САМСОНОВ Марат Иванович (1925–2013)
Народный художник РСФСР, академик Российской Академии художеств, полковник, участник Парада Победы 1945 года
Родился 22 марта 1925 года в городе Иркутске. Отец – Самсонов Иван Васильевич (1900–1944). Мать – Самсонова Елена Харитоновна (1908–1993). Супруга – Барышникова Людмила Николаевна. Сыновья: Самсонов Александр Маратович, Греков Алексей Маратович.
Отец Марата, Иван Васильевич, был кадровым командиром Красной Армии. Его жизнь и служба были связаны с частыми сменами городов и гарнизонов. На этом пути встречалось немало трудностей и бытовых неурядиц, которые стойко переносили члены семьи, в том числе два сына – будущие художники Марат и Евгений. Любознательные юноши чутко воспринимали окружающий мир и частую смену обстановки. Новые впечатления, несомненно, пошли им на пользу. Они много рисовали, родители поощряли увлечение детей.
Отец Марата воевал на фронтах Гражданской и советско-финляндской войн, во время событий на КВЖД. В Великую Отечественную войну командовал гвардейским полком. Погиб в бою под Ленинградом в 1944 году. По примеру отца Марат добровольно вступил в армейские ряды, окончил Калининское военное училище технических войск, стал лейтенантом. Воевал достойно. Участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
Первым учителем способных к творчеству братьев Самсоновых – Марата и Евгения был художник Николай Уткин, который познакомил их с основами изобразительной грамоты. И Марат с еще большим увлечением стал рисовать. В 1946 году он показывает свои рисунки в Студии имени М.Б. Грекова. Они понравились членам художественного совета, и с этого времени Марат Иванович – член коллектива студии, которая стала для него лабораторией познания творческого мастерства, школой жизни, где в полную силу расцвел его редкий самобытный дар художника. Видя в нем большие потенциальные возможности, активно помогали ему в творческом росте старшие товарищи, особенно выдающийся художник-график Н.Н. Жуков, который в то время руководил студией. Николай Николаевич явился добрым наставником и другом Марата Самсонова.
И молодой живописец вскоре прославился своими монументальными историческими полотнами, диорамами, панорамами, прежде всего на военно-патриотическую тематику. Стал мастером жанровых и лирических полотен. Создал множество гравюр, оригинальных рисунков, которые вошли в альбомы, книги, являются экспонатами музеев. Успешно проявлял свои способности и в скульпторе. Много работал в области литографии, гравюры на дереве и на линолеуме. Привлекал художника и жанр портрета.
Будучи человеком, тесно связанным с армией и глубоко зная жизнь военных людей, Самсонов избирает для своего творчества в основном батальную живопись. События Великой Отечественной войны оставили глубокий след в его душе. К тому же он тщательно изучал историю войны, отдельные бои и операции. Много раз совершал творческие поездки в части и соединения, которые участвовали в интересующих его боевых событиях. В результате кропотливого труда появились первые картины: «Возвращение из разведки», «Подвиг Чекалина» (1953), «В минуту затишья» (1958), «На краю земли Севастополя» (1960), «Дороги войны» (1973), «Год сорок первый» (1983), «В боях за Отчизну» (1986), «Весна 45-го года» (1992) и другие. И чувствуется, что каждый раз автор старался вжиться в мир образов, искал идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших в конце концов победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле. Таким образом, здесь М. Самсонов выступает как художник, вышедший на качественно новый, социально-философский уровень изображения событий Великой Отечественной войны.
Среди указанных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью – «Сестрица» (1953). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и тащит также его оружие. В ее глазах – презрение и ненависть к врагу, вера в победу. Вокруг напряженный боевой пейзаж – горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника – важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. «Сестрица» экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил.
В том же Центральном музее Вооруженных Сил выставлено его эпическое полотно «В боях за Отчизну». Оно настолько значительно и выразительно, что, пожалуй, ни один посетитель музея не может пройти мимо, не вглядевшись в лица воинов, выражающих решимость преодолеть все тяготы войны и разгромить ненавистного врага. И логическим продолжением этой темы явилась диорама «Соединение фронтов», созданная совместно с сыном Александром, художником-грековцем. Она достойно украшает один из залов Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Здесь уже другие мотивы – радость, ликование солдат и офицеров двух фронтов, шедших к победному маю. И логично завершает эту мысль знаменитая картина «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года», написанная художником в 1984 году.
Ярко раскрылся талант художника в батальных полотнах, отражающих наше военное прошлое: «Переход через Сиваш» (1959), «Штурм крепости Очаков» (1971), «Штурм Перекопа в 1920 году», «Отступление Наполеона из Москвы» (1991), «На Куликовом поле» (1993), «Великий русский князь Игорь» (1996), «Дружина Игоря в походе» (1996). Идеи картин очень ответственны, поэтому М. Самсонов глубоко изучил необходимый исторический материал, посетил места событий, беседовал с живыми свидетелями легендарных штурмов, в частности с генералом К.Ф. Телегиным, который стал главным консультантом художника по третьей из указанных картин. Эпохальные произведения обошли многие выставки, музеи, воспроизведены в ряде книг, каталогов, альбомов, иллюстрированных журналов в нашей стране и за рубежом.
М. Самсонов всегда оставался реалистом в искусстве. Однако не избегал использования символа, метафоры, что несомненно обогатило изобразительный язык мастера. В картине «Возрождение (Сеятели)», символической по своему решению, звучит пафос народной борьбы и созидания.
Как былинные богатыри, но еще в запыленных гимнастерках и с оружием за спиной, они сеют, и на этом ратном поле снова заколосится пшеница.
Художник вдохновенно и увлеченно работал в области панорамно-диорамного искусства. Он стал одним из тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва», создавал первую советскую панораму «Сталинградская битва». В годы войны во Вьетнаме дважды побывал там. Под обстрелами и бомбежкой написал с натуры более двухсот эмоционально ярких работ, вошедших в графическую серию «Героический Вьетнам сражается» (1980). Это удивительный по силе воздействия художественный репортаж о мужестве и стойкости народа, борющегося за свою независимость. После поездки в Афганистан автор привез десятки натурных листов, написанных в экстремальных ситуациях. Они послужили основой для создания живописных полотен, где художник ставит перед собой задачи нравственного характера, выполнения воинского долга.
В своих эпических полотнах М. Самсонов стремился наиболее полно раскрыть характеры своих героев, показать духовное богатство нашего человека-патриота, глубоко проникнуть в его психологию. Поэтому закономерно и в отдельных портретных произведениях удачно сочетаются поза, выражение лица, взгляд, одежда... После исторического полета Юрия Гагарина в космос Марат Иванович встретился с ним и создал портрет летчика-майора без пышных регалий, но придал ему такое запоминающееся выражение, что каждый зритель вправе сказать: «Это наш близкий, родной человек!» Сугубо индивидуальны портреты генерала Сабурова, художника Жукова, писателя Проханова, великого полководца Суворова, композитора Александрова, искусствоведа Татьяны Скоробогатовой, наконец, собственный автопортрет.
Итогом зарубежных поездок в Болгарию, Венгрию, Монголию, Италию, Францию, Испанию стали зарисовки, этюды, законченные полотна. После командировки на Байкало-Амурскую магистраль М. Самсонов представил зрителю серию работ («Утро БАМа» (1974), «Сибирские дали» (1974) и др.), показывающих славных строителей, могучую технику, широкие просторы Сибири, милой его сердцу – ведь он уроженец Иркутска. И снова в центре его картин – человек, преодолевающий многие трудности, созидающий новое, необходимое обществу.
Марат Иванович Самсонов – художник-баталист, незаурядный график, скульптор и портретист. Его произведения – значительное явление в отечественном искусстве. Восприняв богатые традиции великих русских художников, он развил и усовершенствовал их, щедро передав новым поколениям живописцев, в том числе и сыновьям. Так, Александр Маратович Самсонов с отцом принял участие в создании диорамы «Сталинградская битва. Соединение фронтов» для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Опираясь на большой опыт отца, он сформировался как самостоятельный автор со своим оригинальным мышлением, которое позволило привнести множество новаций в традиционное искусство диорамы.
Марат Иванович Самсонов – академик Российской академии художеств (с 1998 года), народный художник РФСР (1976), член-корреспондент АХ СССР (1975), член Союза художников России. Являлся художественным руководителем Студии имени М.Б. Грекова (1972–1990, 1998–2000).
Марат Иванович Самсонов награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», множеством других наград.
Его многогранное творчество отмечено Золотой медалью имени М.Б. Грекова и Серебряной медалью Российской академии художеств.