ПЕТРОВ Василий Петрович (1912–2002)
Герой Российской Федерации
Родился 27 декабря 1912 года в деревне Мутовозово Пустошкинского района Псковской области. Отец – Петр Кузьмич (1898–1921), работал на железной дороге разнорабочим. Мать – Евдокия Игнатьевна (1901–1931), трудилась в сельском хозяйстве. Супруга, Клавдия Алексеевна (1913–1986), – летчик-инструктор Минского аэроклуба, всю войну провела с малолетним сыном в партизанском отряде. Сыновья: Эдуард Васильевич Петров, Арнольд Васильевич Петров.
Детство Василия Петрова было многотрудным. Он рано лишился отца и все мужские заботы легли на его еще неокрепшие плечи. Все постигал споро. В 15 лет он, уже был сноровистым пахарем и косарем, метал копны и стога сена, ухаживал за домашним скотом. И все делал с любовью.
Однажды невысоко в небе над деревней медленно проплыл двукрылый самолет и, уходя в сторону Пскова, скрылся за горизонтом. Все жители деревни выбежали из хат посмотреть на это чудо в небе. Василий долго смотрел вслед самолету. С той поры и защемило у него сердце – так захотелось самому взлететь в небо...
Жизнь тем временем диктовала свои условия. До Ленинграда – рукой подать. Город этот словно магнитом тянул к себе деревенскую молодежь. Не устоял и Василий Петров: он стал формовщиком-литейщиком ленинградского завода «Большевик». Быстро освоился с полюбившейся ему профессией. Но желание летать не давало покоя.
И вот он в октябре 1932 года вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Его направляют на службу в Витебск, в 201-ю авиационную бригаду, зачисляют курсантом школы младших авиаспециалистов. Год учебы в школе, и Василий Петров - стрелок-радист бомбардировщика Р-5. В марте 1935 года он увольняется в запас.
Здесь, в Витебске, Василий поступает на работу и без отрыва от производства оканчивает аэроклуб и летную школу Осоавиахима. Его направляют в Минский аэроклуб, где Петров, будучи командиром звена и начальником летной части, готовит пилотов для военных училищ.
...Все шло хорошо: сбылась мечта Василия Петровича – он стал летчиком, к тому же и жена его – тоже летчик. Прибыло полку в семье – родился сын, его нарекли Эдуардом.
Молодая чета твердо решила: «Непременно вырастим летчика, достойную себе смену!»
Но... светлую мечту прервала страшная весть о начале войны. Летчики и самолеты Минского аэроклуба были немедленно включены в состав эскадрильи связи Западного фронта. Василий Петров был назначен заместителем командира авиаэскадрильи.
В августе 1941 года Василий Петров получает задание от командующего Западным фронтом доставить на самолете У-2 начальника инженерных войск фронта маршала инженерных войск Воробьева на аэродром Адрианополь. Что и говорить, задание ответственное, особенно, если учесть, что немецкая авиация господствовала в небе. Петров тщательно изучает воздушную обстановку на маршруте полета и с учетом рельефа местности принимает решение идти на бреющем полете. На всем пути Петров пилотировал свою машину на предельно малой высоте, спускался в лощины, осторожно обходил кромки леса и таким образом почти до самого аэродрома Адрианополь шел не замеченным для противника.
Но вдруг при подходе к аэродрому самолет Петрова был атакован внезапно появившимися четырьмя Ме-109. Казалось, катастрофа неотвратима... И только благодаря высокому мастерству маневрирования Петров вывел свой У-2 к аэродрому. Выбравшись из кабины самолета, маршал Михаил Петрович Воробьёв крепко обнял пилота, пожал ему руку и, поблагодарив, негромко сказал: «А вы, я вижу, мастер своего дела».
В октябре 1941-го при отходе наших войск севернее Гжатска была потеряна их связь со штабом 16-й армии. Василий Петров получил задание от командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенанта И.С. Конева вылететь на У-2 и найти штаб 16-й армии, вручить ее командующему К.К. Рокоссовскому важный приказ.
Василий Петров срочно вылетает и, несмотря на сложные метеоусловия и обстрел противника, благополучно находит штаб 16-й армии, вручает ее командующему пакет от командующего Западным фронтом. Рокоссовский несказанно был рад установлению связи, незамедлительно подготовил ответное донесение и приказал Петрову срочно лететь обратно.
И на этот раз Петров благополучно возвратился в штаб Западного фронта и вручил И.С. Коневу донесение от Рокоссовского. И тут произошло неожиданное: в помещение штаба вошли В.М. Молотов, Г.К. Жуков и К.Е. Ворошилов. Петров даже растерялся. Но тут И.С. Конев сообщил вошедшим военачальникам, что Петров только что прилетел из-за линии фронта от Рокоссовского. Генерал армии Жуков распорядился: «Срочно вылетайте к Рокоссовскому и доставьте его сюда».
«Я быстро, – вспоминал Петров, – заменил самолет, вылетел за Рокоссовским и доставил его в штаб Западного фронта. Потом мне приказали доставить командарма обратно. В тот день мне пришлось летать через линию фронта дважды. И хотя все закончилось благополучно, полеты эти были очень сложными и трудными».
Штаб Западного фронта организовал для 16-й армии посильную помощь. Вскоре ее войска вышли из окружения.
За несколько месяцев, начиная с августа 1941 года, Петрову пришлось совершить более ста вылетов в тыл врага.
В феврале 1942 года Петров получил задание ночью лететь на самолете Р-5 на бомбежку с задачей создания очагов пожара в районах Тарутино, Высокиничи и Черная Грязь.
Был сильный снегопад. Видимость почти нулевая. Необходимы были точный штурманский расчет и мастерский вывод по нему самолета на цель. Петров выполнил эту задачу блестяще. Он произвел за одну ночь три успешных боевых вылета и осуществил меткие бомбометания, создав таким образом по 3–5 очагов пожара, сопровождавшиеся сильными взрывами. Только за одну эту ночь Петров уничтожил склад с боеприпасами, склад с горючим, до 15 автомашин с военным грузом и до 50 солдат и офицеров противника.
Вскоре капитан Петров назначается командиром авиаэскадрильи 766-го штурмового авиационного полка. Этот полк в августе 1942 года прибыл на Сталинградский фронт. Там шли исключительно тяжелые и напряженные бои не только на земле, но и в воздухе.
В августе 1942-го большая группа фашистских танков прорвалась в район Абганерово. Петров получил приказ: немедленно возглавить группу в составе восьми самолетов Ил-2, выйти в данный район и штурмовой атакой уничтожить прорвавшиеся танки. В считанные минуты отважная восьмерка Ил-2 была в воздухе. Прорываться к Абганерово пришлось под ураганным огнем вражеских зениток. К тому же группе Петрова оказали противодействие шесть самолетов Ме-109. Верно оценив обстановку, Петров рассредоточил свою восьмерку, умело совершил сложный маневр и вышел из этого поединка невредимым.
Еще несколько минут – и группа Петрова нависла над заданным районом. Взору представилась внушительная картина: рассредоточенной колонной медленно продвигались в восточном направлении до 70 танков и свыше 100 немецких автомашин. Без промедления Петров организует штурмовую атаку двумя заходами своей группы и наносит ощутимый урон фашистам. Было уничтожено 10 танков, 15 автомашин и более 50 солдат и офицеров противника. Вся группа Петрова возвратилась невредимой на свой аэродром.
В октябре 1943 года Василия Петрова назначают штурманом 766-го полка, а в июле 1944-го – заместителем командира полка. Ему присваивается очередное воинское звание «майор». В этом качестве он геройски сражается на Воронежском, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Особенно высококлассное пилотирование и подлинное мастерство штурмовой атаки Василий Петров проявил на Воронежском фронте, в Белорусской операции и при штурме Кенигсберга.
Лето 1943 года для Василия Петрова было особенно жарким. Действуя на 1-м Прибалтийском фронте только за один август, он произвел 62 боевых вылета. И каждый из них был успешным.
Вклад Василия Петровича Петрова в летопись боевых дел неоценим. На его боевом счету к середине сентября 1944 года числилось: уничтоженных танков – 21, автомашин – 203, повозок с грузами – 99, паровозов – 3, железнодорожных вагонов – 21, складов с горючим – 5, складов с боеприпасами – 4, блиндажей – 15, солдат и офицеров – свыше 1000, создано очагов пожаров – 40.
С учетом боевых заслуг командир 766-го штурмового авиационного полка майор Петров был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
К сожалению, по непонятным причинам Василий Петров тогда не был удостоен этого звания. Героем он стал спустя 51 год, но уже Российской Федерации.
Закончилась война. Василий Петров успешно продвигается по службе. Сначала назначается помощником командира авиадивизии Дальневосточного военного округа с дислокацией на острове Сахалин, а позже – заместителем командира 159-й штурмовой авиадивизии и командиром этой же дивизии. И все три года, пока Петров возглавлял дивизию, она была лучшим соединением в округе.
После окончания Военно-воздушной академии в 1954 году Петрова назначают командиром 311-й штурмовой авиадивизии Белорусского военного округа. За три с половиной года под его командованием она стала передовым соединением.
В 1958 году В.П. Петров уволен в запас. Многие годы отдавал свои силы военно-патриотической работе среди молодежи.
Герой Российской Федерации Василий Петрович Петров награжден также орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, многими медалями.