ВОТИНЦЕВ Юрий Всеволодович (1919–2005)
Герой Социалистического Труда, генерал-полковник
Родился 23 октября 1919 года в городе Ташкенте (Узбекистан). Отец – Вотинцев Всеволод Дмитриевич (1893–1919). Мать – Вотинцева (Щеглова) Анастасия Александровна. (1898–1986). Супруга – Вотинцева (Рысакова) Анна Макаровна (1919–2006), участник ВОВ. Сын – Вотинцев Всеволод Юрьевич, полковник запаса. Дочь – Вотинцева Марина Юрьевна, лейтенант запаса.
Юрий лишился отца в год своего рождения. Всеволод Дмитриевич был потомственным казаком, являлся первым руководителем правительства – председателем Туркестанского ЦИКа, был убит английской и американской агентурой в числе 13 комиссаров.
В 1936 году Ю. Вотинцев окончил 8 класс и в неполные 17 лет поступил в 1-е Ленинградское Краснознаменное артиллерийское училище, а в середине 1938 года в числе 30 отличников перевелся в Сумское артучилище. В октябре того же года досрочно окончил училище с присвоением звания лейтенанта и был назначен командиром взвода Тбилисского горно-артиллерийского училища.
С 1940 года он служил помощником командира батареи – преподавателем артстрельбы. В июле 1941 года Юрий Вотинцев, будучи командиром батареи, подал рапорт о направлении его на фронт, но рапорт был отклонен. По боевым показателям батарея занимала первые места в училище, старший лейтенант Вотинцев был награжден орденом «Знак Почета». Лишь в ноябре 1942 года ему удалось добиться направления в действующую армию, в 295-й минометный полк. В марте 1943 года полк прибыл на Воронежский фронт и стал минометным полком 6-й гвардейской армии.
Курская битва особенно была памятна Юрию Всеволодовичу. Накануне сражения минометный дивизион, приданный 71-й гвардейской стрелковой дивизии, вел интенсивные военно-инженерные работы южнее Белгорода, близ села Томаровка, удерживаемого немцами. Передний край проходил у небольшой заболоченной речушки, один берег которой был наш, другой – противника. Туда, к речушке, на ночь в боевое охранение выдвинулся взвод пехотинцев от стрелкового полка, а от артиллеристов – лейтенант Полищук. Из своего окопчика, расположенного за боевым охранением, он заметил группу идущих с поднятыми вверх руками немецких солдат, которые, как выяснилось после боя, оказались власовцами, неожиданно пустившими в ход гранаты против взвода охранения, и сообщил об этом по телефону Вотинцеву. Дивизион в считанные минуты был приведен в боевую готовность и своим массированным огнем уничтожил группу противника. А позднее, в ночь на 5 июля, за несколько часов до начала наступления немцев, по поступившему приказу дивизион совместно с артполком дивизии и другими приданными артиллерийскими подразделениями своим упреждающим огнем спутал планы противника, вынудив его начать наступление артподготовкой на час позднее.
В результате интенсивного огня были подавлены многие огневые точки врага. После встречных боев с гитлеровцами, в результате стремительного броска танков и пехоты были освобождены сильно укрепленные позиции в районе Томаровки, а затем – Борисовки и Казачьей Лопани. Дивизион понес минимальные потери. Вотинцев берег подчиненных. В августе Юрий Всеволодович был награжден орденом Красного Знамени и назначен начальником штаба полка с присвоением звания гвардии капитана.
Полк принимал участие в отражении контрударов танковых дивизий СС под Богодуховом и Ахтыркой и вел боевые действия в районе Полтавы. В октябре 1943 года 6-я гвардейская армия была стремительно переброшена на Калининский фронт, в декабре – на 1-й Прибалтийский.
6 октября войска Калининского фронта в ходе Невельской операции освободили город Невель. После тяжелейших боев в районе озер Большой и Малый Иван, в которых участвовали гвардейцы дивизиона Вотинцева, Юрий Всеволодович был награжден орденом Отечественной войны I степени, а в феврале 1944 года ему присвоили звание гвардии майора.
Вскоре он получил новое назначение – заместителем командира 151-го гвардейского артполка 71-й гвардейской стрелковой дивизии. В мае-июне он – уже начальник штаба артиллерии 90-й гвардейской стрелковой дивизии, а затем вплоть до декабря, до получения тяжелой контузии, – командующий артиллерией этой дивизии.
В июне-июле 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта осуществляли Витебско-Оршанскую и Полоцкую операции. Немецкая оборона – крепкий «орешек». У артиллеристов дивизии закончились боеприпасы. А разведка доложила Вотинцеву, что обнаружены хорошо замаскированные долговременные огневые точки немцев. На совещании у командующего артиллерией фронта генерал-полковника Хлебникова майор Вотинцев доложил о немецком укрепрайоне. Боеприпасы артиллеристы получили. В результате мощной артподготовки 26 июня советские войска освободили Витебск, 4 июля – Полоцк. 90-й гвардейской дивизии присвоили звание Витебской, Ю.В. Вотинцева наградили орденом Александра Невского.
В декабре 1944 года Юрия Всеволодовича отозвали в Пензенское артиллерийско-минометное училище. В июле следующего года он стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе, которую окончил с золотой медалью в декабре 1947 года и выбрал местом дальнейшей службы Дальний Восток, где был назначен начальником оперативного отделения штаба артиллерии 5-й армии в Спасске-Дальнем. Через год он стал подполковником, а с июля 1953 года – полковником.
Ю.В. Вотинцев служил начальником оперативного отдела штаба артиллерии Приморского военного округа. Накопленный на фронте опыт Юрий Всеволодович передавал воинам вооруженных сил Корейской Народно-Демократической Республики и китайским добровольцам.
В октябре 1953 года Юрия Вотинцева назначили командующим артиллерией 2-й танковой дивизии, а через год направили на учебу в академию Генерального штаба, которую он окончил с золотой медалью в 1955 году.
В 1955–1986 годах Юрий Всеволодович служил в Войсках противовоздушной и противокосмической обороны в должности заместителя командующего по боевой подготовке – начальника боевой подготовки 1-й зенитной ракетной армии особого назначения. В феврале 1958 года ему присвоено звание генерал-майора артиллерии.
С 1959 по 1967 год он командовал Туркестанским отдельным корпусом ПВО, разрабатывал необходимые меры для надежной защиты южных воздушных границ Советского Союза, пресекая полеты разведывательных американских самолетов У-2. В это время формировались новые подразделения радиотехнических войск, строились новые военные городки. В 1963 году корпус развернулся в 12-ю отдельную армию ПВО. Ю.В. Вотинцеву было присвоено звание генерал-лейтенанта. Он избирался членом ЦК Компартии Казахстана (1961), делегатом XXII и XXIII съездов КПСС, депутатом Верховного Совета Узбекской ССР двух созывов.
В мае 1967 года генерал-лейтенант Вотинцев становится командующим Войсками противоракетной и противокосмической обороны СССР, членом Военного совета ПВО. Он возглавлял межведомственные комиссии по рассмотрению эскизных проектов, совместных испытаний, непосредственно участвовал в определении тактико-технических характеристик и тактико-технических заданий.
За большие заслуги в деле освоения и развития вооружений и военной техники Юрию Всеволодовичу Вотинцеву Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда. Золотую медаль «Серп и Молот» и орден Ленина ему вручал Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов.
После выхода в отставку в 1986 году Юрий Всеволодович работал председателем Совета ветеранов Октябрьского района г. Москвы, в 1990 году избирался делегатом XXVIII съезда КПСС.
Герой Социалистического Труда Ю.В. Вотинцев награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета» и другими наградами.
Юрий Вотинцев – автор книги мемуаров «Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы», в которой рассказано о многолетних усилиях советского народа в достижении паритета в деле защиты СССР от самого грозного ракетно-ядерного оружия.
С 2001 года одна из улиц города Кубинка Одинцовского района Московской области носит его имя.