КАТРИЧ Алексей Николаевич (1917–2004)
Герой Советского Союза, генерал-полковник, заслуженный военный летчик СССР
Родился 25 октября 1917 года в селе Алексеевка, ныне Краснокутского района Харьковской области Украины. Отец – Катрич Николай Григорьевич. Мать – Анна Яковлевна. Супруга – Тамара Ивановна (1918 г. рожд.). Сын – Борис Алексеевич Катрич. Дочь – Тамара Алексеевна.
Алексей Катрич родился в небольшой деревеньке на Харьковщине, в украинской семье, где отец был местным лесничим. Родители с детских лет приучали сына к труду. Он любил лес и родную природу. После окончания семилетки 14-летний Алеша наравне со взрослыми начал работать в колхозе «Червоный факел». Надо было помогать семье, где росли младший брат и сестренка. Однако тяга к знаниям вскоре привела его в школу крестьянской молодежи, а затем – в 1935 году – на рабфак Харьковского зоотехнического института. Но в том же году, по комсомольскому набору и исполняя свою тайную мечту, стал курсантом Чугуевского военно-авиационного училища.
Отец одобрил выбор сына. Мать возражала: «Лучше бы ты, Алеша, вместе с отцом работал, целый день в лесу, на свежем воздухе!»
Весь жар своего сердца вложил Алексей в новое дело. Три курсантских года пролетели как одно радостное мгновение. И вот он, в новеньких лейтенантских петлицах, – младший летчик подмосковного истребительного авиационного полка.
Он в совершенстве овладел своим самолетом, в полете сливался с ним воедино. Ему нередко казалось, что он летает всю жизнь. Как опытного летчика, его включили в состав парадного расчета для праздничного полета над Красной площадью. И он гордился этим. Именно тогда он приобрел навыки слетанности, строгого соблюдения дистанции и строевой дисциплины. Это потом пригодилось ему в боевых сражениях с немецкими самолетами, которые уже в первые месяцы войны стали проникать в московское небо.
Лейтенант Катрич с нетерпением ждал встречи с врагом, мысленно представляя ход схватки. И этот день настал!
...11 августа 1941 года, оторвавшись от бетонки аэродрома и привычно убрав шасси, он на своем МиГе взмыл в подмосковное небо на свободный поиск врага. Набрал более 7000 метров, стал напряженно вглядываться в безбрежный воздушный океан. Вскоре заметил в вышине инверсионный след самолета. Надев кислородную маску, бросился в погоню и настиг врага. Это оказался новейший фашистский бомбардировщик «Дорнье-217».
Катрич хорошо знал этот самолет, помнил, что его пулеметы бьют дальше, чем пулеметы МиГа. Но ни секунды не раздумывая, он ринулся в атаку. Приблизившись со стороны солнца, с 200 метров дал длинную очередь из всех пулеметов. Затем еще и еще, перенося огонь с фюзеляжа на моторы и кабину летчиков.
Но бомбардировщик, несмотря на дымный след от одного из моторов, продолжал свой путь. Катрич решил дальше поливать вражеский самолет свинцом. Но пулеметы вдруг замолкли – кончился боекомплект. Молниеносно принял решение: идти на таран! Им владела одна-единственная мысль: уничтожить врага.
Сохраняя твердость рук, он прибавил скорость и, как в парадном строю над Красной площадью, максимально приблизился к фашисту. Неуловимым движением сектора газа ювелирно подал свой МиГ вперед, к хвостовому оперению бомбардировщика. Выровнял скорость. Еще мгновение, и винт, вращаясь с бешеной скоростью, коснулся врага, срезав ему стабилизатор. Истребитель Алексея вздрогнул, мотор затрясло, но летчик, убрав газ, отвернул, вывел самолет из пикирования и, умело регулируя обороты погнутого винта, с трудом, но благополучно дотянул до родного аэродрома. А «Дорнье», лишенный управления, быстро потерял высоту и через какие-то мгновения с грохотом врезался в землю.
Так отважный летчик Алексей Катрич впервые в истории авиации совершил высотный таран, уничтожил врага и сохранил свой самолет!
После посадки он подошел к погнутому, но выдержавшему тяжелейшее испытание винту. С какой благодарностью обнял бы он в ту минуту хозяина рабочих рук, изготовивших этот винт! На следующий день, после замены винта, лейтенант Катрич снова поднялся в небо на боевое дежурство. Счет сбитым самолетам был не только открыт, но и стал быстро пополняться: 17 октября был сбит «Хейнкель-111», 27 октября – «Мессершмитт-109».
29 октября Катрич вернулся из очередного боевого вылета. Пошатываясь от усталости, доложил: «У Ново-Петровского сбил бомбардировщик «Ю-88». Готов к выполнению нового задания». «Алеша, дорогой! – радостно закричали товарищи. – Вот Указ. Тебе присвоено звание Героя Советского Союза! Поздравляем!!!»
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 549) двадцатичетырехлетнему летчику-истребителю лейтенанту Алексею Николаевичу Катричу присвоено в первые же месяцы войны, 28 октября1941 года.
7 июня 1943 года в авиаполк, где капитан Катрич уже командовал эскадрильей, пришло письмо от председателя колхоза «Чапаевец» (Чапаевский район Саратовской области) Ивана Дмитриевича Фролова. Он сообщал, что на свои трудовые сбережения приобрел боевой истребитель и очень рад, узнав, что его вручили Катричу: «...я горжусь, что моим самолетом управляете Вы, Герой Советского Союза. Путь сотни фрицев найдут себе могилу от Ваших ударов. Я уверен, что на этом самолете Вы собьете не одного фашистского стервятника!».
В тот же день летчик отправил ответное письмо: «... мне приятно сообщить, что боевой счет на Вашем самолете уже открыт. Несколько дней назад я и гвардии старший лейтенант Крюков сбили немецкого ночного хищника «Юнкерс-88». Путь это будет первый, но далеко не последний немецкий самолет, сбитый нашими общими усилиями».
И герой держал слово, увеличивая счет уничтоженных противников.
Настало лето 1944 года. Уже освобождены Киев и Харьков. Но враг еще силен, его надо добивать. Нужны самолеты. Коллектив Харьковского управления лесного хозяйства принимает решение: собрать добровольные взносы на постройку трех боевых самолетов и передать их в авиаполк, где отважно сражается с врагом их земляк – сын лесника Николая Григорьевича Катрича Герой Советского Союза Алексей Катрич. Собрали более 300 000 рублей. Верховный Главнокомандующий одобрил патриотический почин харьковских лесоводов, выразил им благодарность.
Для передачи боевых самолетов в Москву прибыла делегация харьковчан. В числе гостей были и родители героя – Николай Григорьевич и Анна Яковлевна. Прошел торжественный митинг на Центральном аэродроме.
Горячо пожав руки землякам, крепко расцеловав мать и отца, Алексей поднялся в кабину новенького сверхскоростного Яка с надписью на фюзеляже: «Харьков – земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу». Заняли места в двух таких же «яках» сослуживцы Катрича. Взревели двигатели, самолеты взмыли в небо. А Анна Яковлевна, три года не видевшая сына и лишь однажды получившая от партизан весточку о геройских подвигах любимого Алеши, все смотрела и смотрела вслед, утирая кончиком платка набежавшие слезы.
За годы войны летчик-истребитель А.Н. Катрич совершил 250 боевых вылетов, участвовал в многочисленных воздушных сражениях, сбил 14 фашистских самолетов.
По окончании войны он стал слушателем в Военно-воздушной академии. Затем командовал авиационной дивизией. Ему было присвоено генеральское звание. И опять – ежедневные полеты на новых сверхскоростных реактивных истребителях. В 1957–1959 годах снова учеба, в Академии Генерального штаба. Потом – служба на ответственных постах: заместитель командующего воздушной армией, начальник Управления боевой подготовки ВВС страны, командующий воздушной армией Группы войск в Германии.
За освоение новейших образцов боевых самолетов Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу Катричу в 1965 году было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1973 году Алексей Николаевич назначен заместителем министра Гражданской авиации СССР.
Только в 1987 году, в 70 лет, Алексей Николаевич, пройдя труднейший боевой путь от лейтенанта до генерал-полковника, оставил службу и ушел на заслуженный отдых.
Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР Алексей Николаевич Катрич награжден орденами Почета, Ленина, Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, многими медалями.