ЕФИМОВ Александр Николаевич (1923–2012)
Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор, почетный гражданин города Миллерово
Родился 6 февраля 1923 года в селе Кантемировка (ныне поселок городского типа Воронежской области). Отец – Ефимов Николай Герасимович (ум. 1939), потомственный железнодорожник. Мать – Ефимова Акулина Митрофанова (1904–1984). Сыновья: Виталий Александрович Ефимов, Игорь Александрович Ефимов, Дмитрий Александрович Ефимов. Дочь – Нина Александровна.
Жизненный путь Александра Николаевича Ефимова сложился не так, как хотел его отец. Десятки лет до конца своих дней Николай Герасимович проработал начальником дистанции пути. Естественно, он полагал, что и сын пойдет по его стопам. Но нет. Александр выбрал другой путь – небо. Страсть к авиации у него зародилась со школьной скамьи, в середине 1930-х годов. А кто не мечтал тогда стать летчиком? Да почти вся молодежь.
Саша посещал школьный авиакружок (а учился он в средней школе №2 города Миллерово), где мальчики мастерили простейшие летательные модели с резиновыми моторчиками. В Миллерово при Осоавиахиме работала планерная школа, имевшая несколько планеров УС-4. В ней занимались ученики старших классов. Ребята с увлечением осваивали теорию и с нетерпением ждали самостоятельных полетов.
Наконец они состоялись. Тот день, 18 августа 1938 года, Александр Николаевич не забудет никогда. Он впервые поднялся в воздух. Пусть на небольшую высоту, но поднялся, парил над землей. Чувство это, не передать словами!
Так Александр заложил, без преувеличения, начало новой династии – династии авиаторов Ефимовых. После окончания средней школы в 1940 году Саша поступил в Ворошиловградский аэроклуб, а в мае 1941 – в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июле 1942 года и сразу – на фронт. Он получил назначение в 198-й штурмовой авиаполк 214-й штурмовой авиадивизии. Первым его командиром был старший лейтенант Атамчук. Это был обстрелянный летчик, совершивший к тому времени 15 вылетов и 5 раз сбитый. Вскоре Ефимов с группой молодых пилотов был переведен в 233-ю штурмовую авиадивизию и попал в 108-й штурмовой авиаполк.
Александру, как говорится, повезло: его определили во вторую авиаэскадрилью капитана В.А. Малинкина, который по праву считался одним из лучших командиров. Еще до войны Виктор Малинкин был инструктором в аэроклубе, потом летал на истребителях, затем переучился на летчика-штурмовика. Под его руководством и началось становление летчика Ефимова. И очень успешно: он быстро встал в боевой строй.
Как и все фронтовики, Александр Николаевич всю жизнь помнил свой первый вылет на боевое задание. Штурмовики наносили тогда удар по железнодорожной станции Осуга, что в Калининской области. Крепко досталось противнику, большие потери понес он. Первый вылет доставил молодому летчику немало радости оттого, что выполнил задачу.
К началу Курской битвы Александр был уже зрелым летчиком. Его повысили в звании и должности, посылали ведущим группы на ответственные задания. Он стал заместителем командира эскадрильи.
Задания следовали одно сложнее другого, обстановка порой складывалась самая невероятная. Летчикам приходилось частенько вести бой в явно невыгодных условиях, с превосходящими силами врага. Накрепко врезался в память Александра Николаевича бой, происшедший в середине июля 1943 года.
Курская битва разворачивалась во всю ширь. Фашисты, не сумев сломить сопротивление советских войск, прекратили наступление и повернулись вспять. 198-му полку было приказано нанести удар на болховском направлении по отходящему противнику, уничтожить его танки и живую силу в поселках Сорокино, Уколицы. Для выполнения этой задачи командир полка выделил две группы штурмовиков. Вторую в составе четырех «илов», в которую входил экипаж Ефимова, повел на задание капитан Малинкин.
Непродолжительный полет – и штурмовики уже у цели, у поселка Сорокино. Но что такое? Никаких отступающих колонн здесь нет. Сверху ясно видна оборона врага. Фашисты успели закрепиться: вырыть траншеи для пехоты, поставить в окопы танки и самоходки, оборудовать позиции для артиллерии и минометов. Вот так сюрприз!
Малинкин принимает решение атаковать сначала танки и самоходки как наиболее опасные цели. Капитан делает разворот и устремляется на врага. За ним следуют остальные экипажи. На гитлеровцев летят мощные ПТАБы. Взрывы – и вверх взметываются языки пламени. Горят фашистские танки.
Группа делает новый заход и громит из пушек и эрэсов батареи противника, расстреливает из пулеметов живую силу.
Теперь можно возвращаться домой. Штурмовики ложатся на обратный курс. Вскоре летчики увидели, как большая группа фашистских самолетов безнаказанно бомбит советские войска. Надо выручать свою пехоту, разогнать стервятников. А их было тринадцать Ме-110 и четыре «Фокке-Вульф-190». Силы явно неравные. Но это не испугало капитана Малинкина. «В атаку, за мной!» – приказывает он по радио. Завязалась смертельная схватка. Мощным огнем из пушек Малинкин сбивает одного «мессера». Фашисты тут же поджигают машину младшего лейтенанта Зиновского. Бой продолжается. Стрелку Ефимова удается подбить еще один «мессер». Однако Александр вскоре остается без ведомого — падает на землю самолет лейтенанта Петрова. Потеря огромная!
Карусель в воздухе не прекращается ни на одну секунду. Невероятными усилиями «илам» удается потеснить врага, прикрыть свою пехоту. Но используя свое абсолютное превосходство, фашисты действуют нагло, атакуют беспрерывно.
«Командир, подбит самолет комэска», – услышал Александр голос своего воздушного стрелка сержанта Юрия Доброва. Ефимов повернул голову направо и увидел, как машина Малинкина потянула со снижением на восток. Прикрыть капитана он не мог, «мессеры» наседали. Теперь Александр остался один против стаи стервятников. Он то и дело маневрировал, бросал Ил-2 влево, вправо. А Ме-110, как коршуны, набрасывались на него. Вот один из них, не рассчитав, выскочил вперед штурмовика. Ефимов мигом нажал на гашетки пушек и пулеметов и сосредоточенным огнем разнес фашиста в клочья. Стервятник взорвался в воздухе, доказательством тому был обломок от взорвавшегося «мессера».
Ефимов уже вел штурмовик по верхушкам деревьев, затрудняя маневры «мессерам». Неожиданно они отстали от «ила». Александр понял: у них кончилось горючее, и гитлеровцы вышли из боя. На это он и рассчитывал.
Из всей группы только экипаж Александра Ефимова вернулся на свой аэродром. Механик сержант Юрий Коновалов глянул на машину и тяжело вздохнул: на ней не было живого места, вся изрешечена осколками и пулями, а из масляного радиатора торчали обломки хвои.
Это был, пожалуй, самый тяжелый бой старшего лейтенанта Ефимова. Но он стойко выдержал нечеловеческие испытания. Выдержал и задумался: почему их, довольно опытных летчиков, так изрядно потрепали гитлеровцы? Долго ломал голову Александр и пришел к выводу: устарели тактические приемы боя. Надо искать новые. И он искал, настойчиво совершенствовал боевое летное мастерство свое и своих подчиненных, оттачивал искусство маневра. После гибели капитана Малинкина старшего лейтенанта Ефимова назначили командиром второй эскадрильи. А ему в то время было всего лишь 20 лет!
– Полетите фотографировать передний край противника, – сказал Александру Ефимову командир полка. – Что это такое, объяснять не буду, сам знаешь. Тебя будут прикрывать шесть истребителей.
– Есть! – коротко ответил Александр.
Да, Ефимов отлично знал, в какое пекло посылают его. Он стал тщательно готовиться к вылету. В его самолете, в кабине воздушного стрелка, полковые умельцы приспособили аэрофотоаппарат так, чтобы производить перспективное фотографирование наземных объектов врага.
В назначенное время Александр поднял в воздух «ил» и взял курс на город Мстиславль, где его встретили истребители сопровождения. Внизу – передний край обороны противника. Ефимов снизился до высоты 50 метров и под носом у немцев на большой скорости низко прошел вдоль линии фронта. А воздушный стрелок тем временем производил фотосъемку. Ефимов так вел машину, чтобы создать наиболее выгодные условия для фотографирования. Фашисты открыли бешеный огонь.
Закончив первый заход, Александр разворачивается и делает второй, потом третий. Причем на высоте не более 20 метров. Вокруг штурмовика бушует море огня, но он упорно делает свое дело. Наконец фотосъемка завершена. С набором высоты Ефимов уходит от линии фронта. Фотоснимки оказались на редкость удачными и очень ценными. Командующий 2-м Белорусским фронтом объявил экипажу благодарность.
Последний боевой вылет капитан Ефимов сделал 5 мая 1945 года на порт Свинемюнде, расположенный на Балтийском море, уже в качестве штурмана полка.
Всего за время войны А.Н. Ефимов совершил 222 боевых вылета и 47 на разведку. Им лично и в составе группы уничтожено 85 самолетов врага на аэродромах и 7 в воздушных боях. А сколько техники и живой силы потеряли фашисты от огня его штурмовика! Их число исчисляется сотнями. За героизм, мужество, отвагу, высокое боевое мастерство 26 октября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 его награждают второй медалью «Золотая Звезда». Бюст Героя установлен в городе Миллерово.
Александр Николаевич не мыслил себя без авиации. После окончания войны он остался в боевом строю ВВС. В 1951 году А.Н. Ефимов окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю.А. Гагарина), а в 1957 – Военную академию Генерального штаба. Грамотный, образованный офицер (в 1970 году он получил звание «Заслуженный военный летчик СССР»), А.Н. Ефимов быстро продвигается по службе: командует авиаполком, авиадивизией, воздушной армией. В 1975 году ему присваивается звание маршала авиации.
В 1984 году А.Н. Ефимов назначается на самый высокий пост в авиации – главнокомандующим ВВС – заместителем министра обороны СССР. В этой должности он пробыл 6 лет. В том же 1984 году маршал Ефимов удостаивается Государственной премии СССР за испытания нового оружия. С 1990 года он – председатель Государственной комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением при правительстве страны.
А.Н. Ефимов избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го, 9-11 созывов, народным депутатом СССР (1989–1991), депутатом Верховного Совета РСФСР, Украинской и Латвийской ССР. Он – профессор, доктор военных наук.
Дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями, а также иностранными орденами и медалями. А.Н. Ефимов награжден орденом Мужества за испытания атомного оружия, он – ветеран подразделения особого риска и участник Чернобыльской эпопеи.
Александр Николаевич являлся председателем российского комитета ветеранов войны и военной службы. Также был председателем Комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ, заместителем председателя Российского организационного комитета «Победа», президентом Международного благотворительного общественного фонда «Победа – 1945», членом Общественной палаты РФ.
Значительным явлением в жизни Александра Николаевича Ефимова была его тесная дружба со своим земляком – великим писателем М.А. Шолоховым. Донская земля рождает поистине настоящих орлов. Два дважды Героя: один – труда, другой – войны. Они часто встречались. И эти встречи взаимно обогащали друзей. Рано ушедший из жизни поэт Феликс Чуев написал о них замечательное стихотворение «Донские орлы». Вот отрывок из него:
Даже пусть в душах свершится обнова,
Внуки почувствуют в сроки свои
Маршала неба и маршала слова –
Двух земляков по степи и крови.
Имя дважды героя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы города Москвы.
Именем А.Н. Ефимова названы военный городок в Миллерово Ростовской области, лицей, школьный музей. В 1994 г. ему присвоено звание почетного гражданина г. Миллерово.