КОЖЕМЯКИН Иван Иванович (1908–2001)
Герой Советского Союза
Родился 1 октября 1908 года на хуторе Бриллиантов (ныне Белгородского района Белгородской области). Отец – Кожемякин Иван Никитович (1848–1938). Мать – Евдокия Ивановна (1864–1924). Супруга – Александра Андреевна (1909–1993). Сыновья: Александр Иванович Кожемякин, Виктор Иванович Кожемякин.
Детство Ивана Кожемякина типично для мальчишек деревенской глубинки начала минувшего столетия. Родители Ивана были потомственными крестьянами. С малых лет – тяжелый труд, постоянная нужда, особенно в такой многодетной семье: 9 детей, три мальчика и шесть девочек.
Несмотря на материальные тяготы, дети Кожемякиных старались учиться. Ваня оказался наиболее способным из всех. В 1927 году он окончил десятилетку. Вернулся на свой хутор, чтобы помочь «поднять» младших. Как наиболее грамотного среди односельчан, его избрали председателем объединенного из четырех хуторов сельского Совета.
На первых порах помогал отец. Постепенно дела пошли в гору – но пришел срок призыва. В 1929 году Кожемякина, как грамотного, определили в престижный по тому времени род войск, артиллерию, направили в 163-й стрелковый полк, размещавшийся в Белгороде, и сразу же назначили наводчиком орудия. Иван стал лучшим наводчиком в батарее, что не раз демонстрировал на учебных стрельбах. В 1931 году он вступил в ВКП(б).
По завершении срочной службы Иван изъявил желание остаться в армии и был направлен в Московскую пехотную школу, где готовили и командиров-артиллеристов. Учился с особым прилежанием. Школу окончил «на отлично» и вернулся в свой полк командиром взвода.
Не успел Кожемякин освоиться в новой должности, как в часть поступило указание: отобрать самых здоровых и грамотных командиров для учебы в летной школе. Так в 1935 году молодой лейтенант по разнарядке очутился в знаменитой 3-й военной школе летчиков и летнабов (летчиков-наблюдателей) в Оренбурге. За год он освоил специальность штурмана и был назначен штурманом эскадрильи 25-й авиабригады. В составе этой бригады Кожемякин принял участие в походе по освобождению Западной Украины.
После начала советско-финской войны он написал рапорт с просьбой направить в действующую армию. Просьбу его удовлетворили, и он стал батальонным комиссаром 44-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 55-й бригады армейской авиации ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта, а с 9 декабря 1939 года, после перебазирования всего полка на оперативный аэродром с началом боевых действий, он назначен военкомом 4-й авиаэскадрильи 44-го СБП. Основными задачами экипажей скоростных бомбардировщиков были: прокладывание дороги наземным войскам, уничтожение узлов сопротивления врага.
На Карельском перешейке Кожемякин совершил 73 боевых вылета, из них 36 – в качестве штурмана. Вылеты в основном кончались для него удачно, но последний едва не стал роковым. Эскадрилья под его командованием возвращалась с задания. Она уже подлетала к линии фронта, как вдруг ее атаковала большая группа вражеских истребителей. Кожемякин был ранен, но никому об этом не сообщил и продолжал руководить боем.
После выполнения боевого задания эскадрилья повернула обратно. Но истребители противника продолжали атаковать. Одному из них удалось поджечь самолет летчика Якушева. Кожемякин приказал прикрыть подбитую машину огнем всей группы. Финны, наконец, прекратили атаки; Якушев с трудом посадил горящий самолет на свой аэродром. Кожемякин тоже оказался в трудном положении. От большой потери крови у него кружилась голова. Он почти ничего не видел и делал все интуитивно. А едва самолет коснулся земли, и вовсе потерял сознание. Очнулся уже в госпитале, где пролежал довольно долго.
В наградном листе на присвоение батальонному комиссару Кожемякину звания Герой Советского Союза было написано: «С первого дня борьбы с белофиннами, являясь военным комиссаром двух сборных эскадрилий, личным примером геройства и беззаветной преданностью делу партии Ленина мобилизовал внимание и силы летного состава для нанесения первых ударов с воздуха в особо трудных метеоусловиях.
Партийные и непартийные большевики эскадрильи, первыми вступившие в бой с белофиннами, отлично выполнили боевой приказ по разрушению железнодорожной станции Каувола и аэродрома Утти, несмотря на сильное огневое противодействие в сложных метеоусловиях. Батальонный комиссар т. Кожемякин заражал весь личный состав своим мужеством и упорством в достижении цели.
Эскадрилья в период прорыва укрепленного района без потерь и происшествий в воздухе и на земле отлично выполнила боевую задачу по разрушению опорных пунктов в районе Липпола, Пакина, Сума, Корхуна в условиях сильного огневого противодействия и трудных метеоусловиях.
В дни особо напряженной работы, когда эскадрилья вылетала в день по три-четыре раза (с 11.12.39 г. по 18.02.40 г.) матчасть работала безотказно. Эскадрилья в эти дни отлично выполнила задачу по уничтожению живой силы в укрепленном районе Какаппя и разрушению опорных пунктов на острове Равансаарм и на подступах к Виппури.
Эскадрилья за время борьбы с белофиннами совершила 448 боевых вылетов, проявив при этом мужество и отвагу.
Лично батальонный комиссар Кожемякин имел 36 боевых вылетов в качестве штурмана. За отличное выполнение боевых приказов в борьбе с белофиннами награжден орденом «Красная Звезда».
За пример личного героизма, проявленного в борьбе с белофиннами и воспитании в личном составе мужества и геройства при выполнении боевого задания батальонный комиссар т. Кожемякин достоин высшей правительственной награды Союза ССР – присвоения звания Героя Советского Союза».
В палату к Ивану Кожемякину пришли фронтовые друзья и сообщили радостную новость. Тогда звание Героя присваивали редко, и он не сразу в это поверил. Но 21 марта 1940 года батальонный комиссар Кожемякин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» № 262.
Опыт воздушных боев пригодился в следующей войне. Уже на второй день Великой Отечественной войны командующему бомбардировочным авиаполком подполковнику Кожемякину пришлось начать боевые вылеты. Задачи авиация дальнего действия выполняла самые различные, даже ей несвойственные: например, разведочные полеты. А иногда обстановка вынуждала действовать вопреки инструкции.
8 сентября 1941 года началась одна из страшнейших блокад в истории – длившаяся 872 дня блокада Ленинграда. Позже Кожемякин вспоминал, что осенью в штаб его полка прибыл секретарь ЦК ВКП(б), член Военного совета Ленинградского фронта А.А. Жданов. Он обрисовал сложившую обстановку и в заключение сказал: «Как видите, дело более чем серьезное. Без авиации мы не сумеем отразить атаки фашистов. Так что, товарищ Кожемякин, поднимайте полк и уничтожьте группировку противника». «Сделать я этого не могу, – ответил подполковник. – Последствия будут самые плачевные. Я непременно попаду под трибунал, если, конечно, останусь жив. Использовать бомбардировочную авиацию в подобных погодных условиях категорически запрещено». Жданов по аппарату ВЧ (закрытая система телефонной связи, использующая высокие частоты, была организована в 1930-е годы как оперативная связь органов ОГПУ, – прим. ред.) связался со Ставкой Верховного Главнокомандующего. Сталин внимательно выслушал доводы Жданова и коротко распорядился: «Пусть Кожемякин поднимает полк».
Не выполнить приказ Верховного Главкома было нельзя. На задание Кожемякин решил взять лишь добровольцев. Ими оказались все летчики. Впрочем, иного никто и не ожидал. Кожемякин отобрал наиболее опытные экипажи, умеющие действовать в ночных условиях.
Экипажи сделали за ночь по четыре боевых вылета и разметали вражескую группировку. Наступление врага на этом участке было остановлено. Вскоре Жданов вновь прибыл в полк и вручил каждому участнику бомбардировки ордена. Подполковник Кожемякин был награжден орденом Красного Знамени. Его он всю жизнь считал самой дорогой наградой.
В апреле 1942 года Иван Кожемякин был тяжело ранен в обе ноги. После долгого лечения в госпитале он окончил курсы политсостава при Военно-воздушной инженерной академии и вскоре был назначен заместителем командира 222-й аддд, авиадивизии дальнего действия (авиадивизии тяжелой бомбардировочной авиации, – прим. ред.), включавшей в себя 16-й, 37-й и 125-й авиационные полки дальнего действия. Все полки дивизии имели на вооружении бомбардировщики B-25.
В августе 1942 – апреле 1943 годов дивизия участвовала в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Объектами бомбардировок были войска и скопления техники на станциях и железнодорожных узлах Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Брянск, авиация на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.
25 февраля 1943 года полковник Кожемякин был назначен командиром 222-й аддд.
Приказом наркома обороны СССР 26 марта 1943 года 222-я аддд была преобразована в 4-ю гвардейскую авиадивизию дальнего действия.
В апреле-мае 1943 года дивизия наносила удары по крупным административным центрам и железнодорожным узлам Германии и Польши.
Директивой Генштаба в июне 1943 года из состава дивизии были развернуты еще одна дивизия дальнего действия и 4-й гвардейский авиакорпус дальнего действия, в состав которого вошли обе дивизии.
В октябре 1943 года за отличия в боях за освобождение Брянска 4-й гвардейской адд было присвоено почетное наименование «Брянская». Директивой Генштаба 26 декабря 1944 года 4-я гвардейская авиационная Брянская дивизия дальнего действия была преобразована в 14-ю гвардейскую Брянскую бомбардировочную авиадивизию.
14-й гвардейской бомбардировочной авиадивизией Кожемякин командовал до 23 марта 1945 года, примерно тогда он и совершил свой последний боевой вылет на бомбардировку Берлина.
После войны полковник Кожемякин несколько лет командовал авиационной дивизией в Группе советских войск в Германии. Затем по состоянию здоровья он ушел с командной должности и его, как окончившего в прошлом курсы политсостава, назначили заместителем начальника штаба по политчасти 12-й воздушной армии Забайкальского военного округа. Там он одновременно выполнял обязанности помощника маршала Хорлогийна Чойбалсана (политического лидера Монголии с 1930-х годов до своей смерти 26 января 1952 года, – прим. ред.).
В 1953 году Иван Кожемякин вышел в отставку по состоянию здоровья, ввиду обострения последствий тяжелых ранений.
До гражданской пенсии работал начальником отдела кадров одного из научно-исследовательских институтов Москвы.
Герой Советского Союза Иван Иванович Кожемякин награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом маршала Жукова, орденом Красной Звезды, многими медалями, тремя иностранными орденами и многими иностранными медалями.