НЕЧЕПОРЕНКО Павел Иванович (1916–2009)
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии СССР, профессор
Родился 31 августа 1916 года в Чигирине (Черкасская область, Украина). Отец – Нечепоренко Иван Игнатьевич был моряком, мать –Агриппина Ульяновна – домохозяйкой.
Вся жизнь П.И. Нечепоренко пронизана музыкой. С раннего детства он помнит себя поющим и играющим на музыкальных инструментах. Первые уроки игры на балалайке он получил от своего отца, затем занятия в самодеятельном оркестре народных инструментов под руководством А.А. Николаенко в Керчи.
Однако по настоянию родителей, одобрявших увлечение музыкой, но считавших, что она не может быть серьезным занятием, Павел в 1932 году поступил в Школу морского ученичества. Но и здесь он не расставался с любимым инструментом, продолжал работать руководителем самодеятельного оркестра народных инструментов, выступал как солист-балалаечник в концертах. С каждым днем росло желание стать музыкантом-профессионалом, поэтому в 1934 году, окончив Школу и получив профессию машиниста паровых машин, Павел сразу поехал в Ленинград и поступил в музыкальное училище имени М.П. Мусоргского в класс к В.И. Домбровскому.
Здесь, в Ленинграде, в 1936 году состоялось его знакомство с Борисом Сергеевичем Трояновским, который отнесся к нему по-отечески. «Общаясь с Трояновским, я учился у него, – вспоминает Павел Иванович. – На мою просьбу взять меня в ученики Трояновский, к сожалению, ответил, что никогда не преподавал и не будет: приходи, смотри, как играю, и учись...» Именно так и поступал Павел. Был свидетелем создания многих знаменитых обработок Бориса Трояновского и на всю жизнь запомнил полетный, чистый голос балалайки Трояновского, непринужденность его игры, выпуклость динамики и безупречность музыкальной формы исполняемых им произведений. Когда ему попалась пластинка другого замечательного балалаечника, Николая Осипова, Павел выучил все произведения, звучавшие на ней, и повторял их вслед за своим кумиром, восторгаясь мастерством его исполнения.
В 1939 году Павел Нечепоренко оканчивает музыкальный техникум, поступает на дирижерско-исполнительское отделение Ленинградской консерватории и выступает с концертами как солист-балалаечник Ленконцерта. После одного из концертов к нему подошел выдающийся русский композитор и ближайший соратник В.В. Андреева – Николай Фомин, который с восхищением воскликнул: «Я слышал игру Трояновского, знаю Осипова... Вас, без сомнения, ждет большое будущее!» И старый профессор не ошибся. В 1939 году на Всесоюзном смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах Павел Нечепоренко завоевывает первое место и звание лауреата, поделив его со своим недавним кумиром Николаем Петровичем Осиповым.
Победа на конкурсе открыла перед молодым музыкантом большие перспективы. Он много гастролирует по России, выступает на радио, записывает грампластинки. С каждым его выступлением растет авторитет музыканта. Газета «Ленинградская правда» писала тогда: «Его справедливо считают одним из самых блестящих виртуозов игры на балалайке. Нечепоренко, исполнивший сложнейшие музыкальные произведения, вызвал восхищение зала».
Незадолго до войны Павел Нечепоренко становится солистом ансамбля Военно-Морских Сил СССР, приняв предложение его художественного руководителя Исаака Осиповича Дунаевского, который включил выступление молодого музыканта в программу отделения высокого мастерства.
Во время Великой Отечественной войны Павел Нечепоренко остается в блокадном Ленинграде. В составе концертной бригады он выступает перед бойцами на фронте и перед жителями города на заводах и фабриках. Вспоминая военные годы, ветераны Краснознаменной Ладожской флотилии в своем юбилейном адресе по случаю 60-летию музыканта писали: «Звон струн Вашей балалайки умел передать нам тепло, радость, отдых и вдохновлял моряков на новые подвиги».
В марте 1942 года Павла Нечепоренко вывезли с горловым кровотечением из города по Дороге жизни. Несколько месяцев он пролежал в госпиталях, а вернувшись в строй, был командирован на Северный флот. Его концерты проходили как боевые операции, нередко на передовой, зачастую под обстрелом врага. Выступать приходилось по несколько раз в день, переходя из одной землянки в другую, с одного корабля на другой.
В 1944 году Нечепоренко направили в ансамбль Балтийского флота руководителем оркестра. Здесь он приобрел огромный опыт дирижерской работы, близко познакомился со спецификой армейского ансамбля, с его репертуаром, с людьми. Оркестр выступал в Прибалтике, Германии. Памятным был концерт в Ставке Г.К. Жукова.
В 1946 году, демобилизовавшись в звании капитана, П. Нечепоренко вернулся в консерваторию и восстановился на дирижерско-хоровом факультете. Возобновилась его активная творческая жизнь, и в 1949 году на гастролях оркестра имени Н.П. Осипова по Средней Азии за пульт встал молодой дирижер, только что окончивший Ленинградскую консерваторию, – Павел Нечепоренко. Он успешно провел гастроли, получил лестные отзывы солистки Большого театра певицы В.В. Барсовой, заслужил одобрение художественного руководителя оркестра – Д.П. Осипова, и спустя два года, в 1951 году, был приглашен в оркестр на должность дирижера и заместителя художественного руководителя этого прославленного коллектива. С успехом дирижировал произведениями, требующими от оркестра особой виртуозности: это «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, произведениями Н. Будашкина, П. Барчунова, П. Куликова. Нечепоренко тонко аккомпанирует многим известным солистам-инструменталистам – баянисту Сергею Колобкову, гусляру Всеволоду Беляевскому, балалаечнику Николаю Хаврошину, домристу Анатолию Александрову. В его сопровождении с удовольствием пели солисты Большого театра В. Барсова, М. Максакова, М. Михайлов, С. Хромченко.
В 1952 году коллектив оркестра имени Н.П. Осипова облетело радостное известие: Павел Иванович Нечепоренко удостоен Сталинской премии (Государственной премии СССР) за выдающиеся достижения в музыкальном исполнительстве. Это событие определило дальнейшую судьбу артиста. Он становится солистом Госконцерта, навсегда оставляет дирижерский пульт и начинает много концертировать за рубежом. Но связь П.И. Нечепоренко с оркестром с годами не прервалась. Все это время он остается почетным членом художественного совета Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова. В год 75-летия оркестра П. И. Нечепоренко был награжден орденом Дружбы народов.
В 1950–1960-е годы о балалайке за рубежом знали немного. Тем более, что триумфальные гастроли Андреевского оркестра стали забываться. Потому балалайка представлялась иностранцам чем-то экзотическим, сродни самовару или лаптям. В программе зарубежных гастролей Павла Нечепоренко стояли такие «жемчужины» мировой классики, как «Вторая венгерская рапсодия» Ф. Листа, «Фантазия на темы оперы «Кармен» П. Сарасате, «Испанский танец» М.Де Фалья, «Юмореска» А. Дворжака, «Пляска смерти» К. Сен-Санса, произведения советских композиторов С. Василенко, П. Куликова, Н. Будашкина.
Серьезно готовясь к зарубежным турне и постоянно ощущая нехватку концертного репертуара, Павел Нечепоренко сочиняет несколько концертных произведений – это знаменитые теперь «Вариация на тему Паганини», «Концертная пьеса на тему украинской народной песни «От села до села», «Вариация на тему русской народной песни «Час, да по часу». Публика ждала от балалайки непритязательных русских наигрышей, а услышав виртуозные пассажи, гениальные мелодии любимых композиторов в своеобразной аранжировке Павла Нечепоренко, не могла удержаться от восторга. «Как в сказке Андерсена, когда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, – вспоминал профессор Нечепоренко, – балалайка в глазах иностранцев превращалась в музыкальный инструмент, наделенный своим неповторимым звучанием, богатый разнообразными приемами звукоизвлечения и штрихами, техничный и глубоко национальный».
Неслучайно после выступлений музыканта в газетах появлялись отзывы подобные этому: «Павел Нечепоренко – мастер игры на русской балалайке. Он «саблезубый тигр» в своем деле. Силой исполнения «Фантазии «Кармен» он смог победить «красного быка», с которым боролся Геракл».
Для Нечепоренко каждое выступление было не только полной самоотдачей, растворением в музыке, радостью обладания художественным образом, но и поиском идеального звучания произведения, боязнью не дотянуть до желанной черты. На сцене он всегда был нетороплив и серьезен. Ему одинаково претила суетность, и заигрывание с залом. От облика артиста веяло спокойствием и уверенностью. Он властно уводил слушателей в мир своей музыки.
Звук балалайки Нечепоренко – сильный, тембристый – обладал гипнотической силой, которая завораживала зал, делала его покорным воле артиста. В его руках инструмент жил «своей» жизнью, имел «свое» лицо, свой тембр и тон. Можно говорить об особенной, «нечепоренковской» манере игры с ее характерным, четко фиксированным, предельно экспрессивным, во всех регистрах ярким, «с металлом» звуком. В своей концертной практике музыкант широко применял разработанные и внедренные им в обиход балалаечников разнообразные приемы игры и штрихи. С особым блеском звучали в его исполнении произведения Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, И. Гайдна, И. Штрауса, П. Сарасате. По-новому, свежо и празднично слушались в его обработке сочинения В. Андреева, С. Василенко, Б. Трояновского, Ю. Шишакова, П. Куликова и Н. Будашкина.
Для многочисленных любителей балалайки и профессионалов в России и за ее пределами имя Павла Нечепоренко звучит свято, овеяно славой, стало легендой. Оно вписано золотыми буквами в историю русского исполнительского искусства ХХ столетия наряду с такими прославленными музыкантами, как Э. Гилельс, Д. Ойстрах, С. Лемешев, Л. Русланова... Исполнительское творчество П.И. Нечепоренко – это незабываемые страницы музыкальной истории страны, мировой культуры, зафиксированные в записях на радио, грампластинках, видеокассетах, статьях и монографиях. Павел Иванович относился к тем блестящим музыкантам, талант и мастерство которых определяют пути развития музыкального искусства. Он – из плеяды тех художников, которые всегда в поиске нового, еще не изведанного, и потому для других непонятного и недостижимого. Его по праву можно назвать гением, добрым гением балалайки. Ведь именно этому музыкальному инструменту он посвятил свою долгую жизнь в искусстве.
Преданность избранному делу, одержимость – вот то главное, что всегда было присуще Павлу Нечепоренко.
Велик, кем прочно овладело
Одно, все прочее поправ...
Упорствующий до предела
Почти всегда бывает прав.
Эти строчки из стихотворения известного поэта Евгения Винокурова как нельзя лучше определяют образ человека, посвятившего себя любимому делу, упорно и страстно идущего к своей цели.
П.И. Нечепоренко известен и как талантливый педагог. Ведь он никогда не относился к педагогике как к чему-то второстепенному, чем заполняют паузы между гастролями. Сам Павел Иванович никогда не ставил перед собой простых задач и потому в одной из своих заметок 1960-х годов писал: «Создавать профессиональную исполнительскую школу, расширить концертно-педагогический репертуар, выйти на «уровень мировых стандартов» исполнительского искусства – вот неотложная задача инструменталистов-народников». Павел Иванович не представлял свою жизнь без работы в классе со студентами. Еще в 1936 году он начал преподавать в Музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского. После переезда в Москву продолжил педагогическую деятельность в стенах музыкального училища имени Октябрьской революции, а затем в институте имени Гнесиных.
Профессор Нечепоренко воспитал плеяду талантливых учеников (свыше 50 высококвалифицированных музыкантов-народников), успешно развивающих его методические, педагогические и исполнительские принципы. Среди них – известные музыканты и деятели культуры З.И. Ставицкий (1915–1980), А.Б. Шалов, Н.М. Свиридов, И.И. Шитенков, Г.А. Петров, Н.А. Шубин, Н.А. Титов, известные балалаечники Владимир Болдырев, Валерий Зажигин, Александр Данилов и многие другие.
П.И. Нечепоренко – народный артист СССР, лауреат Сталинской премии СССР. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Дружбы народов, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».