ИВАНОВ Георгий Васильевич (1901–2001)
Герой Советского Союза, генерал-майор, участник Парада Победы 1945 года, почетный гражданин чешских городов Мост, Хомутов и Писек (Чехия), польского города Вроцлав
Родился 25 мая 1901 года в хуторе Упорники станицы Акишевской Хоперского округа области Войска Донского (ныне Нехаевский район Волгоградской области). Супруга – Иванова Нина Трифоновна. Сын – Иванов Виктор Георгиевич.
Георгий – из донских казаков. Отец его, Василий Акимович – Георгиевский кавалер, инвалид русско-японской войны, умер от полученных ран, когда мальчику было всего десять лет. Георгий, его брат Аркадий и их сестры Дарья, Нюра, Анна, Наташа, оставшиеся сиротами, воспитывались в семье матери. Помогал им и дед с отцовской стороны Аким Васильевич – хозяин крепкого хуторского хозяйства. Таким же хозяйственным, всеми уважаемым казаком мечтал вырасти и Георгий. Гордился дедом и четырьмя дядьями – отцовскими братьями, – все они носили солдатский Георгиевский крест на груди, а у второго по старшинству, крестного Георгия, Ефима Акимовича крестов было два, и офицерский чин прапорщика за отличную службу еще в царской армии.
В 1919 году Георгия Иванова призвали в Красную армию и направили в отряд имени Карла Маркса Акишевской казачьей сотни 5-го Заамурского казачьего конного полка. В ее составе молодой казак участвовал в Гражданской войне на Дону. После вывода полка в резерв Иванов заболел тифом и два месяца провел в госпитале, а по выписке из него попал уже в Первую конную армию, с которой воевал с белополяками под Новочеркасском. Здесь бравого казака заметил комиссар и выписал ему направление на учебу в Новочеркасск, на курсы красных командиров. Так в 1921 году началась его офицерская карьера.
В 4-й кавалерийской дивизии под командованием С.К. Тимошенко Иванов набрался командирского опыта, и в 1923 году его перевели с Кубани под Петроград, в 19-й кавалерийский полк. Прослужив до 1924 года в должности командира взвода, он был направлен на учебу в Киевское объединенное военное училище имени С.С. Каменева.
По окончании училища до 1926 года командовал эскадроном. Оттуда его отправили в Монголию, где в то время создавалась Народная революционная армия, – инструктором-советником военного училища имени Сухэ-Батора. Преподавал строевую часть, вел занятия по стрелковой и тактической подготовке. Из Улан-Батора был переведен в Ундурхан, за 300 километров от столицы, инструктором-советником при командире местного кавалерийского полка. Из Монголии Иванова вновь направили учиться, на этот раз в Москву на командный факультет Академии бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина. По окончании курса уже в звании майора он был назначен командиром танкового полка 7-й кавалерийской дивизии, дислоцированной в Минске. Здесь боевая судьба впервые свела Иванова с Георгием Константиновичем Жуковым, под чьим командованием Иванов прослужил три года.
В 1937 году его отправили на учебу в Академию генерального штаба. Оттуда подполковник Иванов поехал на службу в Генеральный штаб Красной Армии, в оперативный отдел Белорусского направления. Первым заданием молодого штабного офицера стала запись дислокации войск Красной Армии на этом направлении. После начала войны с Финляндией Иванов вел Кандалакское направление. Затем началась Великая Отечественная война.
До 27 июня 1941 года Генеральный штаб Красной Армии практически не имел достоверных оперативных сведений из Белорусского Особого военного округа. Чтобы прояснить ситуацию, на бомбардировщике ДБФ-3 под прикрытием двух истребителей Иванов вылетел к командующему фронтом генерал-полковнику Павлову. В ходе полета, превратившегося в своеобразную глобальную разведку, обнаружил две танковых колонны противника: одна, численностью свыше тысячи боевых машин, двигалась севернее Минска вдоль реки Березины; вторая, как впоследствии выяснилось, принадлежащая танковой группировке генерала Гота, шла южнее Березины.
Самолет Иванова срочно взял направление на Смоленск, где дислоцировался 3-й авиационный корпус Главного командования. Выяснилось, что корпус до сих пор не имел боевой задачи. Из штаба корпуса по ВЧ Иванов доложил генералу Ватутину результаты наблюдений. От себя добавил, что летчики до сих пор не имеют боевой задачи. Ватутин тут же приказал: «Лететь на Берлин, бомбить!». Рассказав об обнаруженных им танковых колоннах гитлеровцев, Иванов предложил послать бомбардировщики не на Берлин, а в район Березины. Ватутин согласился.
Весь день 29 июня наши самолеты бомбили немцев и вдруг пришло сообщение: потеряли противника! Иванов принимает решение вновь вылететь на разведку. Никто не знал тогда, что на наших аэродромах стояли немецкие истребители. И когда ДБФ Иванова сделал попытку дозаправиться на одном из них, навстречу вылетели 16 мессершмиттов. Бомбардировщик Иванова и два истребители прикрытия были тут же подбиты превосходящим противником. Иванов и экипаж самолета получили множественные осколочные ранения. Было принято решение уходить на Могилев, где располагался командный пункт генерала Павлова. Самолет садился на одном шасси, на посадочной полосе перевернулся и вдобавок к ранениям все получили тяжелейшие травмы.
Очнулся Георгий Васильевич на койке, уже весь перевязанный. Хирург спросил: «В госпиталь?» «Какой госпиталь! На КП!» – скомандовал Иванов. Врач не посмел ослушаться. На счастье Иванова на КП в то время находился Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников. Оценив состояние здоровья штабиста, он отправил его санитарным самолетом в Москву, в госпиталь имени Мандрыко. Там Иванова уже поджидали генерал А.М. Василевский и полковник Курасов, чтобы выслушать доклад с передовой.
Через месяц, подлечившись, Иванов возглавил штаб обороны одного из московских секторов. Два месяца руководил постройкой оборонительные сооружения на Поклонной горе. Одновременно преподавал в Военной академии имени М.В. Фрунзе. Вместе с ней эвакуировался в Среднюю Азию, но пробыл там недолго – до марта 1942 года. После неоднократных настойчивых просьб был вновь направлен на фронт, начальником штаба 24-го стрелкового корпуса 60-й армии под командованием генерала Ивана Даниловича Черняховского. В этой должности участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Здесь его впервые представили к званию Героя Советского Союза. Однако И.Д. Черняховский был отозван в Прибалтику, так и не успев приколоть Иванову обещанную Золотую Звезду.
В самом начале 1944 года Г.В. Иванов получил новое назначение – начальником штаба 27-го стрелкового корпуса 13-й армии, входившего в состав войск 1-го Украинского фронта. Здесь ему довелось воевать под командованием дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза И.С. Конева. Впоследствии, в мирное время, Иванов и Конев стали близкими друзьями, соратниками по патриотическому воспитанию советской молодежи, подружились семьями.
В должности начальника штаба корпуса Г.В. Иванов принимал участие в подготовке и форсировании реки Одер, в ходе которого части корпуса захватили плацдарм в 10 километров по фронту и 10 километров в глубину немецких позиций и приступили к операции по форсированию реки Нисса. За успешное выполнение поставленной задачи Г.В. Иванов удостоен звания Героя Советского Союза. Прямо в окопе член Военного совета М.А. Козлов прикрепил Золотую Звезду к его мундиру.
Победу Г.В. Иванов встретил в Праге. На Параде Победы на Красной Площади в Москве 24 июня 1945 года он командовал батальоном героев-автоматчиков. Получил звание генерал-майора.
После войны генерал-майор Г.В. Иванов год служил в составе 13-й гвардейской армии в Чехословакии и Австрии. Затем был переведен в Белорусский военный округ, а оттуда в 1948 году вновь вернулся в Москву в Военную академию имени М.В. Фрунзе уже в качестве старшего преподавателя кафедры высших военных соединений. С этой должности в 1950 году вышел в отставку. Уволившись в запас, боевой генерал с головой окунулся в работу по патриотическому воспитанию молодежи. Вместе с маршалом И.С. Коневым руководил патриотическим походом молодежи и студентов, организованным ЦК ВЛКСМ. Создал при московской средней школе № 702 музей Боевой славы 6-й гвардейской орденов Ленина и Суворова Ровенской гвардейской дивизии, председателем Совета ветеранов которой он является вот уже 56 лет.
Несмотря на преклонный возраст и четыре боевых ранения, полученные в Гражданскую и Великую Отечественную войнах, Георгий Васильевич был всегда бодр, деятелен, гостеприимен. Сохранял любовь к танцам и пению – у него прекрасный баритон, который в свое время был «поставлен» в ансамбле песни и пляски имени Александрова. Любил джигитовку и спорт – легкую атлетику, плаванье, следил за успехами наших спортсменов по телевизору. Много читал, вел обширную переписку.
В год своего столетнего юбилея Указом Президента РФ от 19 февраля 2001 года «за многолетнюю плодотворную работу по социальной защите ветеранов, патриотическому воспитанию молодёжи и укреплению дружбы между народами» почетный председатель совета ветеранов 6-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии генерал-майор в отставке Георгий Васильевич Иванов был награжден орденом Почета.
Герой Советского Союза Георгий Васильевич Иванов награжден орденами Почета, Жукова, двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени, Кутузова II степени, Красной Звезды, «Знак Почета», многими медалями и иностранными наградами, среди которых американский орден Почетного Легиона, чехословацкий орден Красный Крест, польский орден «Виритути Милитари». Почетный гражданин чешских городов Мост, Хомутов и Писек (Чехия), польского города Вроцлав.