ГОРЧАКОВ Пётр Андреевич (1917–2002)
Герой Советского Союза, генерал-полковник, участник Парада Победы 1945 года
Родился 23 ноября 1917 года в селе Боринское Боринского района Воронежской (ныне – Липецкой) области. Отец – Горчаков Андрей Сергеевич (1872–1937). Мать – Горчакова Мария Александровна. Супруга – Горчакова Зинаида Корнеевна. Сыновья: Горчаков Александр Петрович, Горчаков Андрей Петрович.
Пётр Горчаков рос в крестьянской семье и, как всякий сельский житель, с малых лет начал трудиться. В два года от роду мальчик лишился матери. Она умерла от тифа в суровом 1919 году. Вся забота об оставшихся в живых четырех детях – Пётр был младшим – легла на плечи отца. Благо, что специалистом он был отменным и востребованным в сельской местности: печник, кровельщик, стекольщик – словом, мастер на все руки.
Вместе с сестрой и братьями Пётр как только мог помогал отцу, не чурался никакой работы. Потому-то и вырос крепким, мастеровым человеком. Трудовая закалка потом здорово пригодилась ему. Отец сумел поднять, вырастить детей, сделать их настоящими людьми, дать им образование.
В 1938 году Петра призвали на службу в Красную Армию и направили на Дальний Восток. В первые же дни он обратил на себя внимание своей активностью, ревностным отношением к службе, эрудицией. Через три месяца Горчаков был избран секретарем комсомольского бюро батальона, спустя год назначен помощником начальника политотдела по комсомольской работе частей Читинского гарнизона. А еще через год стал ответственным секретарем партийной организации 25-го отдельного пограничного батальона.
Пётр Андреевич не мог тогда и предполагать, что эти выборы и назначения определят его дальнейшую судьбу, на всю жизнь свяжут его с армией. А пока в конце мая 1941 года Горчаков уволился в запас и вернулся в отчий дом. Не успел он оглядеться вокруг, как наступило трагическое утро 22 июня...
Несмотря на бронь, Пётр настоял, чтобы его отпустили на фронт. Просьбу Горчакова удовлетворили. Он был назначен комиссаром маршевой роты. И уже 29 июня 1941 года молодой политработник принял боевое крещение восточнее Бреста. Положение было трудным. Пришлось с кровопролитными боями отступать вглубь страны. Злость и обида клокотали в груди...
В середине июля Петра командировали на курсы политсостава. В конце декабря 1941 года он вновь возвратился на фронт, в 3-ю армию. Его назначили ответственным секретарем партбюро 474-го стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии. Полк вел бои на правом берегу Оки, в районе населенных пунктов Фетишово, Сивково. Это были бои хотя и местного значения, но людей и технику изматывали изрядно.
Пётр побывал во всех батальонах и ротах, познакомился с командирами, секретарями парторганизаций, принял участие в нескольких боях, поднимал и вел в атаку то одно, то другое подразделение. В этих боях он приобрел главное – опыт работы с людьми на поле брани.
В апреле 1942 года 6-ю гвардейскую стрелковую дивизию вывели на доукомплектование. Горчакова назначили заместителем командира 1033-го стрелкового полка 280-й стрелковой дивизии по политической части. В скором времени в командование этим полком вступил молодой, но опытный и очень смелый, прошедший огонь и воду офицер-подполковник Ф.В. Ледков. Они быстро сошлись, обрели взаимопонимание, сдружились. Им удалось довольно быстро создать в части крепкий, боевой коллектив, который справлялся успешно с любыми задачами, достойно проявил себя в битве на Курской дуге.
Тогда о точном времени наступления немцев в полку узнали за сутки до его начала. В ночь на 5 июля в подразделениях никто не спал. Все до единого, от солдата до командира полка, усиленно готовились к ожесточенной схватке.
Атаку фашисты начали с некоторым опозданием. Карты им спутала наша артиллерийская контрподготовка. Но вот в семь утра задрожала земля. В небе появилась армада немецких самолетов, ударила артиллерия. Потом пошли танки. Серые стальные чудовища двинулись на позиции 1033-го полка. Однако не дрогнули воины, спокойно ждали их приближения. Сначала по ним открыли огонь артиллерия, противотанковые ружья. Затем уже пошли в ход гранаты и бутылки с горючей смесью. Все батальоны стояли насмерть. Ни один фашистский танк так и не прорвался на их участках.
А вот на стыке с соседним 1031-м полком группе вражеских танков все же удалось просочиться к позициям учебного батальона, стоявшего во втором эшелоне. Положение сложилось критическое. Минута-другая – и вражеские танки преодолеют последнюю линию траншей полка, вырвутся на незащищенные тылы. За ними двигалась фашистская пехота.
Пётр Андреевич вовремя увидел эту опасность, вскочил на коня и поскакал к НП учебного батальона. «Доложите обстановку!» – потребовал он у командира батальона. Но тот, отсиживаясь в блиндаже, потерял управление ротами, а теперь и вовсе растерялся. Ничего другого не оставалось, как отстранить его от командования батальоном.
Горчаков собрал командиров рот и взводов, поставил им конкретную задачу. Был отдан приказ подготовить бойцов к контратаке. К тому времени бронебойщики первого батальона и 1031-го стрелкового полка подбили часть танков, а остальные машины повернули назад. Но в зоне окопов полка еще оставалась немецкая пехота. «В атаку! За мной!» – подал Горчаков команду учебному батальону и, не оглядываясь, устремился вперед. Контратака была неожиданной для гитлеровцев. Ошеломленные дерзостью советских воинов, они отступили. Учебный батальон вернул утраченные позиции, уничтожив более 200 фашистских солдат и офицеров.
Политработник Дмитрий Степанов возглавил батальон, а Пётр Горчаков вернулся на НП полка. Подполковник Ледков обнял своего заместителя. «Не надо никаких докладов, все видел сам, – прервал он начавшего говорить Горчакова. – О твоем подвиге сообщу комдиву». И сообщил. Комдив полковник Д.Н. Голосов доложил выше об этом эпизоде по инстанции. Так узнал о героическом поступке подполковника Горчакова командующий Центральным фронтом генерал-полковник К.К. Рокоссовский. В тот же день он наградил замполита орденом Красного Знамени. Вечером из штаба фронта прибыл представитель и вручил Петру Андреевичу высокую награду.
15 июля части правого крыла Центрального фронта перешли в контрнаступление. Ломая сопротивление врага, они стремительно продвигались на запад. 23 сентября 1033-й полк в составе своей 280-й стрелковой дивизии вышел к Днепру в районе села Окунникова. Форсировать реку с ходу не удалось: противник сорвал переправу первой группы десантников.
Тогда решено было подобрать в полку 100-120 человек из числа спортсменов-пловцов, самых отважных и проверенных в боях, и создать из них группу для захвата плацдарма. Возглавил ее командир батальона капитан А. Рыбалко. Поскольку дело было архиважное, с группой отправился на задание и замполит полка подполковник Горчаков.
Глубокой ночью 26 сентября лодки с десантниками отчалили от берега. Враг ничего не заметил, и лишь в нескольких метрах от берега немцы обнаружили группу. Ударили пулеметы, начали рваться рядом снаряды.
«Всем в воду!» – скомандовал Рыбалко. «За мной!» – крикнул Горчаков и первым выпрыгнул из лодки. Десантники с криком «Ура!» устремились за замполитом. Его могучая фигура выделялась среди всех, на нее равнялись. В ночной темноте группа ворвалась в траншею врага. Застигнутые врасплох гитлеровцы не смогли оказать организованного сопротивления. Отважные воины в короткой схватке захватили плацдарм 200 метров в глубину и 500 метров по фронту. На него сразу же начали переправляться роты и батальоны полка. Стремительной атакой они овладели второй полосой обороны противника в 5-6 километрах от берега.
С этого плацдарма развернулось наступление на Коростень и затем на Киев. Но в сражениях за столицу Украины подполковник Горчаков уже не участвовал. 10 октября на реке Тетерев он был тяжело ранен – четвертый раз с начала войны.
В госпитале Пётр Андреевич узнал радостную весть: за доблесть и геройство, проявленные в многочисленных боях, за форсирование рек Сейм, Десна, Днепр ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В феврале 1944 года подполковник Горчаков оставил госпиталь, отправился за назначением в Москву. Его послали на курсы переподготовки политсостава. После учебы он получил назначение на должность начальника политотдела 276-й стрелковой дивизии на 4-й Украинский фронт. С ней он штурмовал казавшиеся неприступными Карпаты, участвовал в Моравско-Остравской и Пражской операциях.
Закончил свой боевой путь Пётр Горчаков 12 мая 1945 года в населенном пункте Круп, в 30 километрах от Праги. Однако последнюю точку в войне полковник поставил 24 июня 1945 года. Ему, Герою Советского Союза, отличному политработнику, была оказала огромная честь – командовать ротой знаменосцев 4-го Украинского фронта на Параде Победы в Москве.
Война закончилась. Но трудностей и хлопот не убавилось, а в чем-то даже и прибавилось. П.А. Горчаков сравнительно быстро продвигался по служебной лестнице. Жизнь бросала его по всей стране: от крайнего востока до крайнего запада. В 1949 году стал начальником политотдела корпуса в Эстонии. С 1970 по 1987 год до ухода в отставку был членом Военного совета – начальником политуправления Ракетных войск стратегического назначения. В 1971–1986 годах являлся депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов от Коми АССР. С 1986 года Пётр Андреевич работал в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Герой Советского Союза, генерал-полковник Пётр Андреевич Горчаков награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, тремя Отечественной войны I степени, пятью орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, орденом «Возрождения Польши», монгольским орденом Боевого Красного Знамени, болгарским орденом «9 сентября 1944 года» I степени, более чем 40 медалями и другими знаками отличия.
П.А. Горчаков – автор книг «Время тревог и побед», «Мгновения бессмертия», «Люди. Ракеты. Боеготовность».
Имя Петра Горчакова носит гимназия в селе Боринское Липецкой области.