ОДИНЦОВ Михаил Петрович (1921–2011)
Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, участник Парада Победы 1945 года, почетный гражданин города Екатеринбурга
Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Пермской области. Отец, Петр Федорович (1898–1959), и мать, Анна Ивановна (1898–1993), происходили из крестьян. Семья была трудовая, зажиточная и большая: в одном доме дружно и сплоченно жили 14 человек. Супруга – Галина Анисимовна. Сыновья: Дмитрий Михайлович Одинцов и Сергей Михайлович Одинцов. Дочь – Марианна Михайловна.
Михаил Одинцов в 1937 году окончил семилетку и поступил в Свердловский строительный техникум на вечернее отделение. Днем студент работал на обувной фабрике – затяжчиком на конвейере. Одновременно занимался в городском аэроклубе. В 1938 году окончил аэроклуб и поступил в Пермскую военную школу пилотов. Проучился год, ускоренно выпустился и был направлен на переучивание на новую авиатехнику в Энгельсское военное училище летчиков. В мае 1940 года окончил училище, получил звание «младший лейтенант» и убыл в 62-й авиационный разведывательный полк. Назначили Одинцова в экипаж бомбардировщика младшим летчиком.
В октябре 1940 года в службе Одинцова произошло изменение. Его перевели в Киев, на военный аэродром Шуляны, в 126-й ближний бомбардировочный полк на должность командира летного экипажа. 23 июня 1941 года начал боевые действия. Экипаж в составе эскадрильи вылетел бомбить скопление противника в районе Луцка. Группу вел комэск капитан Наконечников – опытный командир, участник боевых действий в Испании, кавалер ордена Красного Знамени. Эскадрилья шла на высоте 600 метров, было ясно, солнечно, внизу на шоссе заметили большую колонну бронетехники и мотопехоты противника. Бомбардировщики шли без прикрытия истребителей, хорошо, что не было фашистских «мессершмиттов»... Перед целью вышли на боевой курс, вслед за ведущим стали бомбить. Одинцов выдерживал высоту и заданный курс, штурман открыл люки над целью и нажал кнопку сброса, и бомбы одна за другой пошли вниз. Командир экипажа и без прицела видел, как бомбы точно накрывали колонну, над ней заполыхало пламя, фашисты в панике стали разбегаться по сторонам, а сверху их настигали «фугаски» и свинцовые очереди...
Выполнив боевое задание, экипажи благополучно вернулись на свой аэродром. Потерь не было, два самолета лишь получили осколочные пробоины. Дозаправка, пополнение боекомплекта, и снова вылет. В тот день экипаж Одинцова совершил три боевых вылета.
После полетов командир полка сделал разбор, подвел итоги первого боевого дня. Проявленная фотопленка подтвердила высокую эффективность бомбовых ударов: фашисты потеряли более десяти танков и бронетранспортеров, несколько десятков солдат и офицеров. Наступление противника на луцком направлении захлебнулось. Наши потери – один экипаж погиб, два сели на вынужденную. Экипаж Одинцова получил первую благодарность за три успешных вылета.
В июле младший лейтенант Одинцов принял командование звеном. И скоро в воздушном бою над Житомиром ведущий нашей тройки бомбардировщиков сбил фашистский истребитель Ме-109, затем звено вышло на переправу и точным попаданием разрушило мост. Тут наши экипажи попали под двойной огонь противника: снизу на них обрушили свой огонь зенитки, а сверху атаковали три истребителя. Штурману Василию Червинскому перебило обе ноги. Одинцов тоже был ранен. Расстреляв весь боекомплект, экипаж стал уходить. Летчик и штурман истекали кровью. Одинцов с трудом посадил самолет в поле у деревни. Местные жители вытащили раненых летчиков, на телеге отвезли в ближайшую больницу, оттуда переправили в военный госпиталь. Одинцов до конца не долечился – вернулся в родной полк.
Шел второй год войны. Одинцов совершил десятки боевых вылетов, приобрел большой опыт, воевал в 800-м штурмовом авиационном полку. Однажды вылетели на штурмовку переднего края в составе группы «илов». Одинцов был ведомым у командира полка майора Митрофанова. Ведущего атаковали сразу четыре стервятника. Штурмовики приняли бой, действовали, как истребители: решительно и смело. Одинцов предупредил командира об опасности и бросил свой «ил» в атаку. В результате тактически грамотных, мастерских действий два фашистских истребителя с черным дымом ушли к земле. День был жаркий, и бой был жаркий... В итоге лейтенант Одинцов получил из рук командующего Степным фронтом орден Красного Знамени.
Брянский, Степной, Сталинградский, Воронежский, Калининский, 2-й Украинский фронты – таков охват боевых действий командира эскадрильи, начальника воздушно-стрелковой подготовки, штурмана и заместителя командира авиационного полка капитана, затем майора Михаила Одинцова.
К сентябрю 1943 года Михаил Одинцов совершил 96 боевых вылетов, отвага и мастерство позволили нанести с воздуха большой урон врагу. 4 февраля 1944 года М.П. Одинцову было присвоено звание Героя Советского Союза. Это был поистине счастливый день воздушного богатыря. Командир авиадивизии генерал-майор авиации Ф.А. Агальцов вручил герою сразу Золотую Звезду, орден Ленина и погоны капитана.
За всю войну отважный штурмовик совершил 215 боевых вылетов. Второй раз звание Героя Советского Союза М.П. Одинцову присвоили после Победы – 22 июня 1945 года, в четвертую годовщину нападения фашистской Германии на Советский Союз. Высокую награду герою вручил перед строем полка командующий 1-м Украинским фронтом маршал И.С. Конев.
В послевоенные годы М.П. Одинцов окончил Военно-политическую академию и Военную академию Генерального штаба, командовал авиаполком, авиационной дивизией, был заместителем командующего воздушной армией, командующим ВВС военных округов, первым начальником Центра подготовки космонавтов, советником ВВС Войска Польского, занимал высокий пост в штабе Объединенных вооруженных сил государств – участников Варшавского Договора, в Группе генеральных инспекторов ВВС Вооруженных Сил СССР.
Дважды Герой Советского Союза Михаил Павлович Одинцов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя – Отечественной войны I степени и одним II степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
М.П. Одинцову присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». Он – почетный гражданин города Екатеринбурга. Являлся вице-президентом Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы, председателем Российского комитета памяти, заместителем председателя Московского фонда мира, членом президиума Всероссийского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Михаил Петрович известен и как автор книг о войне: «Испытание огнем» и «Преодоление». 50 лет своей жизни он отдал службе в военной авиации, из них 44 года летной выслуги.