БАТИЕВСКИЙ Алексей Михайлович (1921–2012)
Герой Советского Союза, полковник
Родился 12 марта 1921 года в селе Городище (ныне – Чернухинского района Полтавской области), в крестьянской семье. Отец – Батиевский Михаил Афанасьевич (1892–1950). Мать – Батиевская Татьяна Яковлевна (1894–1996). Супруга – Судо Лилия Борисовна (1936 г. рожд.). Сын – Батиевский Вадим Алексеевич.
Батиевские – давняя морская династия. С морем связана судьба деда. Потомственным моряком был отец Алексея, плавал в Арктике, в Охотском море, служил пограничником на Дальнем Востоке, был членом революционного комитета черноморского линейного корабля «Евстафий». Сам Алексей Михайлович стал морским летчиком-штурмовиком и торпедоносцем. Его сын Вадим – капитаном дальнего плавания, четверть века водил торговые суда по морям и океанам.
Учился Алексей Батиевский упорно, настойчиво. До школы, находившейся в селе Вороньки, было 6 километров. Туда и обратно он преодолевал этот путь в любую погоду. Затем поступил в учительский институт в городе Лубны Полтавской области. Способного парня со 2-го курса направили преподавать русский язык и литературу в семилетку села Аполлоновка.
Однако, верный завету отца, он стремился стать военным. В 1940 году поступил в Военно-морское авиационное училище имени Леваневского в городе Николаеве. Оттуда позднее перевелся в училище морских летчиков в Ейске. Учебную практику проходил на По-2 и скоростном бомбардировщике СБ. В 1942 году в училище начали формировать 35-й штурмовой авиационный полк. В одном из его подразделений Алексея назначили старшиной.
Вскоре начались полеты. Однажды в воздухе на его Ил-2 отказал двигатель. Вопреки инструкции, аварийную посадку на кукурузное поле Батиевский совершил с выпущенными шасси. Сначала начальник училища устно объявил ему выговор. Вечером издал приказ с объявлением благодарности за находчивость и сохранение боевой машины. Тогда сержант Батиевский успешно провел 24 бомбометания и не меньше стрельб по мишеням. Этот опыт пригодился ему на фронте.
После выпуска младшего лейтенанта направили на Балтику. В первом же боевом вылете он провел четыре атаки по вражеским позициям у Синявинских высот под Ленинградом. Однако так увлекся атаками, что попал под интенсивный огонь зениток. На аэродроме его встречал и поздравлял с успешным выполнением задания командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц: «Желаю вам, товарищ младший лейтенант, долго летать и чтобы этого... больше не было». При этом он показал на две пробоины на крыльях.
На всю жизнь Алексею Михайловичу запомнилась первая атака морской цели. Три штурмовика, в том числе и Батиевский, обнаружили в Финском заливе буксир, который вел огромное судно. Как потом выяснилось, это было судно с боеприпасами для немецких войск. С буксира открыли огонь зенитки. «Илы» по команде ведущего капитана Агеенко начали атаку реактивными снарядами, и вскоре оба судна затонули. Тогда Алексей понял: не обязательно попасть снарядом на палубу корабля. Взорванные вблизи его борта снаряды создают сильную гидродинамическую волну. Она дает пробоину, даже разрушает внутренние конструкции корабля.
Однажды во главе шестерки «илов» ему поручили атаку военно-морской базы противника. Чтобы сбить с толку гитлеровцев, вылетели в облачную погоду. К тому же зашли с тыла. С пикирования пробив облака, намеревались сначала искать цели, а потом атаковать их. Неожиданно самолеты оказались прямо над кораблями. И командир, нарушая радиомолчание, приказал незамедлительно действовать. На вражеские суда полетели бомбы. Во втором заходе летчики обрушили на врага реактивные и пушечные снаряды. С началом стрельбы береговых зениток самолеты ушли в сторону моря.
Ожесточенные бои на Балтике выдались жарким летом 1944 года. Комэск капитан Третьяков и его заместитель старший лейтенант Батиевский атаковали девяткой штурмовиков целый караван кораблей. На них гитлеровцы эвакуировали один из своих гарнизонов. Одновременно «илы» вели воздушный бой с истребителями, прикрывавшими караван. Бой был выигран, и все «илы» вернулись на базу.
Драматически разворачивались события во время высадки десанта морской пехоты в июне 1944 года на острове Въерке в Выборгском заливе. На пути десанта оказалась замаскированная быстроходная десантная баржа – БДБ. Сильно вооруженная, она смогла задержать высадку, повредив два наших катера. Алексей Батиевский вел несколько «илов» с задачей поддержать десант. Увидев БДБ и поняв, кто препятствует высадке, он тут же выпустил по барже несколько 132-миллиметровых реактивных снарядов. Последовали мощные взрывы. Другие летчики подавили огневые точки на берегу. Так была обеспечена высадка десанта.
Авиаторы Краснознаменного Балтийского флота активно действовали и в конце лета 1944 года. Когда из Таллина вышел большой караван судов с удирающими под ударами наших войск оккупантами, ведомые старшим лейтенантом Алексеем Батиевским семь «илов» смело пошли на штурмовку. Летчики хорошо видели взрывы бомб и реактивных снарядов на палубах судов.
Штурмовики успешно действовали не только в тумане, при снегопаде и сильной облачности, но и ночью. В силу технических особенностей «илы» оставляли за собой огненный след. Несмотря на это, в авиации КБФ зародилась первая в Военно-воздушных силах страны ночная штурмовая авиаэскадрилья. Многие штурмовики смело воевали и в лунную, и в темную безлунную ночь парами, звеньями и девятками. Дело это непростое, к нему серьезно готовились. В свободное от боевых заданий время инструктор обучал их действиям в ночных полетах и боевому применению оружия.
Этим редким боевым искусством овладел Алексей Батиевский и его друзья. Ночью они довольно успешно топили корабли противника, громили базы, железнодорожные составы, колонны автомобилей на дорогах. Пленные немецкие летчики потом недоумевали, как это русские смогли действовать на скоростных штурмовиках в темноте? «Что, у них другое зрение?»
Полеты на штурмовиках, этих воздушных бронированных танках, были связаны с большим риском и многими опасностями. И, тем не менее, А.М. Батиевский провел на знаменитом Ил-2 143 боевых вылета, 66 раз руководил боями, а это значит – первым шел в атаку. Сам как заговоренный выходил живым из, казалось бы, безвыходных ситуаций и имел минимальные потери среди подчиненных.
Судьба берегла Алексея Михайловича. Ему пришлось совершить четыре вынужденные посадки. И каждый раз раненый, обессиленный, еле живой добирался он до своих. А вскоре снова шел в бой. Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту А.М. Батиевскому присвоено 6 марта 1945 года.
В 1945 году А.М. Батиевский окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1950 году – Высшие офицерские летно-тактические курсы. После этого летал над морем на новых торпедоносцах Ту-2. Позже командовал эскадрильей реактивных истребителей на Сахалине. В годы «холодной войны» вылетал ночью при минимуме погоды на перехват «самолета-нарушителя». Закончил летную службу по состоянию здоровья, вышел в отставку в звании полковника. Сказались последствия ранений и контузий, десятки мелких осколков так и остались в его теле всю жизнь.
Но не отходил ветеран войны от активной жизни. Вспомнив о начале своей учительской карьеры, он вернулся к прежнему делу: в 1965 году окончил Московский государственный заочный педагогический институт и аспирантуру. Работал в этом институте преподавателем на кафедре философии.
После ухода на пенсию увлекся литературной работой. Алексей Михайлович является автором нескольких сборников воспоминаний о войне. Наиболее яркие из них – «Всем смертям назло» (2000), «Ветераны Арбата. Воспоминания» (2002, составитель). Его перу принадлежит ряд произведений малой формы. Среди других его хобби было составление афоризмов, изречений и максим. Им издано несколько сборников этого жанра, в их числе – «Короче анекдота. Афоризмы». Он неоднократно избирался председателем Московского клуба афористов.
Герой Советского Союза Алексей Михайлович Батиевский награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими.
В центральном парке города Лубны Полтавской области (Украина) установлен Памятный знак героям-землякам. В их числе – Алексей Батиевский.