СИМОНОВ Михаил Васильевич (1913–2004)
Герой Советского Союза, гвардии полковник
Родился 1 августа 1913 года в поселке Кутейниково Амвросиевского района Донецкой области (Украина). Отец – Симонов Василий Михайлович (1880–1917). Мать – Симонова Анна Лаврентьевна (1883–1959). Супруга – Мария Васильевна. Сын – Василий Михайлович Симонов. Дочь – Зинаида Михайловна.
Когда Михаилу был всего год от роду, а его старшему брату – девять, отца призвали в действующую армию, вскоре он погиб. Мать сумела одна вырастить пятерых детей, выполняя самую черную работу.
В 1926 году, окончив начальную школу, Михаил поступил в школу ФЗУ. С 1929 по 1930 год он работал слесарем-котельщиком в городе Горловка. С 1930 по 1932 год учился в учебном комбинате Южных железных дорог в Харькове.
В 1932 году Михаил Симонов поступает в 3-ю объединенную авиашколу в городе Балашове. Несмотря на тяжелые условия учебы (300 граммов хлеба в день, скудная стипендия и плохонькая одежда), в 1935 году Михаил Симонов с отличием оканчивает школу и получает назначение в Дальневосточное управление ГФВ (Хабаровск) на должность линейного пилота на трассу Владивосток - Могоча.
В 1940 году призван в Красную Армию и направлен в формировавшийся авиаполк под командованием А.Е. Голованова, впоследствии – командующего авиацией дальнего действия, главного маршала авиации.
23 июня 1941 года звено Михаила Симонова в составе 3 самолетов ДБ-3Ф получило первое боевое задание: нанести удар по скоплению немецкой техники на границе с Восточной Пруссией.
Поначалу приходилось выполнять задачи, несвойственные дальнебомбардировочной авиации, – штурмовать танковые колонны. Отсюда и потери – за неполных 3 месяца войны полк из 74 машин потерял 70. Также наносили удары по стратегически важным объектам в тылу противника: бомбили Берлин, Кенигсберг, Штеттин, Хельсинки, Турку.
В 1942 году Михаила Симонова удостоили звания Героя Советского Союза, он стал одним из признанных асов. Ему поручали сложнейшие задачи, выполнявшиеся исключительно ночью – в частности, разыскать цель и осветить ее бомбами САБ-100. В 1943 году Михаила Симонова перевели в другую часть – на 4-моторный самолет Пе-8.
За годы войны М.В. Симонов участвовал в боевых действиях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на Курской дуге. Совершил 278 боевых вылетов. 12 раз оказывался подбитым в воздушных боях. Со своим экипажем сбил 7 истребителей противника.
По окончании войны продолжил службу в дальней авиации. В 1949 году Михаил Симонов первым в мире посадил тяжелый самолет (Ту-4) на Северном полюсе. В его задачу входило высадить членов экспедиции «Северный полюс-2» и впоследствии обеспечивать их горючим.
В 1950–1952 годах он – летчик-испытатель военного представительства в Казани. С 1952 по 1954 год – летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности, в 1954–1961 годах – старший летчик-испытатель, а в 1961–1962 годах – заместитель начальника летной испытательной станции.
Летчик-испытатель М.В. Симонов испытывал первый советский пассажирский лайнер «Ту-104» и стратегический бомбардировщик «Ту-16». Ему довелось облетать и испытать 24 типа самолетов.
Выйдя в отставку, Михаил Васильевич жил в Казани, занимался общественной работой – посвятил себя военно-патриотическому воспитанию молодежи. Оказывал материальную помощь детскому приюту и детской библиотеке в Казани. До конца жизни был верен коммунистическим идеалам. Перечислял деньги ученым, отвечающим за сохранность тела В.И. Ленина в Мавзолее.
Герой Советского Союза Михаил Васильевич Симонов награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд» и другими.
В 2005 году в Казани была образована улица, носящая имя М.В. Симонова. На доме №6 по этой улице установлена памятная доска в честь героя с надписью на русском и татарском языках.