КИБАЛЬ Иван Андреевич (1922–2001)
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, почетный гражданин Омской области и Исилькульского района
Родился 8 июля 1922 года на станции Исилькуль Омской области, в семье рабочего-железнодорожника. Отец – Кибаль Андрей Андреевич. Мать – Ульяна Ильинична. Супруга – Анжелика Михайловна (1926 г. рожд.). Дочери: Наталья Ивановна и Ирина Ивановна.
Ваня был одним из младших в большой семье Кибалей. Его мать, Ульяна Илинична – из белорусов, уроженка Черниговской области, отец, Андрей Андреевич – украинец с Полтавщины. Их самих еще детьми привезли в Сибирь, а уж их семеро детей, пять сыновей и две дочери, стали коренными сибиряками. Отец работал на железной дороге. Когда Ване было всего два с половиной года, отец простудился, простуда переросла в туберкулез, и он умер. Вся тяжесть воспитания детей легла на хрупкие плечи матери. Денно и нощно трудилась она и вывела детей в люди – все получили образование. Фёдор стал генерал-майором, Леонид и Виктор – полковниками, Николай погиб на фронте.
В 1941 году Иван окончил десятилетку. Попросился добровольцем на фронт. В августе ему предложили поступить в артиллерийское училище. Так Кибаль оказался в Абакане. Там же шло формирование 309-й стрелковой дивизии.
После окончания училища, получив в петлицы четыре треугольника помощника политрука, Иван Кибаль в составе 309-й дивизии в марте 1942 года прибыл на фронт. Это было на берегу Дона, южнее Воронежа.
Чуть ли не с колес заняли оборону. И потянулись тяжелые оборонительные бои – но Иван в них окреп физически и морально, твердо уверовал в то, что фашистов можно бить.
В начале июля 1942 года 957-му стрелковому полку 309-й стрелковой дивизии предстояло форсировать Дон и захватить плацдарм. Требовалось уточнить данные об огневых средствах и оборонительных сооружениях противника. Командир полка подполковник Г. Шевченко решил послать на это трудное дело Ивана Кибаля.
В поисковую группу Кибаль отобрал смелых и отважных ребят: рядовых Девяткина, Сизова, Сергеева, Бояринова и Стручкова. 8 июля вечером недалеко от станции Лиски, у села Щучье, группа незаметно на рыбачьей лодке переправилась через Дон. Правый берег круто нависал над рекой. Разведчики быстро одолели подъем, укрылись в кустах, прислушались. До блиндажа, в котором командир наметил брать «языка», было метров 300–400.
Плотно прижимаясь к земле, воины по-пластунски поползли к траншеям врага. Впереди – группа захвата, чуть поодаль – группа обеспечения. Укрываясь в воронках и ямах, разведчики упрямо, стараясь не производить шума, продвигались к цели. Неожиданно Иван наткнулся на телефонный кабель. «Наверное в блиндаж протянут, – шепнул он Девяткину, – будем держаться его».
Вскоре показалась узкая полоска света, пробивавшаяся сквозь дверную щель. Старший группы с Девяткиным пополз к блиндажу. Не успел Кибаль подать Девяткину знак, как дверь внезапно открылась, и на пороге появился немецкий солдат. Луч карманного фонарика вырвал их из темноты. Фашист от испуга вскрикнул и попятился назад. Медлить было нельзя. Кибаль мигом вскочил на ноги и дал короткую очередь. Немец рухнул как подкошенный. Не теряя ни секунды, разведчики в три прыжка достигли блиндажа и в открытую дверь бросили гранаты. Раздался взрыв.
Кибаль и Девяткин вошли в укрытие, осветили его фонариком. Несколько немцев лежали убитые. Один был живым. Разведчики выволокли его наружу. Под роем пуль противника, который обнаружил нападение, воины короткими перебежками бросились к Дону, нашли спрятанную ими лодку и переправились на левый берег. Задача была выполнена.
Позже, поздравляя разведчиков с успехом, командир дивизии сказал, что их «язык» дал ценные сведения.
Фронт все дальше катился на запад. Осенью 1943 года 957-й стрелковый полк подошел к Днепру. 24 сентября Иван с первой группой воинов преодолел водную преграду, разведал передний край противника, установил его огневую систему, захватил «языка» и возвратился обратно. Добытые им сведения помогли полку успешно форсировать Днепр и с ходу овладеть населенными пунктами Балыка и Щученка.
Рано утром при очередном артиллерийском налете командир батальона капитан И. Окроперидзе получил ранение в обе ноги. Его немедленно отправили в тыл. Старший лейтенант Кибаль, являвшийся в то время заместителем комбата по политической части, принял на себя командование. Солдаты ободрились. Многие из них хорошо знали молодого офицера, видели его в бою.
После короткой артподготовки батальон ринулся вперед. Ведя огонь на ходу, советские воины вихрем ворвались в первую траншею противника и, не давая ему опомниться, без задержки устремились к высотке, по которой проходила вторая траншея. Одна рота ударила по высоте в лоб, другие обрушились на нее с северной и южной сторон. Дружными, согласованными действиями батальон овладел важной позицией противника. Кибаль тотчас же приказал занять круговую оборону и окопаться. Однако гитлеровцы не дали солдатам возможности как следует закрепиться. Оправившись от удара, они перешли в контратаку и замкнули вокруг батальона кольцо.
Двое суток сражалось подразделение под командованием замполита, отразив 11 вражеских атак. Фашисты дорого заплатили за попытку уничтожить батальон. Они потеряли несколько сот солдат и офицеров. 10 сожженных и исковерканных танков стояли у высоты.
На третий день Кибаль получил приказ выйти из окружения и пробиться к своим. Он четко исполнил его.
Подвиг Ивана Кибаля на Днепре, его славные дела в предыдущих боях были высоко оценены командованием. Он был представлен к званию Героя Советского Союза, которое получил 10 января 1944 года.
12 марта 1944 года Кибаль был в третий раз ранен, и весьма тяжело: пуля раздробила правое колено. Началась долгая госпитальная жизнь.
После войны Иван Кибаль окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, служил на командно-штабных должностях: помощник начальника оперативного отделения штаба стрелкового корпуса, начальник штаба, а затем командир стрелкового полка имени А. Матросова, начальник штаба дивизии, командир мотострелковой дивизии и, наконец, заместитель командующего войсками Прибалтийского военного округа по Гражданской обороне.
В 1982 году Иван Андреевич Кибаль был назначен заместителем Главного военного советника в Афганистане, где под его началом практически с нуля была создана служба Гражданской обороны. Как начальник оперативной группы, выделенной штабом ПрибВО, генерал Кибаль принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1986 году И.А. Кибаль вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. Проживал он в Риге, но после распада СССР вернулся на родину, в Омскую область.
С детства Иван Андреевич увлекался охотой и голубями. Охоту к определенному возрасту пришлось оставить. А с породистыми голубями он не расставался ни на день.
Герой Советского Союза Иван Андреевич Кибаль награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, двумя орденами Демократической Республики Афганистан, многими медалями. Почетный гражданин Омской области и Исилькульского района. В честь Кибаля названа улица в Исилькуле.