ДЖУМАХМАТОВ Асанхан (1923–2008)
Герой Кыргызской республики, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Киргизской ССР, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, почетный гражданин города Бишкека
Родился 16 июня 1923 года в селе Иссык-Ата Чуйской области Киргизской республики. Отец – Чалов Джумахмат. Мать – Чалова Артык. Супруга – Сатаева Гульхан (1933 г. рожд.). Сыновья: Джумахматов Эрмек, Джумахматов Эрик.
В детстве Асанхан испытал немало трудностей. Его отец, Джумахмат Чалов, был образованным и достаточно зажиточным человеком. В 1926 году отца арестовали с конфискацией всего имущества, включая дом и скот, и отправили в ссылку в Сибирь. А когда Асанхану исполнилось 6 лет, его с матерью и старшим братом Муратханом (также с конфискацией имущества) сослали на Украину. Тяжелое детство, ссылка, безусловно, оказали влияние на мироощущение Асанхана. Именно на Украине Асанхан Джумахматов серьезно начал заниматься музыкой. Живя в селе Чалбассы Скадовского района Одесской области, он играл на гитаре в самодеятельном оркестре, а позже – на ударных инструментах.
В 1938 году, прожив почти восемь лет на Украине, Джумахматов возвращается на родину и поступает учиться на подготовительное отделение педагогического техникума, параллельно работая артистом оркестра первого Кыргызского музыкально-драматического театра, впоследствии Академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева. Одаренный музыкант был включен в состав делегации мастеров искусств республики на первой декаде кыргызского искусства в Москве, прошедшей с успехом в 1939 году. Поездка в Москву, общение с крупнейшими музыкантами того времени стали для Асанхана Джумахматова одним из поворотных моментов в его жизни.
В сентябре 1941 года Государственный симфонический оркестр Союза ССР был эвакуирован в город Фрунзе (ныне – Бишкек). Главным дирижером был выдающийся музыкант Натан Рахлин. Оркестр продолжал работать и вести интенсивную концертную деятельность. Джумахматов был зачислен в его состав и играл на ударных инструментах.
В конце 1941 года Асанхан был призван в ряды Красной Армии и сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Он был тяжело ранен и контужен.
В 1944 году, после увольнения из армии, Джумахматов становится артистом оркестра Кыргызского театра оперы и балета. После окончания войны с сентября 1945 года учится на национальном отделении при Московской консерватории имени П.И. Чайковского на дирижерском факультете. Еще будучи студентом Московской консерватории, дирижирует студенческим оркестром.
После успешного окончания национального отделения в июле 1948 года его назначают главным дирижером Кыргызского театра оперы и балета. Молодой дирижер свой талант направляет на постановку спектаклей, которые способствуют творческому росту художественного коллектива и широкому знакомству зрителей с мировой, русской классикой и спектаклями кыргызских авторов.
Под его управлением впервые в республике были поставлены сложнейшие спектакли – «Кармен» Ж. Бизе (1949), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1950), «Русалка» М.А. Даргомыжского (1951), сочинения кыргызских авторов – Абдраева-Аманбаева «Ким-кантти» (1948), Раухвергера «Кокуль» (1949), Власова-Фаре «Алтын кыз» (1949), «На берегах Иссык-Куля» (1951).
Работая главным дирижером оперного театра, А. Джумахматов понимал, что образования, которое он получил на национальном отделении, недостаточно для того, чтобы достигнуть подлинного мастерства дирижера. Так в 1952 году он решается вновь поступить на факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Ему посчастливилось учиться у выдающегося советского дирижера Бориса Хайкина. Именно учеба у мэтра позволила раскрыться подлинному таланту дирижера-профессионала Джумахматова. Под руководством своего педагога он в совершенстве овладевает сложнейшим комплексом качеств настоящего большого дирижера. Большую формирующую роль в дальнейшем развитии кыргызского дирижера сыграли наравне с Хайкиным профессора Гинзбург, Евсеев, Василенко, Хортуканов и другие.
Сама атмосфера студенческой жизни, работа на должности музыкального руководителя и главного дирижера Московского театра имени Моссовета, где главным режиссером был Народный артист СССР Юрий Завадский, а актеры – Р. Плятт, В. Марецкая, Ф. Раневская, Л. Орлова – не могла не отразиться на его эстетическом формировании. В годы учебы Джумахматов активно занимался и общественной деятельностью, оставаясь бессменным секретарем комсомольской организации Московской консерватории.
После успешного завершения учебы в 1957 году он возвращается на родину и вновь в качестве главного дирижера возглавляет Кыргызский театр оперы и балета. В этот период в республике идет подготовка ко второй декаде Кыргызского искусства в Москве. Руководство республики поручает Асанхану Джумахматову ее проведение и назначает его музыкальным руководителем декады.
В течение двух недель, 14-26 октября 1958 года, москвичи имели удовольствие познакомиться с интересным и самобытным искусством кыргызского народа. Композиторы Т.Н. Хренников, Д. Кабалевский, музыканты В. Виноградов и Мартынов дали высокую оценку исполнительскому мастерству солистов и актеров.
За успешное проведение декады и большой вклад в развитие советского кыргызского искусства Президиум Верховного Совета СССР наградил Асанхана Джумахматова орденом Трудового Красного Знамени. Затем ему было присвоено Почетное звание «Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР» (1958).
В 1962 году Асанхана Джумахматова назначают художественным руководителем и главным дирижером Государственного Академического оркестра кыргызских народных инструментов имени Карамолдо Орозова. Опыт предшествующей работы помог дирижеру создать в народном оркестре свой исполнительский стиль, давший толчок к дальнейшему развитию оркестра. Обработки народных песен вызывали массу откликов. Привычные на слух, они стали звучать мощно, с новыми красками.
За 10 лет работы в оркестре он поднял профессиональный уровень коллектива на качественно новую ступень. С коллективом Джумахматов побывал во всех уголках Советского Союза. Итог работы дирижера – это присвоение коллективу звания лауреата Всесоюзного конкурса профессиональных коллективов. Обработки классических и народных инструментальных произведений для комуза и кыяка выдающихся кыргызских народных музыкантов Орозова, Мураталы, Ниязалы, Шеркулова, Туманова и других (свыше 50 народных кюу), а также обработки знаменитых мелодий-песен выдающихся кыргызских народных мелодистов Атая, Мусы, Эгинчиева, Абдыкадырова, Тагаева и других (свыше 100 мелодий) до сих пор составляют основной репертуар Госоркестра народных инструментов Кыргызстана и систематически исполняются в концертах симфоническим, народным и эстрадным коллективами.
С 1972 по 1983 год Асахан Джумахматов возглавлял Кыргызский театр оперы и балета. С 1970 года являлся главным дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Национальной телерадиовещательной корпорации.
С коллективом оркестра выступали выдающиеся дирижеры: Б. Хайкин, Р. Вигнер, Г. Рождественский, Е. Светланов, В. Чернушенко, А. Дмитриев, Ю. Симонов и многие другие. Солистами оркестра выступали выдающиеся инструменталисты: М. Ростропович, Е. Малинин, С. Доренский, В. Крайнев, В. Гудникова, солисты-вокалисты мирового класса: Е. Образцова, И. Архипова, А. Соловьяненко, Б. Минжилкиев, А. Днишев, И. Богачева и другие.
В репертуаре оркестра, основными являются симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Баха, Малера, Брукнера, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и других.
Творческий путь дирижера в течение более полувека связан с оперным театром. За этот период им поставлены более 50 опер и балетов мировой, русской, кыргызской и советской классики. Среди них – балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1962), оперы «Аида» Верди (1960), «Борис Годунов» Мусоргского (1960), «Тоска» Пуччини (1962), «Мефистофель» Бойто (1978 – впервые в СССР), «Дон Карлос» Верди (1979), «Дитя и волшебство» Равеля (1982), «Служанка и госпожа» Перголези (1982), «Паяцы» Леонкавалло (1982), «Петрушка» Стравинского (1983), «Ак Шумкар» Ряузова (1957), «Токтогул» Власова, Малдыбаева и Фаре (1958), «Мурат» Книппера (1959), «Жамиля» Раухвергера (1961), «Июльская ночь» Хаджиева (1975), «Зори здесь тихие» Молчанова (1974), «Пётр I» Петрова (1976), «Проделки Майсары» Юдакова (1960), «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского (1961) и другие.
Известные оперные певцы, народные артисты СССР Сайра Кийизбаева, Хусейин Мухтаров, Болот Минжилкиев, Артык Мырзабаев, народные артисты республики Чодронов, Дарика Жалгасынова начинали изучать оперные партии под руководством Джумахматова. Практически все оперные и балетные спектакли, поставленные в оперном театре начиная с 1974 года, были осуществлены дирижером А. Джумахматовым. Огромный вклад он внес в развитие национального оперного и балетного искусства. Под его руководством были поставлены основные оперные и балетные спектакли, составляющие ныне репертуар Кыргызского академического театра оперы и балета.
Глубокий след в творчестве Джумахматова оставляли выступление на сцене Кыргызского академического театра под руководством Асанхана Джумахматова всемирно известных вокалистов – И. Архиповой, Е. Образцовой, Н. Шемчук, М. Биешу, В. Полько, З. Бибай, Ю. Мазурка, А. Соловьяненко, М. Калининой, Е. Серкеваевой, Б. Тулегеновой и многих других.
В 1989 году Асанхан Джумахматов приходит главным дирижером в государственный камерный оркестр «Насыйкат», где оркестр открывает новые просторы для маэстро – это народная музыка. Она в исполнении оркестра получает новое звучание. Камерный оркестр «Насыйкат» неоднократно представлял советское и кыргызское искусство на международных фестивалях и перед высокими зарубежными гостями республики.
Асанхан Джумахматов вел огромную общественную работу, был президентом Союза музыкальных деятелей Кыргызской Республики, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей, президентом Кыргызского отделения Международной академии творчества, действительным членом Международной академии наук (Мюнхен, Германия), академиком Всемирной академии музыки (Мюнхен, Германия).
С 1995 года работал профессором в Кыргызской национальном консерватории. За многолетнюю творческую деятельность он воспитал многих профессиональных музыкантов-оркестрантов. Свой опыт дирижера он передал второму дирижеру симфонического оркестра Гостелерадио республики И.А. Машкеевичу.
За огромный вклад в развитие мирового, советского и кыргызского искусства Асанхан Джумахматов удостоен званий Героя Кыргызской республики (2003), народного артиста Кыргызской ССР (1971), народного артиста СССР (1976), Государственной премии Кыргызской ССР имени Токтогула Сатылганова (1972), Международной премии имени Ч. Айтматова (1999), премии «Золотой мост» (Казахстан).
Награжден орденом Дружбы, двумя орденами Трудового Красного Знамени, национальным кыргызским Орденом Манас III степени, медалью имени С. Рахманинова, Бронзовой медалью фонда Ирины Архиповой «за многолетнее безупречное служение российскому музыкальному искусству во второй половине ХХ века», другими наградами.
Боевые заслуги А. Джумахматова отмечены орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда», Жукова, юбилейными медалями Победы и Вооруженных Сил.
Все свободное время Асанхан Джумахматов отдавал сбору, обработке, аранжировке и исполнению в концертах, а также записи на радио и телевидении народных мелодий и произведений народных музыкантов. За всю жизнь ни разу не отдыхал на курорте или в доме отдыха – отпуска проводил в родном ауле, где ходил по горам пешком. Владел кыргызским, русским и украинским языками. Почетный гражданин города Бишкек.
В 2004 году в серии «Жизнь замечательных людей Кыргызстана» вышла биографическая книга «Асанхан Джумахматов».
В 2013 году к 90-летию со дня его рождения в республике Кыргызстан прошли выставки «Моей судьбы оркестр», «Джумахматов или Целый век музыки», посвященные Асанхану Джумахматову, ряд памятных ряд мероприятий. Установлен памятник маэстро, открыта мемориальная доска.