БАХТИН Пётр Сергеевич (1918–2005)
Митрофорный протоиерей, заштатный клирик Московской епархии
Родился 10 октября 1918 года в селе Бородинка Ливенского района Орловской области. Отец – Бахтин Сергей Дмитриевич. Мать – Бахтина Татьяна Ивановна. Супруга – Бахтина Лариса Николаевна (1937–1999). Сыновья: Александр Петрович Бахтин, Сергей Петрович Бахтин, Алексей Петрович Бахтин – священники.
Судьба протоиерея Петра Сергеевича Бахтина – одна из ярчайших на скрещении тем «война и церковь», «церковь и армия». Родился он в крепкой крестьянской семье в центре коренной Руси, на благодатной Орловской земле. Его отец, Сергей Дмитриевич, хоть и прошел Первую мировую войну, но привилегий никаких не имел. С женой Татьяной они работали с утра до ночи, чтобы прокормить шестерых детей.
Отрочество и юность Петра Бахтина – это трагедия спецпереселенцев. В начале 1930-х годов для «освоения целинных земель и разработки Карагандинского угольного бассейна» сотни тысяч русских крестьян были высланы в безжизненные степи Центрального Казахстана. Выжил, как считают, один из четырех... В Казахстане Пётр потерял отца и троих своих братьев и сестер.
В 1938 году Петра Бахтина призвали в армию. С 1938 по 1947 год он прошел путь от рядового до капитана, в последний год войны – стал командиром батареи. Трижды был ранен.
Но сначала была советско-финляндская война. Курсантам полковой школы предложили идти туда добровольно. Согласились все как один. После финской Пётр стал старшиной, после службы в 1-м кавалерийском полку – артиллеристом. Учился в Костромском артиллерийском училище.
На фронтах Великой Отечественной войны Пётр Бахтин воевал с первых ее дней. Участвовал в ожесточенных и кровопролитных оборонительных боях под Смоленском, под Волховом ходил в штыковую, под Ленинградом был ранен.
Пётр Сергеевич – участник освобождения Киева, многих городов Белоруссии, Польши, Чехословакии. Перед штурмом Праги его с разведгруппой забросили с парашютом в тыл к немцам. Утром комбат передал первые данные, однако гитлеровцы засекли разведчиков, начался обстрел. Осколками старшему лейтенанту разорвало живот, а Бахтина тяжело ранило в ногу. Пётр укрылся в овраге, рубашкой перевязал рану. К вечеру его нашли чехи, помогли. А когда он вернулся в часть, узнал, что его представили, было, к званию Героя Советского Союза, но политотдел не пропустил: тогда он был единственным в дивизии беспартийным офицером. Позднее, уже перед демобилизацией, Бахтин вступил в партию.
В 1947 году Пётр Сергеевич вернулся в Караганду. Некоторое время преподавал военное дело в техникуме. В обкоме ему предлагали учиться по партийной линии, но после встречи с верующим врачом-чехом он решил заняться религиозным вопросом: нужно ли веровать или нет? Главной для Петра стала встреча с сосланным в Караганду старцем Севастианом, причисленным в 1997 году к лику святых.
«Силу благословения старца Севастиана я испытал на себе, – вспоминал отец Пётр. – И мать, великая молитвенница, она и вымолила меня в такой войне, сказала: иди, учись на батюшку. Отвечаю: я не понимаю этого, мама. Трудно мне было во всем разобраться... Но решил идти в семинарию. Послал туда письмо, мне ответили – партийных не принимаем. И я сдал партбилет...».
В 1951 году по ложному доносу семинарист Бахтин был арестован, избит и брошен в камеру. Потом – приговор за «антисоветскую» пропаганду к расстрелу, замененному 25 годами заключения и ссылкой на 5 лет с конфискацией имущества... Конфисковали и боевые награды. У отца Петра остались лишь орденские колодки и орденская книжка, одна на четыре ордена с восстановленными номерами и датами (указ Президента РФ от 12 февраля 1996 года). Однажды Петра Бахтина сфотографировали с орденами, принесенными из военкомата. «Иной раз говорят мне, сходи на рынок, купи ордена, сейчас это нетрудно, и носи, они же тобой заслуженные... – говорил батюшка, – но я так не могу...».
Через пять лет, в 1956 году, П.С. Бахтина досрочно освободили со снятием судимости, а потом реабилитировали. Он окончил семинарию, по благословению старца Севастиана женился. Его супруга, Лариса Николаевна, работала в Троице-Сергиевой Лавре, была большим мастером по шитью церковных облачений.
Пётр Сергеевич стал дьяконом храма в городе Переславль-Залесский, потом сменил несколько приходов в Новгородской, Воронежской и Московской областях. Все они были бедными, поэтому, чтобы прокормить семью, поначалу даже приходилось подрабатывать грузчиком.
В 1970 году отца Петра назначили в село Большое Семёновское Талдомского района Московской области настоятелем Богоявленского храма. Тогда состояние храма было плачевным, имущество грабили, иконы воровали. Пётр Сергеевич прослужил в храме 33 года, проделав огромную работу. Его многолетняя деятельность отмечена высокими церковными наградами за восстановление церкви, за создание крепкой дружной общины.
«Собирался было уходить на покой, – говорил отец Пётр. – А если Господь еще испытания дает? И обратно остаюсь. Силы дает Бог. Служу, сам копаю огород, зимой купаюсь. Сам пеку блины, варю квас... В детстве, когда мы высланные были, ходил за восемь километров в школу, все делал по дому. В армии закалился. Бывало, умирают люди рядом, а я бодрый хожу...».
В облике отца Петра и на девятом десятке лет оставалось что-то от фронтового комбата. Когда он ездил с весьма заметной удалью на старенькой, разбитой «Ниве» из Сергиева Посада в свой храм в Талдомском районе, офицеры ГИБДД брали под козырек: «Это едет наш батюшка, военный человек».
П.С. Бахтин награжден орденами Красного Знамени, двумя Отечественной войны I степени, Красной Звезды, другими наградами.
В 2010 году на выставке известного сергиевопосадского фотокорреспондента Алексея Севастьянова «Победившие войну», приуроченной к юбилею Победы, был один снимок. На нем изображен священник в храмовом интерьере, а надпись гласит: «Капитан Пётр Бахтин».