Окончив его, получил диплом инженера-механика. С 1949 до 1962 года работал в Центральном котлотурбинном научно-исследовательском институте, сначала рядовым инженером, затем начальником отдела. Его трудовые достижения неоднократно отмечались почетными грамотами и премиями.
Почти 30 лет до ухода на пенсию он работал в Министерстве среднего машиностроения. Последняя его должность – начальник отдела. Участвовал в разработке новой техники. Некоторые из работ, в которых он принимал участие, экспонировались на ВДНХ СССР, и он был отмечен бронзовой медалью.
Помимо основной работы много сил и времени Константин Михайлович отдавал военно-патриотическому воспитанию молодежи. Он был желанным гостем учащихся московских школ и профессионально-технических училищ, молодых воинов столичного гарнизона. Его слушали с огромным интересом, особенно о делах друзей-разведчиков. За эту работу он был удостоен ордена Дружбы народов.
Чаще всего он появлялся в средней школе № 865. Осенью 1975 года здесь был открыт Музей боевой славы 43-й армии, в составе которой воевала его родная 334-я стрелковая дивизия. На церемонию открытия приехал бывший командующий 1-м Прибалтийским фронтом Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян, а также ветераны 43-й армии. Маршал сердечно всех приветствовал, а возле Константина Михайловича, увидев его ордена Славы, на минутку задержался. Поинтересовался, кем он воевал.
– Разведчиком, - бодро ответил Калинин.
– И сколько же на вашем счету «языков»? – спросил бывший командующий.
Константин Михайлович назвал цифру: 58.
– Вот это да! – изумленно воскликнул Баграмян. – С такими орлами мы обязаны были победить. И победили!..
В создании этого музея Константин Михайлович принимал личное участие. На протяжении многих лет он был членом Советов ветеранов 334-й дивизии и 43-й армии, неоднократно участвовал в военных парадах на Красной площади, посвященных очередным юбилеям Победы. В Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил он возглавлял комиссию по оказанию социальной помощи фронтовикам. Участники войны шли к нему за советом, за поддержкой. И, получив ее, сердечно благодарили фронтового товарища.
Супруга – Лена Ефимовна, кандидат технических наук, автор многочисленных изобретений – работала химиком-технологом. Сын – Вячеслав Константинович – стал инженером-ядерщиком, в течение 20 лет работал в Институте ядерной энергии имени И.В. Курчатова.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Славы I, II и III степени, орденом Дружбы народов, медалями.