БАРСУКОВ Александр Яковлевич (1924–2006)
Герой Советского Союза, генерал-майор, кандидат военных наук
Родился 25 апреля 1924 года в селе Вторая Украинка Никольской волости (ныне – в черте села Украинка Сакмарского района Оренбургской области), в крестьянской семье. Отец – Барсуков Яков Кириллович (1886–1977). Мать – Барсукова (Чернова) Евдокия Трофимовна (1888–1957). Супруга – Барсукова Галина Петровна (1931–2001). Дочери: Белая Людмила Александровна, Семёнова Лариса Александровна.
Среднюю школу Александр окончил с отличием, но продолжать учебу не пришлось – началась война. Работал в колхозе, а в феврале 1942 года его призвали в армию и направили в Краснохолмское военно-пулеметное училище Уральского военного округа. Курсанты с раннего утра до позднего вечера занимались по ускоренной программе – фронт нуждался в командных кадрах. Уже в августе им присвоили воинское звание «лейтенант» и направили в войска.
Как и все выпускники, Александр Барсуков рвался на передовую. Однако «роковую» роль сыграли отличные оценки по всем дисциплинам: его направили в Чкаловское военно-пулеметное училище на должность командира взвода курсантов. Только в октябре 1943 года мечта сбылась: его направили в действующую армию.
Вначале лейтенант Барсуков командовал взводом станковых пулеметов, затем его переводят в 8-й отдельный мотоциклетный батальон 8-го механизированного корпуса 1-й танковой армии, где он вскоре становится командиром роты. С этим корпусом, ставшим в апреле 1944 года гвардейским, Барсуков участвовал в боях по освобождению Правобережной Украины и Польши, дошел до Берлина.
Главная задача воинов-мотоциклистов – ведение разведки противника в тактической глубине его обороны. Их включали также в состав подвижных групп и передовых отрядов с целью быстрого захвата переправ, мостов, плацдармов и удержания до подхода главных сил.
В августе 1944 года вместе с другими разведывательными подразделениями в составе передового отряда корпуса мотоциклетная рота лейтенанта Барсукова стремительно форсировала Вислу южнее польского города Сандомир и захватила плацдарм. Гитлеровцы несколько дней предпринимали отчаянные попытки вернуть утраченную территорию, но гвардейцы не дрогнули, не отступили. За мужество и стойкость в этих боях Александр Барсуков был награжден орденом Красного Знамени. Получили награды и многие его подчиненные.
Не менее тяжелое испытание пришлось выдержать разведывательной группе Барсукова в феврале 1945 года в окрестностях города Путциг в Померании. Выполняя боевую задачу в тылу противника, мотоциклисты наткнулись на вражескую засаду. Прямым попаданием снаряда гитлеровцы подожгли бронетранспортер. Взрывом командир группы был контужен и ранен в левую руку, но продолжал руководить боем до подхода сил поддержки. В медсанбате лейтенант Барсуков задержался недолго, уговорил врача и под свою ответственность вернулся в роту. Вскоре командир корпуса генерал-лейтенант И.Ф. Дрёмов вручил ему второй орден Красного Знамени.
16 апреля началась грандиозная стратегическая операция советских войск с целью окончательного разгрома противника и овладения Берлином. 1-я гвардейская танковая армия была введена в сражение с Кюстринского плацдарма. На участках обороны у Зеловских высот гитлеровцы сопротивлялись с отчаянностью обреченных. Продвижение вперед давалось с большим трудом. Только к исходу 19 апреля во взаимодействии с войсками 8-й гвардейской армии танкисты прорвали третью полосу мощного одерского рубежа обороны. Дальше у противника сплошной линии фронта не было.
На следующий день командир 8-го отдельного мотоциклетного батальона майор В.С. Графов получил приказ: овладеть в предместье Берлина городом Эркнер, захватить и удержать до подхода основных сил корпуса два моста через канал, соединяющий озера Демириц и Флакен. Для выполнения этой задачи батальон усиливался ротой танков Т-34, батареей самоходных артиллерийских установок СУ-100, ротой лодок-амфибий и взводом саперов. Мотоциклетная рота Барсукова, усиленная двумя танками и двумя бронетранспортерами, получила задачу обеспечить на маршруте движения разведку и охрану флангов отряда от фаустников.
С наступлением сумерек взревели моторы, и гвардейцы по лесной дороге устремились вперед. Вскоре головной дозор обнаружил завал на пересечении дорог. Местность осветили ракеты, и гитлеровцы открыли сильный автоматный и пулеметный огонь. В ходе скоротечного боя самоходные артустановки разрушили завал, танкисты быстро растащили деревья и проволочные заграждения, а саперы разминировали обочины. Отступивший к городу противник был рассеян дружным огнем мотоциклистов. Не встретив больше организованного сопротивления, отряд на рассвете вышел на окраину Эркнера.
Рота Барсукова первой ворвалась на центральную улицу города и на большой скорости приблизилась к автомобильному железобетонному мосту. Но в этот момент раздался оглушительный взрыв, и центральный пролет моста рухнул в воду. Лейтенант Барсуков доложил по рации майору Графову о случившемся и получил приказ немедленно продвигаться к железнодорожному мосту.
Когда мотоциклисты прибыли на место, бой был в полном разгаре. Танки и самоходные установки вели интенсивный огонь по противоположной стороне канала. Саперы уже успели обрезать провода и сбрасывали в воду ящики со взрывателями. Танкисты роты старшего лейтенанта А.П. Долгова начали выводить свои машины на железнодорожное полотно. Гвардейцы роты Барсукова устремились к мосту, перетащили мотоциклы через насыпь на обочину рельсового пути. Первыми двинулись по мосту танки Графова и Долгова, а за ними остальные экипажи и мотоциклисты.
Противник не выдержал стремительного натиска и начал отходить. Преследуя отступавших, рота Барсукова вышла в район железнодорожного вокзала, где была атакована немецкими тяжелыми танками «пантера». Завязался бой. Пришлось просить о помощи. Мощный огонь подошедших самоходных артустановок и танков помог воинам овладеть вокзалом.
Трудно переоценить значение захваченного двухколейного железнодорожного моста для обеспечения высокого темпа наступления. Именно по нему переправились все части и подразделения корпуса и сосредоточились в заданном районе для прорыва внешней оборонительной линии вокруг Берлина. Командующий 1-й гвардейской танковой армией генерал-полковник М.Е. Катуков лично поблагодарил всех участников захвата моста и приказал представить отличившихся к наградам.
Боевые действия мотоциклисты закончили 2 мая в районе берлинского зоопарка. Вместе с боевыми товарищами Александр Барсуков поставил свою подпись на стенах рейхстага и Бранденбургских воротах. Отметили это событие ружейным салютом, выпили фронтовые сто грамм.
Еще не улеглась полностью радость от победных торжеств, как пришло сообщение о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года сразу три офицера 8-го отдельного гвардейского Краснознаменного Бранденбургского мотоциклетного батальона удостоены звания Героев Советского Союза. Большая честь и довольно редкое событие для воинов-мотоциклистов. Однополчане тепло поздравили В.С. Графова, А.Я. Барсукова с высокими наградами, помянули Александра Петровича Долгова, которому не суждено было увидеть свою «Золотую Звезду»: он погиб 1 мая в Берлине.
После войны Александр Яковлевич находился в Германии еще два года, а затем уехал в Киевский военный округ. В 1949 году поступил в Военно-юридическую академию, которую окончил с золотой медалью. При распределении комиссия учла его большой опыт работы с людьми и направила в одну из специальных частей. Там А.Я. Барсуков защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук, получил генеральское звание, стал начальником политического отдела.
Герой Советского Союза Александр Яковлевич Барсуков награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «За болевые заслуги», медалью Польши и многими другими.
В 1985 году Александр Барсуков в звании генерал-майора уволился из армии по состоянию здоровья. Как член московского клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы он по мере сил участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи.
В часы отдыха увлекался записью, афоризмов, крылатых изречений. Заполнены страницы двадцати одной столистовой тетради. В одной из них на титульном листе крупным почерком написано: «И вечный бой! Покой нам только снится!».