ПОМЕЛОВ Александр Петрович (1923–2002)
Герой Социалистического Труда
Родился 14 августа 1923 года в городе Бийске Алтайского края, в семье рабочего-строителя. Отец – Помелов Пётр Павлович, погиб на Ленинградском фронте в 1942 году.
Город Бийск хорошо известен не только на Алтае. В этих привлекательных своей красотой местах реки Бия и Катунь, сливаясь дают жизнь великой сибирской реке Оби. Здесь начинается знаменитый Чуйский тракт, связывающий Алтай с далекой Монголией.
Окончив местную школу-десятилетку, Александр Помелов, поступил в Бийский аэроклуб. С особой старательностью он изучал мотор воздушного тихохода У-2, ощупывал каждый его винтик. По всем предметам аэроклубовской программы получал высокие оценки.
А когда начались полеты с инструктором, а потом и самостоятельные, удивил своего наставника тем, что первым из курсантов аэроклуба лихо выполнил труднейшее упражнение «пятивитковый штопор». Инструктор как-то сказал Александру: «Помелов, ты, видно, родился летать...»
Эти слова оказались пророческими. Окончив в 1939 году аэроклуб, до начала 1942 года Александр Помелов учился в военной школе летчиков в городе Омске. После успешного ее окончания был направлен в высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия. С этой школой расстался в конце 1943 года.
Затем последовала служба в 108-м Краснознаменном Рижском полку дальней авиации. Основной его костяк состоял из опытных бывших гражданских летчиков. Все они хорошо умели водить воздушные корабли ночью, в сплошных облаках – словом, в любую ненастную погоду. Александр Петрович, будучи и сам довольно опытным пилотом, многому у них научился. И вскоре стал командиром тяжелого Ил-4. Эта крылатая махина не отапливалась, а полеты были на высоте 5-8 тысяч метров. В кабине было холодно. Даже летом приходилось надевать меховую одежду и теплые унты. Летали далеко, в воздухе были по пять и более часов, в кислородной маске. Летать ниже было нельзя: и боевое задание не выполнишь, и самолет можешь потерять.
У врага противовоздушная оборона важных объектов была весьма продумана. Мощные прожекторы так освещали небо, что ночью становилось светло, как днем. Железнодорожные узлы, мосты, крупные склады боеприпасов были оснащены новейшей техникой – локаторами.
Чтобы вывести локаторы из строя, наши авиаторы применяли свои хитрости. У стрелка-радиста ставили два мешка фольги, которую разбрасывали, подходя к цели. Фольга медленно спускалась с высоты и на экранах локаторов противника оставалась сплошная засветка. В таких условиях вести прицельный огонь вражеским зенитчикам не удавалось. Тогда немцы переходили на плотный заградительный огонь. Это уже облегчало налет на вражеский объект. Потери наших крылатых машин или исключались вовсе, или были минимальными.
Александр Петрович вспоминал первый боевой вылет в качестве командира корабля. Целью был небольшой городок Резекне. Разведка доложила, что в районе этого города сосредоточено крупное соединение гитлеровцев: мотопехота и танки. Враг собирался ударить во фланг наступающим советским войскам. На всякий случай была намечена и запасная цель – крупный населенный пункт Опочка, занятый гитлеровскими войсками. Целью бомбежки был также единственный в этом районе мост через реку Великую.
Когда окончательно стемнело, прогрели моторы своего «ила», вырулили на взлетную полосу. Крылатая машина была тяжело нагружена авиабомбами. Их было десять штук по сто килограммов каждая. Взлетели, быстро набрали необходимую высоту. Штурман проложил маршрут полета. До цели было далеко, когда вдруг забарахлил левый мотор. По инструкции в таком случае нужно было освободиться от бомбового груза и возвращаться на свой аэродром. Помелову стало жалко сбрасывать бомбы где попало. Он принял решение дотянуть до линии фронта, пересечь ее и там освободиться от бомб.
Тут, как назло, начал греться и правый мотор. Посоветовавшись с экипажем, Александр Петрович решил идти к запасной цели – на Опочку. Противник встретил самолет шквальным зенитным огнем. Одним из снарядов угодил в левый двигатель, повредив винт. Но машина не теряла высоты. До своих добрались, как поется в песне, на честном слове и на одном крыле. В данном случае на одном моторе. Посадочная полоса была занята тоже подбитым самолетом. Пришлось совершить несколько немыслимых маневров, чтобы посадить тяжелую машину с одним мотором не на полосу, а прямо на грунт.
Был еще один запомнившийся случай. Тогда шли бомбить захваченный вражескими войсками город Вильнюс. На подходе к городу попали под зенитный огонь. Казалось, что само небо горело: так было светло от разрывов зенитных снарядов. Прожектор нащупал самолет Помелова. К этому прожектору присоединился другой. Скрестив на Ил-4 лучи, прожектористы старались подвести его к зенитчикам или под разноцветные трассы крупнокалиберных пулеметов. Но вдруг небо словно погасло. Наступила полная темнота. В наушниках слышен испуганный голос стрелка-радиста Мукатая Жандаева: «Командир, будь внимателен. Сейчас на нас идут немецкие ночные истребители. Для этого и огонь прекращен, чтобы не сбить свои истребители».
Спустя минуту-две заговорил крупнокалиберный пулемет Мукатая. Помелов резко сбросил газ и выпустил закрылки: самолет как бы повис в воздухе. Скоростная машина врага оказалась выше нашего самолета. Этим воспользовался Жандаев и не промахнулся. Немецкий истребитель потерял управление и рухнул вниз.
Во время войны летчику дальней авиации Александру Петровичу Помелову пришлось побывать на многих фронтах от Черного до Белого моря. Он бомбил административные и промышленные центры Германии и ее союзников: Будапешт, Плоешти, Хельсинки, Кёнигсберг, Тильзит... Четыре раза Александр Петрович Помелов сбрасывал свой смертоносный груз на Берлин.
После окончания войны на Западе он был направлен на Восток, где участвовал в боевых действиях против милитаристской Японии. Летчикам, громившим самураев, требовался опытный наставник. И здесь сказалась способность Помелова быстро определять уровень подготовленности пилота, выявлять пробелы в его знаниях, а главное, дать человеку как раз то, чего ему не хватало для подлинного мастерства. Словом, он тогда помог командованию в короткий срок пополнить Военно-воздушный флот отлично подготовленными летными кадрами.
В 1946 году, демобилизовавшись, Александр Петрович Помелов перешел в Гражданский воздушный флот. Это было естественно – как дальнейшее движение по давно избранному пути. Он отлично освоил легкомоторные самолеты, а затем тяжелые воздушные корабли.
1965 год в развитии Западной Сибири стал годом резкого качественного скачка. На Транссибирскую воздушную магистраль вышел лучший в мире реактивный лайнер Ту-104. Помелову выпала честь одному из первых в Западной Сибири осваивать пилотирование реактивных самолетов. После переподготовки в Москве Александр Петрович был допущен к самостоятельным полетам на Ту-104. Вскоре он стал командиром этого реактивного лайнера.
Шло время. В Толмачевском аэропорту (Новосибирск) широко развернулось строительство новых служебных помещений, гостиницы, ангара. Толмачево превратилось в аэропорт союзного значения, стало воздушными воротами Новосибирска. Пилотов, прибывающих для работы на реактивных кораблях, надо было тренировать, готовить к самостоятельным полетам. Обучение их вождению реактивных кораблей доверили Помелову. С присущей ему энергией он взялся за это ответственное дело. В короткий срок им было подготовлено немало хороших пилотов. Сформированные из них экипажи постоянно перевыполняли планы перевозок, а главное, обеспечивали безопасность полетов. В 1980 году Александр Петрович Помелов вышел на заслуженный отдых. Почти 40 лет он водил воздушные корабли.
Многие годы безупречной работы лучшего в Западной Сибири командира Ту-104 были оценены по достоинству. В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Александр Петрович Помелов удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Немало у Александра Петровича было и боевых наград. В их числе – орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I и II степени, многие медали.