ЕГОРЫЧЕВ Николай Григорьевич (1920–2005)
Государственный и общественный деятель, Чрезвычайный и Полномочный посол СССР
Родился 3 мая 1920 года в деревне Строгино Кунцевского района Московской области в многодетной крестьянской семье. Отец – Егорычев Григорий Сергеевич (1883–1921). Мать – Егорычева (Тарасова) Анна Семёновна (1881–1937). Супруга – Егорычева (Маркова) Софья Ефимовна. Дочери: Егорычева Наталья Николаевна, Егорычева Ольга Николаевна.
Дед Николая Григорьевича по материнской линии – Тарасов Семён Тарасович – крестьянин деревни Митино, церковный староста, владел лесным участком в Московской губернии, поставлял лес для строительства храма Христа Спасителя в Москве, за что был отмечен персональной медалью. Дед на свои средства построил церковь в деревне Рождествено (ныне Митино), которая действует и поныне.
Отец умер, когда Николаю, младшему из шестерых детей Григория Сергеевича, не было еще и года. Оставшись без кормильца, семья жила тяжело. Дети с ранних лет начали работать в поле. В Строгино Николай пошел в школу, затем учился в Тушино, в 1938 году с отличием окончил десятилетку. В том же году поступил в МВТУ имени Баумана на один из только что открытых оборонных факультетов – бронетанковый.
30 июня 1941 года Николай Егорычев вместе с другими студентами был направлен в Калужскую область на строительство оборонительных сооружений. 9 сентября их вернули в Москву. Вскоре было принято решение об эвакуации МВТУ в Ижевск. О том, чтобы оставить свой город, где он вырос, где жили его родные, где были похоронены его предки, у Николая не было и мысли. В это время начали создаваться рабочие батальоны, из которых впоследствии была сформирована 3-я Московская Коммунистическая дивизия. Вместе с ней вчерашний студент, а теперь заместитель политрука отдельного взвода истребителей танков Николай Егорычев в октябре 1941 года встал на защиту Москвы. Необученная и плохо вооруженная дивизия заняла позиции на ближних подступах к столице. Взвод, в котором служил Егорычев, охранял мост через канал Москва – Волга на окраине деревни Химки.
В январе 1942 года 3-я Московская Коммунистическая дивизия была направлена на Северо-Западный фронт, под Старую Руссу. Здесь 21 февраля 1942 года заместитель политрука стрелковой роты Николай Егорычев принял свой первый бой. О его ожесточенном характере свидетельствует то, что к концу дня из 138 своих бойцов и офицеров рота потеряла 100 человек, из них 70 убитыми. В том бою был тяжело ранен политрук роты, и Егорычева назначили исполнять его обязанности.
8 марта 1942 года Николай Егорычев был тяжело ранен в ногу. Потянулись госпитальные дни. В июне 1942 года он снова прибыл на Северо-Западный фронт, в 241-ю стрелковую дивизию под командованием И.Д. Черняховского. Служил заместителем политрука роты, командиром взвода. 10 августа 1942 года был ранен вторично, но уже через неделю вернулся из медсанбата на передовую. После тяжелейших боев за господствующую высоту на самом берегу озера Селигер в районе села Полново рота закопалась в землю всего в нескольких десятках метров от противника и находилась в глухой обороне в окопах в течение более четырех месяцев. За это время состав роты практически полностью сменился трижды.
В мае 1943 года дивизию, в которой сражался Егорычев, перебросили в резервный Степной фронт, где она получила пополнение. А потом был 1-й Украинский фронт, сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, Букринский плацдарм, бои за освобождение Киева...
В ноябре 1943 года солдатская судьба Николая Егорычева изменилась. Его направили на офицерские курсы шифровальщиков в Киев. Учебу сочетал с практикой: курсантов нередко привлекали к расшифровке донесений с передовой. Через год теперь уже лейтенант Николай Егорычев сам начал преподавать на курсах шифровальщиков. Тем временем фронт продвигался на запад. Николай Егорычев принимал участие в борьбе с бендеровцами на Западной Украине. Победу встретил в Германии, под Дрезденом.
В 1946 году Николай Егорычев вернулся в МВТУ имени Н.Э. Баумана. Вскоре был избран секретарем комсомольской организации факультета, затем комсоргом ЦК ВЛКСМ МВТУ, а в 1950 году – секретарем парткома МВТУ. Одновременно он стал членом Бюро Бауманского райкома партии (1950–1960). В 1950 году Николай Егорычев с отличием окончил вуз. В 1954 году его избирают секретарем, а через полтора года – первым секретарем Бауманского райкома КПСС города Москвы. Тридцатишестилетний Николай Егорычев стал самым молодым в то время первым секретарем райкома партии в Москве. В мае 1960 года его переводят на должность инспектора ЦК КПСС.
В феврале 1961 года Н.Г. Егорычев был избран вторым секретарем, а в ноябре 1962 года – первым секретарем Московского горкома КПСС, в этой должности он проработал около пяти лет. За это время в Москве было обновлено более 80 процентов активной части основных фондов промышленности, более 3 миллионов москвичей получили новое жилье, была решена продовольственная проблема.
При непосредственном участии Н.Г. Егорычева в столице был сооружен мемориал «Могила Неизвестного солдата», торжественное открытие которого состоялось 8 мая 1967 года. Николай Григорьевич стал одним из авторов надписи на могильной плите мемориала. Когда ЦК согласился с проектом, Н.Г. Егорычев попросил С. Михалкова, К. Симонова, С. Наровчатова и С. Смирнова дать предложения о надписи на надгробии. Спустя какое-то время писатели собрались в его кабинете и после долгого обсуждения и споров остановились на варианте: «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен». Оставшись один в кабинете, Николай Григорьевич долго вглядывался в лежавший перед ним текст. Представил, как к могиле подходят люди, среди них и те, кто в войну потерял близких, но не знает, где они нашли покой... Что скажут эти люди? Наверное: «Спасибо ТЕБЕ, солдат! Подвиг ТВОЙ бессмертен!» Тут же позвонил С.В. Михалкову, предложил слово «его» исправить на «твое». Сергей Владимирович подумал и ответил: «Да, это то, что надо». И на гранитной плите золотом были выведены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Благодаря Н.Г Егорычеву в столице были сохранены и восстановлены многие памятники истории и культуры. По его инициативе была восстановлена Триумфальная арка, ему лично удалось отстоять от разрушения церковь на Новом Арбате.
Последовательный сторонник продолжения курса демократических реформ, Н.Г. Егорычев во многих политических и организационных вопросах занимал независимую позицию по отношению к высшему руководству страны, которому становился все более неугоден. Л.И. Брежнева и его окружение раздражало, что авторитет московского секретаря продолжал расти. Открытое недовольство высшего руководства страны вызвало выступление Н.Г. Егорычева на июньском пленуме ЦК 1967 года, когда он предложил обсудить состояние обороны страны. Это была прерогатива Политбюро, и ранее вопросы обороны не рассматривались на пленумах ЦК. Сразу же после пленума Н.Г. Егорычев подал заявление об освобождении от должности первого секретаря Московского горкома партии: продолжать бороться в одиночку было невозможно, а связывать свою судьбу с правящими кругами он не хотел. Отставка Н.Г. Егорычева стала полной неожиданностью для москвичей: ведь последние годы Москва устойчиво шла на подъем.
В июле 1967 года Н.Г. Егорычева переводят с партийной на хозяйственную работу: назначают заместителем министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Очевидное понижение в партийной иерархии в те годы – суровый факт. Круг обязанностей и ответственность на практике оказались отнюдь не меньше. Николаю Григорьевичу был вверен самый трудный участок отрасли – строительство. Он курировал около 120 строек союзного значения: тракторные заводы в Харькове, Челябинске, Волгограде, моторные заводы на Украине и в Белоруссии и др. В те годы ни одно министерство не выполняло планы по строительству, а Егорычев добился показателя 102 процента по промышленному строительству и 146 процентов – по жилищному. Эти успехи были замечены.
В мае 1970 года Н.Г. Егорычева, «учитывая его большой опыт политической работы», назначают Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Дании. Назначение послом стало вежливой высылкой из страны... В Дании он проработал 14 лет. За это время удалось основательно укрепить и развить советско-датские отношения по всем направлениям сотрудничества. Товарооборот между СССР и Данией вырос в 10 раз, при этом положительное сальдо составило почти 400 млн. долларов. Авторитет советского посла был весомым, ему удалось установить доверительные отношения как с правительством, так и с королевским двором. В 1972 году королева Дании стала первой среди европейских монархов, посетивших Советский Союз. Этот визит был подготовлен непосредственно Н.Г. Егорычевым.
В июне 1984 года Николай Григорьевич возвращается в Москву, назначается заместителем министра машиностроения для животноводства и кормопроизводства, где снова курирует строительную отрасль. В 1987 году он становится первым заместителем председателя Торгово-промышленной палаты СССР.
В феврале 1988 года Н.Г. Егорычев опять назначен на дипломатическую работу – его направляют Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Республику Афганистан. При нем состоялся первый этап вывода советских войск из Афганистана, когда на Родину вернулись свыше 50 тысяч человек. Хотя советские войска были выведены из Джалалабада, там оставалась еще группа военных советников. Получив агентурные сведения о готовящемся их захвате моджахедами, Н.Г. Егорычев начал добиваться немедленного их отзыва в Кабул. Во многом благодаря его усилиям люди были спасены от бессмысленной и жестокой гибели... В Москву Н.Г. Егорычев вернулся в ноябре 1988 года.
Находясь на пенсии, Николай Григорьевич не мыслил себя без работы. Вел большую общественную деятельность, являлся советником ассоциации «Российский дом» Международного научно-технического союза. Активно участвовал в ветеранском движении.
Н.Г. Егорычев избирался делегатом XXI, XXII и XXIII съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, депутатом Моссовета семи созывов. Член бюро Московского горкома КПСС (1961–1967), член ЦК КПСС (1961–1972), член Бюро ЦК КПСС (1963–1966), член Президиума Верховного Совета СССР (1965–1967).
Николай Григорьевич – автор ряда статей по политической тематике и многочисленных публикаций в периодической печати (журналах «Коммунист», «Партийная жизнь», «Огонек», газетах «Правда», «Век», «Вечерняя Москва» и др.).
Николай Григорьевич Егорычев награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Дружбы народов, «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За оборону Москвы, «За освобождение Праги» и многими другими.
Он смолоду увлекался лыжным спортом, плаванием, рыбалкой. В 1936–1938 годах был чемпионом «красногорской лыжни» среди юношей. Более 50 лет являлся болельщиком «Спартака».