ТЕПЛОВ Михаил Петрович (1919–2005)
Герой Советского Союза, участник Парада Победы 1945 года, почетный гражданин города Вольска Саратовской области
Родился 20 сентября 1919 года в городе Вольске Саратовской области. Супруга – Теплова Рема Петровна (1925 г. рожд.). Сын – Теплов Юрий Михайлович. Дочь – Сперанская Наталья Михайловна.
Окончив 9 классов, Михаил поступил в школу ФЗУ. Получил первую специальность – машиниста экскаватора, работал на цементном заводе «Большевик». Без отрыва от учебы занимался в аэроклубе.
В 1940 году по собственному желанию поступил в Энгельсскую военную летную школу, которую окончил 18 июня 1941 года в звании сержанта. Был направлен в 321-й скоростной бомбардировочный полк, потерявший в первые дни войны все самолеты.
В одном из вылетов самолет сержанта Теплова был подбит и только чудом дотянул до расположения своих войск. При падении Михаил получил контузию. Из-за этого медицинская комиссия признала молодого летчика негодным к летной работе. Порвав это заключение, Теплов повторно явился на медицинское освидетельствование. На сей раз врачи решили, что летчик годен к полетам на легкомоторных самолетах.
В это время в городе Ртищеве Саратовской области формировался 638-й ночной бомбардировочный авиаполк 284-й авиадивизии ночных бомбардировщиков. Именно сюда направили Теплова для переобучения.
В начале 1942 года полк вылетел на Брянский фронт, где с апреля участвовал в боевых действиях. 9 июля старший лейтенант М. Теплов заметил с воздуха переброску танков врага и содействовал их уничтожению дневной авиацией. Таким образом, была уничтожена часть сил противника, готовившихся к прорыву нашей обороны на Елецком направлении.
Участвуя в составе полка в боевых действиях на 2-м Прибалтийском фронте, Михаил Теплов не раз демонстрировал свое мастерство. В ночь на 23 февраля 1943 года его экипаж получил приказ уничтожить немецкие самолеты на аэродроме Орёл-Гражданский. Самолет Михаила не раз был обстрелян вражескими зенитчиками. Во время первого захода зенитным снарядом пробило нижнюю плоскость машины, осколками задело стабилизатор, руль поворота. Искусно маневрируя, снижаясь до 200 метров, летчик вывел свою машину из зоны зенитного огня, несмотря на ее плохую управляемость, успешно произвел посадку на своем аэродроме. При осмотре обнаружилось до 70 пробоин в корпусе. В ту ночь Михаил совершил еще 4 вылета на других машинах, уничтожив до 8 самолетов и взорвав бензосклад противника. Это лишь один из славных эпизодов боевой биографии Михаила Теплова. По свидетельствам командования полка, летчик всегда выполнял ответственные задания по разведке противника, смело атаковал обнаруженные немецкие войска.
Действуя на Ленинградском фронте, Теплов не раз вылетал с грузом для партизан, попавших в окружение. Так, в феврале 1944 года, несмотря на низкую облачность, Теплов вылетел на выполнение задачи с посадкой на площадке в тылу врага. Он успешно приземлился в тот и последующие 12 дней, совершив в общей сложности 27 боевых вылетов, доставляя партизанам патроны и продукты и вывозя раненых бойцов.
Ночные бомбежки прибывающих немецких частей продолжались. Одним из самых опасных стал вылет Михаила Теплова 28 февраля 1944 года, когда ему предстояло уничтожить до 20 эшелонов с войсками и техникой противника на станции Идрица. Еще при заходе на цель самолет Теплова попал в лучи прожекторов. Враг открыл плотный заградительный огонь, но опытный летчик прорвался через огненное кольцо, скинул на эшелоны бомбовый груз и вернулся в пробитой в 45 местах машине на родной аэродром. В том бою был тяжело ранен штурман экипажа. Летчики за 4 захода сожгли эшелон с танками, уничтожили до 40 немецких солдат и офицеров.
Михаил Петрович Теплов участвовал в боях за освобождение десятков городов Советского Союза. Ночные бомбардировщики Теплова летали над Орлом, Мценском, Брянском, Двинском, Опочкой, Идрицей, Ригой и другими городами, которые освобождала Красная Армия. За время Великой Отечественной войны мастер ночного бомбометания совершил 600 успешных боевых вылетов, в том числе 28 полетов в тыл противника с посадкой на незнакомой площадке.
В составе Ленинградского фронта М.П. Теплов участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. В звании старшего лейтенанта и должности заместителя командира эскадрильи 628-го Краснознаменного Двинского ночного бомбардировочного авиационного полка демобилизовался в августе 1946 года.
После войны пять лет Михаил Петрович проработал в Сталинградском аэроклубе летчиком-инструктором, после чего оставил летное дело. С 1952 по 1979 год трудился в финансово-банковской системе на разных должностях. Выйдя в 1980 году на пенсию, активно занимался патриотическим воспитанием молодежи.
Награда нашла героя только спустя 46 лет после подписания представления. Наградной материал на Михаила Петровича Теплова был направлен командиром полка в мае 1945 года, но бумаги пролежали в архиве Министерства обороны до 5 мая 1991 года, когда Президентом СССР был подписал Указ о присвоении М.П. Теплову звания Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза Михаил Петрович Теплов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией» и другими. Почетный гражданин города Вольска Саратовской области. Участник Парада по случаю 60-летия Победы.
В городе Волгограде, на доме, в котором жил Герой Советского Союза М.П. Теплов (улица Тулака, 14), установлена мемориальная доска. Другая доска установлена в городе Вольске на школе, в которой он учился.