СОМОВ Сергей Алексеевич (1920–2011)
Герой Российской Федерации, заслуженный военный летчик СССР, полковник
Родился 15 ноября 1920 года в селе Зобово Шарлыкского района Оренбургской области. Отец – Сомов Алексей Иванович (1879–1930). Мать – Сомова Анна Семеновна (1890–1964). Супруга – Надежда Семёновна. Дочь – Елена Сергеевна.
Родители Сергея занимались сельским хозяйством. Отец был потомственным кузнецом. Жилось очень трудно. В поисках лучшей доли семья переселилась в село Чубур Кемеровской области. В 1929 году, когда началось строительство города Сталинска, обосновались на новостройке. Отец устроился на работу в кузнечный цех Кузнецкого металлургического комбината, но вскоре умер.
Содержать семью пришлось старшему сыну Василию, который в 15 лет стал рабочим электроремонтного цеха. Мать тоже устроилась на работу. Младшие дети росли почти без присмотра.
После окончания семилетки Сергей поступил в Кузнецкий металлургический техникум. Как и многие сверстники, учебу он совмещал с занятиями в аэроклубе. Через 2 года его зачислили в Новосибирскую авиашколу, готовившую пилотов-бомбардировщиков. По ее окончании в мае 1942 года сержанта Сомова направили под Иркутск, где дислоцировался 23-й запасной авиаполк.
Поначалу молодой летчик проходил переподготовку на Пе-2. Но потом его перевели в 64-й штурмовой авиаполк. Сергей влюбился в новую машину Ил-2, которая представлялась ему летающей крепостью: три пулемета, две 20-мм пушки, четыре 82-мм реактивных снарядов и 600 кг бомб. О такой машине можно было только мечтать!
Все шло удачно. Он стал членом ВКП(б). Тревожила только одна мысль: когда на фронт? Старшие братья Иван и Григорий уже давно воевали, а Виктор погиб еще в суровом 1941 году под Москвой.
В августе 1944 года молодым летчикам присвоили звание младших лейтенантов. В Куйбышеве (ныне Самара) полк получил новенькие машины и перелетел под Москву (город Киржач). Сюда же перебазировались из Приморья еще 2 штурмовых авиаполка. Из них была сформирована 182-я штурмовая авиадивизия. Через полтора месяца 64-й полк обосновался на фронтовом аэродроме близ Каунаса. Началась боевая работа.
Почти ежедневно следовали вылеты, иногда по 2–3 за световой день. Уничтожалась живая сила противника, его огневые средства. Полк тоже нес ощутимые потери: только за 3 месяца в полку выбыла из строя треть летного состава. Погибали не только рядовые летчики, но и командиры эскадрилий. Однажды, когда за плечами Сомова было 20 боевых вылетов, его вызвал командир полка и приказал принимать командование эскадрильей.
Теперь Сомов отвечал за экипажи 3 подчиненных ему звеньев. Это была уже многократная ответственность, ибо война не прощала промахов, любая недоработка командира оборачивалась гибелью боевых друзей. Но за плечами у Сомова уже был опыт. За 10 успешных боевых вылетов он был награжден орденом Красной Звезды.
Молодой командир эскадрильи на боевые задания водил, как правило, 6 машин. Вторую шестерку возглавлял его заместитель. Летчики старались свято соблюдать закон взаимовыручки. Когда однажды самолет Сомова был подбит, друзья прикрыли его и помогли дотянуть до аэродрома. К марту 1945 года на его счету было уже 30 вылетов. Младшего лейтенанта Сомова наградили орденом Красного Знамени.
Как-то командиры эскадрилий и ведущие групп побывали на передовой, пообщались с пехотинцами, уточнили кое-какие цели. Это помогло в дальнейшей работе. «Илы» с большей точностью штурмовали артиллерийские позиции, склады боеприпасов, места сосредоточения танков. Для борьбы с последними успешно использовались специальные противотанковые бомбы, которые насквозь прожигали броню. От их прямых попаданий спасения не было, и местность вокруг Кенигсберга изобиловала закопченными остовами вражеских машин. Доставалось от штурмовиков и вражеским средствам ПВО и морским надводным средствам противника.
На всю жизнь осталась в памяти Сергея Алексеевича встреча с командующим ВВС Маршалом авиации А.А. Новиковым и командующим 8-й воздушной армией генералом Т.Т. Хрюкиным. Маршал тогда поинтересовался, почему у комэкса, имеющего уже 80 вылетов, всего 2 ордена и на погонах всего 2 звездочки. Примерно через неделю пришли приказы о награждении Сомова вторым орденом Красного Знамени и о присвоении ему звания старшего лейтенанта.
14 апреля 1945 года, когда Кёнигсберг был повержен, шестерка самолетов Ил-2 под командованием лейтенанта Сомова находилась в воздухе. Неожиданно поступил приказ отыскать на железнодорожных путях вражеский бронепоезд и уничтожить его. В полку уже знали о появлении бронепоезда на переднем крае в районе Пиллау, прозвали его «крокодилом».
«Илы» начали атаку. Сам командир спикировал на паровоз. Реактивные снаряды попали точно – от мощного взрыва объятый пламенем паровоз отбросило от колеи метров на десять. От снарядов других штурмовиков загорелись 2 передних бронированных вагона. Но летчики продолжали делать один заход за другим. Бронеплощадки были разбиты, сорванные с них орудия упали под откос...
Все экипажи штурмовиков были представлены к орденам, а лейтенант Сомов – к званию Героя Советского Союза. Однако наградной лист затерялся. К счастью, в архиве сохранились документы, в которых упоминалось о таком представлении. На основании этого много лет спустя командующий ВВС возбудил ходатайство перед Президентом Российской Федерации о присвоении ряду летчиков, в том числе и С.А. Сомову, звания Героя России. 27 марта 1996 года Указ был подписан – награда наконец-то нашла героя.
К маю 1945 года на счету Сомова значилось 118 боевых вылетов, из них 100 – в качестве ведущего. К его 3 орденам добавились еще ордена Красного Знамени и Александра Невского.
Через год после окончания войны старшего лейтенанта Сомова переводят в Военно-транспортную авиацию. Он служит заместителем командира эскадрильи, потом ее командиром в 229-м полку 3-й авиадивизии. Спустя некоторое время его назначают заместителем командира полка, а после окончания Военно-воздушной академии (1954) – заместителем командира дивизии.
В конце 1960 года Сомов направляется во Вьетнам для оказания помощи местным специалистам в обучении летчиков полетам на Ли-2. Одновременно приходилось принимать участие и в боевых действиях. Как-то в Лаосе был захвачен американский «Дуглас». Перегнать его во Вьетнам поручили Сомову. Не раз ему давались задания по перевозке раненых бойцов.
По возвращении на родину С.А. Сомов продолжил военную службу. В 1965 году он назначается начальником службы безопасности полетов в управлении командующего. За освоение новых видов самолетов и обучение летчиков в 1970 году ему присвоили почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».
К увольнению в запас полковник Сомов налетал около шести тысяч часов (250 суток, 8,5 месяца в воздухе), освоил за годы службы 22 типа самолетов, от фанерного биплана По-2 до могучего «Антея».
Герой Российской Федерации Сергей Алексеевич Сомов награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденами иностранных государств и другими наградами.
С.А. Сомов – автор книг «В крылатом строю» (2006), «Летчику о турбовинтовом самолете», «Аэродинамика турбовинтового самолета».