ЗВЕРЬКОВ Ефрем Иванович (1921–2012)
Народный художник СССР, лауреат Государственных премий РСФСР имени И.Е. Репина и России, академик Российской академии художеств, профессор, почетный гражданин Тверской области
Родился 1 февраля 1921 года в селе Нестерово Тверской губернии. Отец – Зверьков Иван Сергеевич (1890–1942), работал инспектором по сбору лекарственных трав. Мать – Зверькова (Посадская) Мария Тимофеевна (1891–1963). Супруга – Ширшова Любовь Васильевна.
В 1926 году семья Зверьковых переезжает в Тверь. Здесь Ефрем начинает брать уроки живописи у художника Н.Я. Борисова, выпускника Императорской академии художеств, ученика великого И.Е. Репина. Это и определило его дальнейшую судьбу. В 1939 году он был принят на подготовительное отделение Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
Вскоре его призвали в Красную Армию. Часть, куда попал Ефрем Зверьков, находилась в Харькове. Здесь и застало его сообщение о начале войны. Потом было тяжелое отступление с боями, расформирование части.
Весной 1942 года Зверьков, рядовой 301-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта, участвовал в боях под Белгородом. В июне 1942 года в тяжелом состоянии он почти на полгода попал в госпиталь. Вернулся в батальон, участвовал в боях под Сталинградом. В связи с острой нехваткой водителей в январе 1943 года направлен в 17-й отдельный автомобильный батальон.
Вопреки «обыкновенным ужасам войны», желание стать художником лишь укрепилось. После демобилизации в 1946 году Зверьков занялся живописью в Москве, в студии у академика Б.В. Иогансона. С отличием окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова (1947–1953).
В начале творческого пути он получил признание как автор жанровых работ. Проницательность, чуткость художника помогали ему понять новые тенденции в искусстве 1960-х годов. Однако идеи времени, преломленные лирическим мировосприятием живописца, приобретали в его произведениях новый смысл, становились поэтичнее – «Юбилей учительницы» (1954), «В родной колхоз» (1957), «Улицы в Каргополе» (1963), «Кружевницы» (1964). Сюжетные полотна со всей очевидностью раскрыли тяготение их автора к искусству пейзажа. С 1960-х годов Е.И. Зверьков непосредственно обращался к пейзажной живописи, много путешествовал по Северу, работал на этюдах в Подмосковье, Тверском крае, на Рязанской земле.
Раскрывая своим творчеством поэтическую и философскую ценность неброской среднерусской природы, он возводил ее в эстетический идеал. Воспевая красоту первозданности мира, вносил в искусство пейзажа ностальгические ноты, мягко звучащие в созерцании нетронутой человеком природы – «Река Поведь» (1967), «Осенняя пора» (1970), «Весна в лесу» (1971), «На Родине» (1971), «Утро в поле» (1979), «Голубой апрель» (1971), «Осенний день» (1981), «Половодье» (1986), «Тонкие березы» (1991), «Дубрава» (1997), «Земля Зарайская» (2003).
Чуткое понимание красоты русского пейзажа выразилось в создании серии, посвященной природе Севера, – «Белая ночь» (1967), «Северная весна» (1969), «Северная весна» (1990), «Онежское озеро» (1980), «Ледоход» (1995).
Пейзажи Е.И. Зверькова полны чистой и тихой радости, трогают благородством, утонченностью колорита. Доведенные до высокой степени живописной законченности, они сохраняют свежесть и трепетную непосредственность живого восприятия природы.
С 1946 года Е.И. Зверьков был постоянным участником всесоюзных, всероссийских, московских и международных выставок. В 1975, 1993, 1996, 1998, 2001–2004 годах в Москве, в 1976 году в городах Болгарии состоялись персональные выставки произведений мастера.
Работы художника представлены в крупнейших собраниях России: в Государственной Третьяковской галерее и Московском музее современного искусства, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, во многих отечественных художественных музеях, в государственных и частных коллекциях Франции, Болгарии, Италии, Бельгии, США, Японии, Китая и других стран.
Заслуженное признание не одного поколения художников принесла Е.И. Зверькову многолетняя работа в составе руководящих органов творческих организаций: с 1964 года – в правлении Московского союза художников; первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1976–1986), секретарь правления Союза художников СССР (1977–1993), член комитета по Государственным премиям РСФСР (1977–1988), совета Государственного комитета по печати при Совете Министров РСФСР (1978–1986), Международного совета музеев (с 1976 г.), Государственного экспертного совета по монументальному искусству при Президенте РФ (с 1998 г.). С 1992 года Е.И. Зверьков – член президиума, вице-президент Российской академии художеств. С 1995 по 1999 год руководил воссозданием живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве.
Супруга была его соратником: Любовь Васильевна Ширшова доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, член Международной ассоциации искусствоведов.
Е.И. Зверьков – народный художник СССР и РСФСР, лауреат Государственных премий РСФСР имени И.Е. Репина и РФ (1975, 1997), профессор, член правления ЦДРИ, восьми Международных академий. Его творчеству посвящены монографии, альбомы, более 200 публикаций в различных изданиях, о нем сняты фильмы. В 2001 году новая звезда в созвездии Водолея названа именем «Ефрем Зверьков».
Ефрем Иванович Зверьков награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почета, орденом Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, медалью «За победу над Германией» Удостоен золотых медалей Российской академии художеств и Творческого союза художников России, награжден Святого Сергия Радонежского и многими медалями Российской Федерации, орденом Кирилла и Мефодия I степени Республики Болгария. В 2011 году награжден Золотым крестом РАХ. Он был удостоен звания «Лауреат» на многих художественных конкурсах и Международной премии «За вклад в мировое искусство». Почетный гражданин Тверской области.
Скончался 31 июля 2012 года.