ФЁДОРОВ Игорь Борисович
ФЁДОРОВ Игорь Борисович
Лауреат премии Президента РФ, премий Правительства РФ, академик Российской академии наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, почетный гражданин города Калуга
Родился 15 апреля 1940 года в Москве. Отец – Федоров Борис Александрович (1910 г. рожд.). Мать – Соколова Мария Александровна (1912–1959). Супруга – Федорова (Трифонова) Тамара Сергеевна (1940 г. рожд.). Дочь – Сафронова (Фёдорова) Людмила Игоревна (1965 г. рожд.).
В 1957 году И.Б. Фёдоров с золотой медалью окончил среднюю школу и поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана. Решение о поступлении в МВТУ было принято под влиянием матери – Марии Александровны Соколовой, которая почти всю жизнь проработала конструктором в знаменитом ЦАГИ – Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора
Н.Е. Жуковского. Она трудилась под непосредственным руководством А.Н. Туполева, выдающегося авиаконструктора, который сам окончил МВТУ в 1918 году. Мария Александровна много рассказывала сыну о творческой обстановке в их институте, об известных авиационных конструкторах, многие из которых также были выпускниками училища.
В 1963 году И.Б. Фёдоров с отличием окончил МВТУ по специальности «Радиоэлектронные устройства» и, получив диплом радиоинженера, стал инженером той же кафедры, которую окончил. Он прошел все этапы вузовского творческого пути: от инженера и ассистента кафедры до ректора первого технического университета, которым он руководит с 1991 года. Интересно, что Тамара Сергеевна – супруга Игоря Борисовича – училась с ним в одном потоке и получила ту же специальность. После окончания МВТУ она работала инженером во Всероссийском научно-исследовательском институте радиотехники. Ту же кафедру в МВТУ имени Н.Э. Баумана окончили дочь Фёдоровых Людмила и их зять Валерий. Теперь в МГТУ им. Н.Э. Баумана учится внучка Маша. Так Игорь Борисович и Тамара Сергеевна стали родоначальниками династии бауманцев из трех поколений.
В 1967 году Игорь Борисович защитил кандидатскую диссертацию, а в 1983 году – докторскую; в 1985 году ему было присвоено ученое звание профессора. С 1983 года (с перерывом в 1988–1997 гг.) И.Б. Фёдоров является заведующим кафедрой «Радиоэлектронные устройства», тогда став самым молодым в вузе руководителем такого уровня. Его избранию способствовало то, что к этому времени он стал признанным в СССР ученым – специалистом по радиолокационной технике.
Ныне профессор И.Б. Фёдоров – известный ученый в области теории загоризонтной радиолокации и проектирования комплексов многопозиционных локационных станций. Он создал научную школу по разработке радиолокационных систем повышенной помехозащищенности и информативности, работающих в условиях воздействия интенсивных помех и сложной геофизической обстановки на трассе распространения сигнала. Он разработал теоретические основы, методику, правила и алгоритмы объединения информации в системе радиолокационных станций для улучшения характеристик обнаружения, достоверности и точности отображения обстановки. Результаты этих исследований и работ использованы при создании промышленных образцов радиолокационных систем.
С 1983 года И.Б. Фёдоров является научным руководителем Отраслевой лаборатории радио- и электронной техники, одной из крупнейших в высшей школе. Она проводит теоретические и экспериментальные исследования и осуществляет разработку перспективной радиолокационной техники. Многие разработки лаборатории внедрены в серийные и уникальные изделия промышленности.
И.Б. Фёдоров – автор более 200 научных и учебно-методических работ, в числе которых 7 монографий и 15 авторских свидетельств. Его монография «Радиолокационные и лазерные приборы» переведена на английский язык и в 1992 году издана в США. Им ведется активная плодотворная работа по подготовке кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук): под его руководством защищено 5 докторских и 26 кандидатских диссертаций; он был руководителем дипломных проектов более чем у 400 выпускников МВТУ-МГТУ имени Н.Э. Баумана. При его непосредственном участии подготовлено более 2000 радиоинженеров.
Авторитет радиотехнической школы МГТУ имени Н.Э. Баумана в области развития современных информационных технологий выразился в создании в МГТУ в 1998 году под председательством И.Б. Фёдорова секции «Информационные технологии в радиолокации» Научного совета Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации «Новые информационные технологии» Российской академии наук. Признанием научных достижений И.Б. Федорова стало его избрание в 2003 году членом-корреспондентом Российской академии наук по специальности «радиолокационные информационные системы», а в 2008 году – академиком.
В 1987 году в соответствии с совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 апреля № 452 «О новых принципах подготовки специалистов в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана и развитии его материально-технической базы» существенно изменилась структура училища. МВТУ имени Н.Э.Баумана поручалась подготовка инженеров высшей квалификации для машиностроительного и приборостроительного комплексов, способных выполнять научные исследования и разработки на уровне, превышающем лучшие мировые достижения. На МВТУ возлагалась подготовка специалистов на принципах, сочетающих передовые методы фундаментального университетского и инженерно-технического образования.
Одним из результатов этих изменений стало разделение наиболее крупного факультета училища «Приборостроение» на два – «Радиоэлектроника и лазерная техника» и «Информатика и системы управления». В том же 1987 году И.Б. Фёдоров был избран деканом факультета «Радиоэлектроника и лазерная техника», оставаясь при этом заведующим кафедрой «Радиоэлектронные устройства». А уже в 1988 году Министерство высшего и среднего специального образования СССР назначило его первым проректором-проректором по научной работе МВТУ имени Н.Э.Баумана. По существовавшей в то время в МВТУ традиции в силу сложности задач, возложенных на училище, совмещение административных должностей в вузе (в ректорате и в качестве декана) и руководство кафедрой не допускалось. В этой связи И.Б. Фёдоров на время был вынужден прекратить заведование своей родной кафедрой, но при этом сохранил за собой научное руководство Отраслевой лабораторией радио- и электронной техники. Этому обстоятельству был рад не только сам Игорь Борисович, но и весь коллектив лаборатории, состоявшей в то время из более чем 200 человек.
Именно с конца 1980-х годов, будучи деканом факультета «Радиоэлектроника и лазерная техника», а затем первым проректором–проректором по научной работе МВТУ имени Н.Э. Баумана, И.Б. Фёдоров начал активно заниматься вопросами совершенствования высшего технического образования. Он был в числе главных разработчиков концепции и основных принципов методологии преобразования в 1989 году училища в Московский государственный технический университет, всех структурных и функциональных изменений в деятельности вуза. В частности, при его научном руководстве и непосредственном участии происходило формирование семи научно-учебных комплексов, именно научно-учебных, в которых приоритет принадлежит науке. Предполагалось, что в этих комплексах, включающих в свой состав факультет и научно-исследовательский институт, студенты будут получать глубокую теоретическую подготовку и проходить практическое обучение на основе участия в решении конкретных задач ускорения научно-технического прогресса. Созданные в процессе преобразований в структуре МГТУ научно-учебные комплексы и ныне являют собой основные структурные подразделения университета в решении главных задач в области учебной, научной и хозяйственной деятельности.
В 1991 году Министерство высшего и среднего специального образования СССР, расширяя практику предоставления высшим учебным заведениям большей самостоятельности во всех областях их деятельности, приняло решение о выборности ректоров вузов. В апреле 1991 года Ученый совет МГТУ имени Н.Э. Баумана впервые за многие годы проводил выборы ректора. Из трех баллотировавшихся кандидатур ректором МГТУ имени Н.Э. Баумана был избран профессор Игорь Борисович Фёдоров.
Это время было очень сложным в жизни высшей школы, как и страны в целом. Распад СССР, радикальное изменение политической ситуации и социально-экономических отношений в стране привели к огромным трудностям в хозяйственной деятельности предприятий, краху многих из них, резкому снижению финансирования бюджетных организаций, в том числе и высших учебных заведений. Положение высшей школы было настолько тяжелым, что речь в то время зачастую шла не столько о развитии вузов, сколько об их выживании. Системе высшего образования, особенно инженерно-технического, необходимо было адаптироваться к изменившейся ситуации, сберечь научно-педагогические школы вузов.
Все эти проблемы буквально обрушились на И.Б. Фёдорова, впервые избранного ректором МГТУ имени Н.Э. Баумана. Ему помимо повседневных забот по организации учебно-научного процесса и хозяйственной деятельности было необходимо определить принципы деятельности возглавляемого университета в новых социально-экономических условиях, разработать концепцию его дальнейшего развития. При этом Игорь Борисович понимал, что такие проблемы невозможно решить силами одного вуза, даже такого ранга, как Бауманский университет. Нужны были коллегиальные действия, так как предстояло не только решить дальнейшую судьбу инженерно-технического образования в стране, но и определить принципы становления и развития отечественной системы университетского технического образования.
Функции таких коллегиальных органов вынужденно приняли к исполнению учебно-методические объединения высших учебных заведений (УМО), созданные в конце 1980-х годов на базе ряда ведущих московских и ленинградских вузов по группам родственных специальностей. Как ректор базового вуза, И.Б. Фёдоров в 1991 году возглавил деятельность УМО по машиностроительным и приборостроительным специальностям в качестве председателя совета, состоявшего из руководителей вузов, представителей отраслевых министерств и ученых академий наук. Помимо 25 вузов, вошедших непосредственно в состав УМО на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана, объединение осуществляло взаимодействие еще с 127 вузами СССР в части подготовки инженерных кадров по отдельным специальностям. Были созданы 33 научно-методических совета по специальностям, в состав которых вошли свыше 700 представителей вузов страны, предприятий, организаций и учреждений.
3 ноября 1992 года на базе секции технических университетов Евразийской ассоциации университетов (бывшего СССР), созданной пятью месяцами ранее, была учреждена Ассоциация технических университетов, президентом которой избрали И.Б. Фёдорова. Ее создали с целью обмена опытом, координации и организации совместной работы по совершенствованию учебно-методической, научно-исследовательской и общественной деятельности технических университетов. Активная политика, проводимая ассоциацией, направлена на объединение усилий государств, учебных заведений, организаций и предприятий для реализации приоритетного развития высшего инженерно-технического университетского образования на основе прогрессивных педагогических идей, сочетания лучших традиций университетов и высшей инженерной школы. В очень нелегкие 1990-е годы деятельность ассоциации сыграла большую роль в сохранении позиций технического образования.
Выступая с докладом «О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования» на коллегии Министерства образования России в июне 1999 года, И.Б. Фёдоров, подводя итоги становления и развития системы университетского образования в России, отметил: «Преобразование политехнических институтов в технические университеты дало новый импульс переходу от отраслевой системы подготовки инженеров к университетской. Эта система значительно лучше соответствует новому социально-экономическому укладу в стране, в которой все большее развитие получают рыночные отношения.
Хорошая фундаментальная подготовка, являющаяся основным отличительным свойством университетского обучения, обеспечивает успех выпускнику как в чисто профессиональной области, давая ему основу и фундамент, как разработчику высоких технологий, так и в социальной сфере. Должен еще раз сказать, что хорошая фундаментальная подготовка была всегда характерна для лучших российских технических вузов, она давала возможность их выпускникам проявлять себя в областях деятельности, конкретно к которым их не готовили.
Приведу некоторые примеры из жизни МГТУ имени Н.Э. Баумана. Академик
Н.А. Доллежаль – главный конструктор первой советской атомной электростанции, конечно, не изучал в вузе атомную технику, которая тогда еще не вышла из стен лабораторий, но стал ведущим ученым в области АЭС. Академик А.Н. Туполев не изучал реактивные летательные аппараты в Императорском московском техническом училище, но стал признанным во всем мире авторитетом в области реактивного самолетостроения. Во время обучения в МВТУ академика С.П. Королева практическая космонавтика казалась бесконечно далеким делом».
В 1999 году работа «Разработка научных основ университетского технического образования и их реализация в ведущих вузах России» была отмечена премией Президента Российской Федерации в области образования за 1998 год. В работе были представлены результаты создания научных основ университетского технического образования, опубликованные авторами в 20 монографиях, 103 научных статьях, докладах на международных и Всероссийских конференциях, приведенные в 25 отчетах о научно-исследовательской деятельности. Показана реализация полученных результатов в Московском государственном техническом университете имени
Н.Э. Баумана и в ряде других университетов.
В 2000 году под руководством
И.Б. Фёдорова, как президента Ассоциации технических университетов была завершена большая научно-методическая работа, результатом которой стали новый классификатор технических специальностей, пакеты государственных образовательных стандартов, учебные планы и программы. Эти разработки позволяли дать выпускникам вузов России самую современную инженерную подготовку и помогали студентам выбрать любую форму высшего технического профессионального образования.
В 2003 году И.Б. Федорову в составе авторского коллектива специалистов МГТУ имени Н.Э. Баумана и ряда организаций была присуждена премия Правительства Российской Федерации за научно-практическую разработку для учебных заведений высшего профессионального образования «Повышение качества инженерно-технологического образования на основе преемственности и межвузовской интеграции научных школ технологов-машиностроителей».
Плодотворному взаимодействию систем классического университетского образования и университетского технического образования во многом способствует и договор о содружестве Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Московского государственного технического университета имени
Н.Э. Баумана, заключенный в декабре 1992 года в развитие давних творческих связей, установившихся между ними. Между научно-педагогическими школами двух ведущих российских вузов осуществляется реальное и взаимополезное сотрудничество в области учебно-методической и научно-исследовательской работы. Как и сто лет назад, профессора МГУ и МГТУ участвуют в работе ученых советов двух университетов.
В настоящее время МГТУ имени
Н.Э. Баумана – крупнейшее высшее техническое учебное заведение страны, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем соединения фундаментальных и прикладных научных исследований с обучением на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру дисциплин, составляющих основы научного знания в различных областях науки, техники и технологии.
МГТУ имени Н.Э. Баумана осуществляет подготовку более 18 тысяч студентов практически по всему спектру современного машиностроения и приборостроения по 75 специальностям и 24 направлениям высшего профессионального образования. Научную и учебную работу ведут более 320 докторов и около 2 тысяч кандидатов наук; 115 сотрудников МГТУ имени
Н.Э. Баумана – лауреаты Ленинской и Государственных премий, а 16 человек удостоены премий Президента Российской Федерации в области образования.
Основными структурными подразделениями Бауманского университета, как было отмечено ранее, являются научно-учебные комплексы, имеющие в своем составе факультет и научно-исследовательский институт и наделенные полномочиями юридического лица для решения главных задач университета в области учебной, научной и хозяйственной деятельности. Их – восемь: «Фундаментальные науки», «Информатика и системы управления», «Машиностроительные технологии», «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника», «Робототехника и комплексная автоматизация», «Специальное машиностроение», «Энергомашиностроение», «Инженерный бизнес и менеджмент». Кроме того, профессиональная подготовка осуществляется на отраслевых факультетах: «Аэрокосмический», «Оптико-электронное приборостроение», «Приборостроительный», «Радиотехнический», «Ракетно-космической техники». Они созданы на базе крупных предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, расположенных в Москве и подмосковных наукоградах: Реутове, Красногорске и Королёве, а также в филиале университета в Калуге.
Значителен вклад МГТУ имени Н.Э.Баумана в реализацию государственной политики в различных сферах социально-экономического развития России.
Ученые университета активно участвуют в решении концептуальных проблем развития высшего образования в России, в методической работе по обеспечению учебного процесса, в разработке ряда образовательных программ, направленных на решение социальных проблем общества: подготовка инженеров из числа инвалидов по слуху, получение второго инженерного или педагогического образования для безработных с высшим образованием по направлению Федеральной службы занятости. Выполняется образовательная программа, связанная с повышением квалификации преподавателей технических вузов России. МГТУ имени Н.Э. Баумана является одним из центров по созданию научной и учебной литературы по машиностроению и приборостроению.
МГТУ имени Н.Э. Баумана – базовый вуз Учебно-методического объединения по университетскому политехническому образованию, осуществляющего научно-методическое обеспечение подготовки кадров по 17 направлениям и 55 специальностям высшего профессионального образования в более чем 500 вузах России; в течение 20 лет является головным вузом Ассоциации технических университетов, включающей в свой состав более 100 университетов и организаций России.
По линии межвузовской деятельности МГТУ имени Н.Э. Баумана внес большой вклад в процессы интеграции военно-специального и гражданского инженерного образования, оказания действенной научно-методической помощи вузам и органам их управления различных видов вооружений и родов войск, в формирование и реализацию федеральных целевых программ «Национальная технологическая база» и «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», государственной научной программы «Университеты России», научных программ Министерства образования Российской Федерации «Производственные технологии», «Учебная техника» и ряда других.
На базе МГТУ имени Н.Э. Баумана работают 27 специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 76 специальностям научных работников, созданы отделения шести отраслевых Академий наук, научно-учебные центры различной направленности. Наличие в МГТУ имени Н.Э. Баумана научных школ, связь с институтами РАН, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями позволяет достичь крупных научно-технических результатов и обеспечить современный уровень учебного процесса. Многое из того, что делается научными коллективами МГТУ имени Н.Э. Баумана в области образования, науки и техники, делается впервые не только в России, но и в мире.
В области международной деятельности МГТУ имени Н.Э. Баумана осуществляет сотрудничество в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными сотрудниками, осуществляет прием иностранных студентов по контракту, участвует в проведении совместных научных исследований, учебно-методических разработок, а также конгрессов, конференций и семинаров. Университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии.
В рейтинге вузов технического профиля, проводимого как Министерством РФ по образованию и науке, так и рядом независимых экспертов и работодателей, МГТУ имени
Н.Э. Баумана неизменно занимает первое место.
Вся педагогическая и научная деятельность коллектива МГТУ имени Н.Э. Баумана, возглавляемая И.Б. Фёдоровым, нацелена в будущее. Это – участие в конверсионных программах, переоценка приоритетов в развитии новых научных направлений в технике, разработка концептуальных основ государственной системы кадрового обеспечения национальной технологической базы, способной к реализации восполнения интеллектуального потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности, эффективно и плодотворно воздействующей на процессы стабилизации отечественной экономики в интересах национальной безопасности и устойчивого развития России.
Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, соблюдение традиций обучения инженеров по «русскому методу», тонкое чувство новизны выбранных направлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем, гуманитаризация подготовки специалистов позволяют МГТУ имени Н.Э.Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса.
Вышеуказанные достижения положительно оценены руководством страны. В апреле 1993 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации о дальнейшем развитии МГТУ имени Н.Э. Баумана, в котором был предусмотрен ряд мероприятий по поддержке и развитию интеллектуального потенциала университета.
Признание заслуг МГТУ имени
Н.Э. Баумана в деле образования, науки и культуры России отмечены включением университета в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 24.01.1995 г.), в котором присутствует всего 15 объектов культуры, в том числе лишь шесть вузов страны..
Во время визита в МГТУ имени
Н.Э. Баумана в январе 1996 года первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин на встрече со студентами, аспирантами и сотрудниками в Большом зале Дома культуры произнес: «Невозможно представить Россию без МГТУ имени Н.Э. Баумана. Без МГТУ Россия была бы другой».
21 ноября 2000 года на расширенное заседание Ученого совета МГТУ имени Н.Э. Баумана в связи с его 170-летием прибыл Президент Российской Федерации В.В. Путин. В своем выступлении перед участниками торжественного заседания Владимир Владимирович сказал, что он не мог не приехать на юбилей вуза, среди выпускников которого так много славных имен, составляющих гордость державы. Вручая коллективу МГТУ имени Н.Э. Баумана благодарность Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие высшего образования и подготовку высококвалифицированных специалистов, В.В. Путин подчеркнул, что к «Бауманке», как ласково называют в народе Бауманский университет, с огромным уважением относятся не только его выпускники, студенты и абитуриенты, но и многие поколения наших сограждан, даже не связанных с этим вузом напрямую.
5 сентября 2002 года вышел Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О праздновании 175-летия основания Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана». Прекрасным подарком к 175-летию университета стало торжественное открытие нового учебно-лабораторного корпуса МГТУ имени Н.Э.Баумана площадью 80 тысяч квадратных метров, которое состоялось 1 марта 2004 года. Корпус возводился несколько десятилетий и лишь после вмешательства мэра Москвы Ю.М.Лужкова был достроен за два с небольшим года и сдан в эксплуатацию.
Многие успехи в деятельности МГТУ имени Н.Э.Баумана последних лет связаны с именем Игоря Борисовича Фёдорова. В апреле 2006 года И.Б. Фёдорова в четвертый раз единогласно избрали ректором университета. Причиной тому явились его умение организовать работу, большая трудоспособность, творчество и инициатива.
Широка и многогранна научно-общественная деятельность И.Б. Фёдорова и как ректора, и как ученого. Во многом она направлена на решение вопросов государственной политики, укрепление обороноспособности, сохранение национальной безопасности страны, создание надлежащих социально-экономических условий для перехода России к устойчивому развитию.
В 1992 году И.Б. Фёдоров был избран председателем Совета ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области. За эти годы установлены постоянные рабочие контакты Совета ректоров с Правительством Москвы. Стало традицией ежегодное издание совместных постановлений Правительства Москвы и московского Совета ректоров, фактически являющих собой программы совместных мероприятий на год. В соответствии с этими постановлениями Правительство Москвы предусматривает финансовую помощь всем московским государственным вузам. В свою очередь, вузы Москвы оказывают помощь Правительству Москвы научно-техническими разработками и участием в различных социальных программах. В 2002 году Игорь Борисович в третий раз единогласно избран председателем Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.
В июне 2001 года И.Б. Фёдоров единодушно избирается председателем Совета ректоров высших учебных заведений Центрального федерального округа, в состав которого входят 17 регионов центральной части России, на территории которых функционирует свыше 500 вузов.
В 1991 году по инициативе и при непосредственном участии И.Б. Фёдорова создана научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», в которой принимают участие свыше 70 тысяч юных исследователей из 60 регионов нашей страны. За годы своего существования программа «Шаг в будущее», научным руководителем которой бессменно является И.Б. Фёдоров, получила широкое признание не только в России, но и за рубежом, открыла миру немало имен юных российских ученых. Свидетельством тому может служить принятое в 2003 году решение Комиссии Европейского союза о проведении международного форума юных исследователей в 2005 году в России на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана. На форум приехали команды из 43 стран Европы, а общее число зарубежных участников и гостей составило 500 человек.
Первые успехи и исследования
И.Б. Федорова были отмечены еще в 1971 г. знаком «Почётный радист СССР», которым он и сейчас гордится по праву. Более поздние научные достижения и большой вклад профессора
И.Б. Фёдорова в развитие российского инженерного образования, проявленные им качества руководителя и организатора подготовки инженерных кадров по достоинству отмечены высокими знаками государственного признания и академического отличия:
- присвоением почётного звания «Заслуженный деятель науки и техники РФ (1993);
- присуждением премии Президента Российской Федерации в области образования за 1998 год;
- награждением орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за заслуги в научной деятельности и большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров (2000);
- награждением золотой медалью имени В.Г. Шухова (2000);
- званием «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2000);
- присвоением звания «Заслуженный инженер России» (Российская инженерная академия, 2000);
- присуждением премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2002 год;
- присвоением звания «Почётный гражданин города Калуги» за подготовку для города специалистов высшей квалификации (2002);
- избранием членом-корреспондентом Российской академии наук (2003);
- присуждением премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2004 год;
- награждением орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за заслуги в научной деятельности и большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров (2005).
Избран академико Российской академии наук (2008).
Заслуги ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана И.Б. Фёдорова в развитии инженерного образования, его вклад в развитие международных интеграционных процессов образовательных систем и научных сообществ отмечены избранием его в 1994 году почётным доктором Де Монтфортского университета (Великобритания), а в 2003 году – награждением Национальным почетным орденом «За заслуги» Французской Республики. Эта государственная награда, учрежденная в 1960 году Президентом Франции Шарлем де Голлем, присуждается за достижения в области экономики, промышленности, науки и образования. При вручении ордена И.Б. Фёдорову в Посольстве Французской Республики в Москве, посол Франции господин Клод Бланшмезон отметил большой вклад MГТУ имени Н.Э. Баумана и лично его ректора И.Б.Фёдорова в развитие сотрудничества с университетами и фирмами Франции. В 2004 году его наградили орденом «Icepec» степени «Grand Officier» Бельгии.
Список членства И.Б. Федорова в различных академиях, его участия в советах и комиссиях чрезвычайно велик. Но за каждой его позицией стоит реальная работа, обязанности, которые он выполняет, продолжая руководить столь крупным и многообразным вузом, как МГТУ имени Н.Э. Баумана. Игорь Борисович является председателем Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, президентом Ассоциации московских вузов, президентом Ассоциации технических университетов РФ, председателем Совета ректоров вузов Центрального федерального округа РФ, вице-президентом Российского Союза ректоров, вице-президентом Международной академии наук высшей школы, членом Ассоциации ректоров Европы, председателем Совета учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию Министерства РФ по образованию и науке.
И.Б. Фёдоров – действительный член Российской академии наук по специальности «информационные системы в радиолокации», член Научного совета РАН по проблеме «Статистическая радиофизика», действительный член ряда российских, зарубежных и международных академий, в том числе: Российской академии естественных наук, Российской инженерной академии имени А.М. Прохорова, Российской академии навигационных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии военных наук, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Международной инженерной академии, Международной академии информатизации, Международной академии связи, Нью-йоркской академии наук.
И.Б. Фёдоров – член президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, член Научного совета Совета безопасности РФ, член Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике при Правительстве РФ, член Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, сопредседатель Координационного научно-технологического экспертного совета по проблемам развития базовых радиолокационных и радиоэлектронных технологий средств и систем вооружения и военной техники, член Комитета по Государственным премиям РФ в области науки и техники, член президиума Высшего аттестационного комитета РФ, председатель Координационного совета в области техники и технологий, член Научно-технического совета Министерства РФ по образованию и науке РФ, член Аттестационной коллегии Министерства РФ по образованию и науке.
И.Б. Фёдоров – один из инициаторов и непосредственный участник научно-технических программ: «Фундаментальные проблемы высоких технологий», одной из подпрограмм Президентской программы «Национальная технологическая база», Президентской программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997–2000 годы», председатель Координационного совета инновационной образовательной программы «Научное и кадровое обеспечение инновационного развития технических систем, объектов и технологий, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству, надежности и безопасности», являющейся приоритетным направлением в национальном проекте «Образование», руководитель Департамента «Передовые технологии в промышленности и образовании» кафедры ЮНЕСКО, председатель специализированного совета МГТУ имени Н.Э.Баумана, член специализированных советов ЦНПО «Вымпел», НПО «Антей», главный редактор журнала «Вестник МГТУ», член редколлегий ряда журналов, почётный доктор наук Университета Де Монтфорт (Великобритания).
Как и всякая творческая личность, ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана И.Б. Фёдоров имеет свое хобби. Игорь Борисович с детства увлекается поэзией А.С. Пушкина и блестяще знает не только все его произведения, но и истории их создания, многие факты из жизни великого поэта. Причем знает весьма профессионально, что он в очередной раз продемонстрировал в присутствии многочисленных сотрудников и студентов университета в июне 1999 года на вечере, посвященном 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Выступающий на этом вечере специалист по исследованию творчества А.С. Пушкина допустил неточность в изложении одного из эпизодов жизни великого поэта, на что сразу же отреагировал Игорь Борисович, уточнив рассматриваемый эпизод. К изумлению присутствующих, после некоторого замешательства выступающий согласился со своей оговоркой и поблагодарил И.Б. Фёдорова за уточнение.
Итак, длящийся десятилетиями спор между физиками и лириками о том, «нужна ли в космосе ветка сирени», получил столь неожиданное разрешение: ректор такого всемирно известного «ракетного колледжа», как МВТУ–МГТУ называли за рубежом с самого начала космической эры, знает творчество поэта лучше, чем литературоведы.
Живет и работает в Москве.