БАСЫРОВ Георгий Васильевич (1925–2009)
Полный кавалер ордена Славы, почетный гражданин города Юрги и Кемеровской области
Родился 7 июля 1925 года в селе Теплоречка (ныне – село Тёплая Речка Ижморского района Кемеровской области). Отец – Басыров Василий Андреевич. Супруга – Басырова Раиса Антоновна (1927 г. рожд.). Дочери: Антонина Георгиевна, Любовь Георгиевна, Ирина Георгиевна.
В предвоенные годы Георгий проживал в поселке Речной Юргинского района, что на берегу реки Томи. Окончил семь классов неполной средней школы. Был обыкновенным деревенским парнем, летом помогал родителям по хозяйству, а зимой охотился, ставил петли на зайцев в прибрежном ивняке и черемушнике. С 1940 года работал заведующим Юргинским мясоубойным пунктом. Об угрозе войны с фашистской Германией тогда ходили лишь слухи. Но когда она грянула, Георгий не утерпел и поехал в военкомат проситься добровольцем.
Хотя ему еще не было восемнадцати, просьбу его удовлетворили и направили в сибирский город Ачинск, где он окончил полковую школу по специальности истребитель танков. Боевое крещение Георгия Басырова состоялось в октябре 1942 года под Сталинградом в составе войск 62-й армии, куда были включены сибирские добровольцы.
До февраля 1943 года Георгий бился за Сталинград и показал себя бесстрашным, умелым воином. В одном из боев подбил два вражеских танка и три бронемашины, за что был награжден орденом Славы III степени.
Вскоре после завершения Сталинградской битвы Басырова направили в город Владимир, где он окончил корпусную танковую школу. А через три месяца механик-водитель танка Т-34 уже участвовал в боях на Орловско-Курской дуге, в составе 9-го танкового корпуса в районе Понырей.
...Шел 1944 год. Красная Армия наступала на всех важнейших направлениях 2000-километрового фронта. Было это в Белоруссии. Как-то поздно вечером, посланные на трех танках в разведку, бойцы нагнали колонну отступающих немецких частей. Посоветовавшись, решили под прикрытием темноты пристроиться к этой колонне, а затем в удобный момент ударить по врагу.
В течение нескольких часов, погасив фары машин, шли во вражеской колонне незамеченными. Но вот забрезжил рассвет. Ждать, испытывать дальше судьбу было нельзя. По сигналу командира разведгруппы танки развернулись и начали в упор расстреливать фашистов, круша вражескую технику и живую силу.
Танк, ведомый Георгием Басыровым, вырвался далеко вперед и оказался отрезанным от разведгруппы. В ходе боя у него была повреждена гусеница. Бой продолжался долго, но когда через некоторое время основные силы 9-го танкового корпуса подошли к месту сражения, усеянному трупами врага, ни Басырова, ни его товарищей по разведгруппе здесь не оказалось.
На родину героев полетела скорбная весть, что они пропали без вести. К счастью, экипаж танка и сам Басыров остались живы. На груди сибиряка засиял орден Славы II степени.
Позже в составе войск 1-го Белорусского фронта Басыров участвовал в освобождении Бобруйска, Барановичей, Бреста. В Польше танковая часть, в которой в то время сражался Басыров, совершала марш в болотисто-лесистой местности. Один из советских танков попал в трясину. Георгий по приказу командира части поспешил на помощь товарищам, попавшим в беду. Зацепив застрявший танк тросом, он дал задний ход. Но танк Басырова постигла та же участь. В трясину попал и третий танк, пришедший на выручку. Основная колонна ушла дальше.
А в это время на участке, где беспомощно застыли наши танки, фашистам удалось несколько потеснить наши войска. И Басырову с товарищами пришлось вступить в неравную схватку. Немцы начали в упор расстреливать наши танки. Через несколько минут две машины запылали, и танкисты вынуждены были выбираться через люки и ползком пробираться к своим. Видели они, что и из башенного люка танка Басырова повалил черный дым. Георгия в части не оказалось. И опять его матери полетело второе и, как оказалось, тоже преждевременное извещение о его смерти.
На этот раз танкистов выручила смекалка Басырова. Когда начался обстрел застрявших танков, он собрал и поджег в башенном люке масляные тряпки. Решив, что экипаж танка погиб, немцы пригнали тягач и с трудом вызволили, казалось, безжизненный танк из трясины. Но как только Георгий почувствовал под гусеницами твердый грунт, он мгновенно завел двигатель. От неожиданности немцы шарахнулись в сторону. А когда опомнились и начали беспорядочную стрельбу, советская тридцатьчетверка была уже далеко, волоча на тросе своего «нежданного спасителя» вместе с экипажем. После этого подвига гвардии старшина Георгий Васильевич Басыров был награжден орденом Славы I степени, став его полным кавалером.
Наступали заключительные этапы Великой Отечественной войны. 16 апреля 1945 года началась Висло-Одерская операция советских войск. Вместе со своим 9-м гвардейским танковым корпусом продолжал сражаться и танкист Георгий Басыров. Не раз его машину подбивали, он пересаживался на другую. А однажды самого так контузило, что санитары нашли его еле живого, потерявшего речь и слух. Довелось Г.В. Басырову участвовать и в штурме Берлина.
После демобилизации в 1952 году он вернулся в Сибирь. Георгий Васильевич работал сначала слесарем-сборщиком, а затем мастером механосборочных работ на Юргинском машиностроительном заводе.
В июле 1990 года вышел на пенсию. До преклонных лет он активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи, посещал школы, предприятия. Молодому поколению он говорил: «Не забывайте заслуги отцов и дедов, будьте готовы к защите своей Родины». Учитывая заслуги Георгия Васильевича, местные власти в 1998 году присвоили ему звание почетного гражданина города Юрги, в 2005-м – Кемеровской области.
Георгий Васильевич Басыров награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Славы I, II и III степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За трудовое отличие», «За доблестный труд», почетным знаком «За вклад в развитие города Юрга», юбилейными медалями.
В городе Юрге на доме, где жил герой, установлена мемориальная доска (улица Ленинградская, дом 32) и с 2007 года сквер около ДК «Победа» носит имя Г.В. Басырова, в нем установлена мемориальная доска.