ПОЛЕВОЙ Вадим Михайлович (1923–2008)
Лауреат Государственной премии СССР, академик Российской академии художеств
Родился 21 декабря 1923 года в городе Москве. Отец – Полевой Михаил Леонидович (1886–1933), участник революции 1905 года, был арестован, сослан в Сибирь. Бежал из ссылки и эмигрировал во Францию. Окончил университет в Тулузе, работал инженером-электриком на строительстве парижского метро. Вернувшись в 1917 году в Россию, работал в Москве, в 1926–1928 годах был в командировках в Париже и Берлине. Мать – Полевая Валентина Николаевна (1897–1990), выпускница Нижегородского института благородных девиц, работала в архивах, типографии. Супруга – Базазьянц Стелла Борисовна. Дети от первого брака: Исаева Татьяна Вадимовна, Полевой Алексей Вадимович. Дочь от второго брака – Бубнова Ярослава.
Вадим Полевой окончил московскую среднюю школу №69, в которой учились многие известные ныне артисты, музыканты, писатели, ученые: Б. Окуджава, С. Колосов, А. Эшпай и другие. Параллельно со школой мальчик занимался в детской художественной школе, которую опекал знаменитый художник И. Грабарь. Большое влияние на будущую судьбу Вадима оказали встречи с Юоном и Ульяновым. В 1939 году одна из работ юного художника была опубликована в журнале «Юный художник». Этот факт и стал отправной точкой долголетней жизни Вадима Полевого в искусстве.
Окончание школы пришлось на начало Великой Отечественной войны. Все выпускники были направлены на строительство оборонительных сооружений под Смоленском. В сентябре 1941 года Полевой дважды получал повестки: сначала о призыве в лыжный батальон, а потом – в авиацию. В конечном итоге, получив в военкомате направление в авиационную школу штурманов-бомбардиров, он выехал в Ярославль. Однако когда он прибыл к месту назначения, выяснилось, что школу уже эвакуировали. Призыв отложили.
Некоторое время Вадим снимался в «Боевых киносборниках» на Мосфильме. В октябре 1941 года его, наконец, призвали на военную службу и отправили на обучение и формирование в запасной полк в Йошкар-Олу. Прибыв на место, он немедленно подал рапорт об отправке на фронт и через несколько дней попал в 49-ю отдельную стрелковую бригаду в район Волоколамска. На следующий день принял свой первый бой.
Воинская служба на фронте была для В.М. Полевого стремительно короткой. Войска несли большие потери, и он вскоре был назначен командиром отделения, а затем принял взвод. 20 января 1942 года в бою под станцией Княжьи горы был тяжело ранен и его, раненного и обмороженного, отправили в госпиталь, а через шесть месяцев комиссовали. За мужество и героизм, проявленные в боях под Москвой, Вадим Полевой награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалью «За оборону Москвы».
Вернувшись в столицу, Вадим Полевой поступил сразу на искусствоведческое отделение МГУ имени М.В. Ломоносова и художественное отделение Полиграфического института. Однако вскоре перед ним встал вопрос, что выбрать: стать художником или искусствоведом? Полевой предпочел последнее.
Учебу совмещал с работой в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1943–1949). Его преподавателями в университете были замечательные ученые профессора В.В. Павлов, А.А. Федоров-Давыдов, В.Н. Лазарев. Под их руководством Вадим в 1947 году защитил диплом и поступил в аспирантуру (1947–1951).
Одновременно стал работать старшим преподавателем во Всесоюзном государственном институте кинематографии (1947–1949), где читал курс лекций по истории искусств. В числе его слушателей были будущие знаменитые кинорежиссеры Э. Рязанов, Г. Чухрай и другие известные деятели кино.
С 1949 по 1962 год В.М. Полевой работал старшим научным редактором, затем заведующим редакцией искусства в Большой Советской энциклопедии. Параллельно читал курсы по истории искусства Византии и русского искусства в МГУ имени М.В. Ломоносова (1949–1960). В 1962 году был приглашен на работу инструктором в Отдел культуры ЦК КПСС, а в 1973 году стал профессором Академии общественных наук, где проработал до 1991 года.
В качестве научного руководителя готовил студентов-дипломников и аспирантов из СССР, Болгарии, Венгрии, Германии, Чехословакии, Кубы, Греции, Монголии.
В 1943–1949 и 1993–1996 годах являлся научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Вел исследовательскую деятельность, консультативную и авторскую работу в сфере искусства ХХ века.
Диапазон научных интересов В.М. Полевого был широк. Его первые работы были посвящены искусству России и Византии, в том числе росписи пещерных храмов Крыма, а также искусству стран Латинской Америки, Франции, Германии, Польши. Главные же темы исследований В.М. Полевого – русское искусство конца XIX – начала ХХ века, искусство Греции – от древности до наших дней, кардинальные проблемы искусства ХХ столетия, в том числе типология искусства ХХ века, гиперреализм и абстракционизм в системе истории искусств, популизм в искусстве ХХ века, искусство и политические движения ХХ века, критика марксистской эстетики («Опыты антиэстетики», 1991).
В.М. Полевой является автором книг: «Ф.С. Богородский» (1956), «А.В. Куприн» (1963), «Искусство стран Латинской Америки» (1967), «Искусство Греции» (3 тома: Древний мир – 1970, Средние века – 1973, Новое время – 1975), «Двадцать лет французской графики» (1981), «Двадцатый век» (1989), «Искусство ХХ века. Малая история искусств в 1901–1945» (1991), «Искусство как искусство» (1995); глав в изданиях: «Всеобщая история искусства» (Византия, Польша, Латинская Америка, Греция, 1960–1966), «Всеобщая история архитектуры» («Греция. ХХ век», 1973), «История Москвы» (Художественная жизнь Москвы, 1959–1967), а также более 2 тысяч статей в сборниках, каталогах, справочниках, ежегодниках, журналах и других периодических изданиях.
В.М. Полевой был инициатором и редактором энциклопедий: «Искусство стран и народов мира» (5 тт., 1962–1981) и «Популярная художественная энциклопедия» (2 тт., 1986), а также главным редактором ежегодника «Советское искусствознание» (1977–1990). Его работы издавались во многих странах – Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Мексике, Португалии, Франции, Швейцарии и т.д.
В.М. Полевой неоднократно выступал с докладами на конгрессах международных ассоциаций историков и критиков искусства. Был куратором выставок современного искусства в Греции, Индии, Мексике, Франции. Являлся организатором многих крупных международных выставок искусства, в том числе Молодежной выставки в Москве на Фестивале молодежи и студентов (1957), автором концепций и предисловий к каталогам выставок «Москва – Париж» (1979, 1981), «Москва – Берлин» (1995–1996), а также одним из учредителей научных «Федоров-Давыдовских» чтений в МГУ.
В 1977 году за создание трехтомника «Искусство Греции» В.М. Полевой был удостоен Государственной премии СССР, а в 1990 году за книгу «Двадцатый век» был награжден золотой медалью Российской Академии художеств. За заслуги в области культуры и искусства он награжден орденами Дружбы народов и «Знак Почета», а также многими медалями.
В.М. Полевой – член президиума Российской Академии художеств, член Союза художников Москвы. В 1977–1980 являлся вице-президентом Международной ассоциации критиков искусства при ЮНЕСКО (АИКА), позже – постоянным членом Административного совета АИКА. С 1988 по 1991 год работал секретарем правления Союза художников СССР. Был членом ученых советов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; в течение ряда лет был членом научного совета «Советской энциклопедии» и других ученых советов.
Долгие годы увлекался живописью и графикой. Вадима Михайловича связывала многолетняя дружба с художниками А. Васнецовым, Д. Жилинским, П. Оссовским. Им была собрана уникальная коллекция графики (более 200 работ), которую он передал в Музей современного искусства.