БОКОВ Всеволод Андреевич (1921–2007)
Герой Социалистического Труда, генерал-майор-инженер
Родился 8 февраля 1921 года в селе Новодмитриевка (ныне – Ивановского района Херсонской области Украины). Отец – Боков Андрей Ильич (1895–1984). Мать – Бокова (Шкодинская) Екатерина Фёдоровна (1896–1958). Супруга – Бокова (Павлова) Людмила Семёновна (1921–1987), педагог. Дочь – Свеженцева (Бокова) Нина Всеволодовна.
Еще в школьные годы у Всеволода Бокова проявилась любовь к технике, он мечтал стать инженером. Для него не составляло труда отремонтировать электропроводку, починить замок или часы-«ходики». Вопрос, куда идти учиться после окончания десятилетки, не стоял.
В 1938 году он поступил в Бежицкий машиностроительный институт. В начале войны институт эвакуировали в Нижний Тагил. Оттуда студента 4-го курса Бокова в апреле 1942 года призвали в армию и направили учиться в Артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского.
На факультете стрелкового вооружения группа бывших студентов обучалась по ускоренной программе, и в октябре 1943 года лейтенант Боков получил диплом инженера-механика. Очередной рапорт с просьбой послать на фронт ему вернули с резолюцией «Отказать» и дали понять, что победу приближают и успехи в тылу.
Служить Всеволода направили старшим техником военной приемки Главного артиллерийского управления. На заводах Наркомата вооружения В.А. Боков более двух лет контролировал качество выпускаемых пистолетов-пулеметов конструктора А.И. Судаева, танковых и ручных пулеметов конструктора В.А. Дегтярева. И первой его наградой стала медаль «За победу над Германией».
Вся дальнейшая служба молодого инженера оказалась тесно связанной с созданием ракетного щита Родины и освоением космоса. На Государственном центральном полигоне Капустин Яр Всеволод Боков на протяжении 9 лет участвовал в обеспечении летных испытаний первых советских баллистических ракет, выполняя обязанности старшего техника сборки, старшего инженера-испытателя, старшего офицера-испытателя, начальника группы, заместителя начальника отдела.
В период укомплектования штатов полигона Байконур, где планировалось проведение летных испытаний межконтинентальных ракет, подполковник В.А Боков предложил создать специальный отдел анализа летно-технических характеристик ракет. Эта инициатива обосновывалась возросшей сложностью систем автоматического регулирования работы агрегатов и автономного управления полетом. Предполагалось, что обработка и анализ информации, которая будет автоматически с борта летящей ракеты «сбрасываться» в единый центр, поможет быстро находить «болевые точки» в ее едином «организме». Такой отдел анализа был создан, и его начальником назначили инициатора предложения.
Правомерность существования новой структуры подтвердила сама жизнь. 15 мая 1957 года пуск первой межконтинентальной ракеты Р-7 закончился аварией. Отдел анализа подготовил доклад, который отразил хронологию работы всех систем ракеты в строгом соответствии с очередностью команд наземных и бортовых программно-временных механизмов. Такой подход позволил найти причину аварии. На заседании Государственной комиссии после доклада подполковника В.А. Бокова председательствующий предложил выступить главному конструктору С.П. Королёву. Сергей Павлович сказал: «Доклад достаточно полный, и к такому докладу мне добавить нечего». Аналогичные заявления сделали академики В.П. Глушко и Н.А. Пилюгин.
Так состоялся дебют отдела анализа. Подобные доклады стали нормой и делались по результатам всех последующих пусков ракет. Кроме того, сотрудники отдела постоянно участвовали в совместных с представителями промышленности разборах причин отказов и аварий ракет. По мере накопления статистики отдел анализа начал давать обоснованные предложения по повышению надежности отдельных систем ракеты. Так, например, изучение данных об аномально высокой или, наоборот, очень низкой температуре в хвостовых отсеках некоторых блоков в полете позволило прийти к выводу о недостаточной герметичности гидромагистралей. Организация разработчиков устранила этот дефект. Вместе с ростом авторитета отдела усложнялась оргтехника анализа, чаще использовались ЭВМ, увеличивалась численность его сотрудников. Вскоре подобные отделы были созданы на полигонах Капустин Яр и Плесецк.
Дата 4 октября 1957 года стала памятной для всех советских людей, но особенно для тех, кто трудился на полигоне Байконур. Все понимали особую значимость очередного запуска. В этот день советская ракета Р-7 вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли и ознаменовала начало эры покорения космического пространства.
По предложению президента Академии наук СССР М.В. Келдыша участие в этом запуске ряда специалистов полигона, в том числе подполковника В.А. Бокова, было отмечено присвоением ему ученой степени кандидата технических наук. Поздравляя его, Главком Ракетных войск стратегического назначения М.И. Неделин шутливо сказал: «Ну, главный «аварийщик», желаю новых успехов!».
Межконтинентальная ракета Р-7 после доработок была в 1960 году принята на вооружение. Конструкция оказалась столь добротной, что на ее базе создали целое семейство ракет-носителей, которые успешно трудятся более полувека в различных космических программах.
Начало новому поколению более мощных межконтинентальных ракет положило КБ главного конструктора М.К. Янгеля. Испытание этой ракеты круто изменило характер служебной деятельности подполковника Владислава Бокова. 24 октября 1960 года при подготовке первого пуска Р-16 случилась катастрофа, в которой погибли Главный маршал артиллерии М.И. Неделин и многие другие участники испытаний. Правительственная комиссия провела детальный разбор этой трагедии. Были приняты меры, в том числе и по укреплению кадрами управления полигона и испытательных частей. Подполковника В.А. Бокова назначили заместителем начальника полигона Байконур по научным опытно-испытательным работам. С присущей ему энергией и ответственностью он приступил к новым обязанностям.
В первую очередь были осуществлены мероприятия по повышению безопасности работ в ходе испытаний, резко сокращено число участников, выполняющих опасные операции, на пусковой площадке построили укрытия для личного состава. Делалось все, чтобы свести к минимуму потери людей при возникновении аварийных ситуаций, которые, увы, неизбежны при испытаниях любой сложной техники.
В новой должности Всеволод Андреевич стал участником еще одного исторического события – полета в космос 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарина. Подготовка к запуску ракеты-носителя корабля «Восток» проходила в строгой деловой обстановке. На стартовой площадке было немноголюдно, и все работы шли точно по графику, люди трудились собранно и внимательно. Главный конструктор С.П. Королёв решил подняться в лифте к кораблю. Его сопровождал полковник В.А. Боков.
Пуск прошел успешно, но все 108 минут полета Ю.А. Гагарина были полны тревожного и томительного ожидания. Напряжение спало лишь после сообщения о приземлении космонавта.
Большая группа ученых, конструкторов, инженеров-испытателей, работников промышленности и военнослужащих была отмечена государственными наградами. В июле 1961 года В.А. Боков был удостоен звания Героя Социалистического Труда «за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении полета советского человека в космическое пространство».
Этим событием завершилась служба полковника В.А. Бокова на космодроме, и в дальнейшем он почти 20 лет работал в Центральном аппарате; в Научно-техническом комитете Ракетных войск, был членом Секции прикладных проблем при президиуме Академии наук СССР, в Главном управлении космических средств Министерства обороны. В 1975 году ему присвоили воинское звание генерал-майора-инженера.
После выхода на пенсию в апреле 1980 года Всеволод Андреевич еще 8 лет трудился в издательстве «Машиностроение», был членом редколлегии труда «Оружие Победы».
В.А. Боков является автором более 40 изобретений и научно-исследовательских работ, членом авторских коллективов справочников по космической тематике. По совокупности работ ему присвоено ученое звание «старший научный сотрудник».
На заслуженном отдыхе, как и в далекие школьные годы, он любил «возиться с железками», своими руками ремонтировал старенькую «Волгу», с увлечением работал над мемуарами. В опубликованных воспоминаниях Всеволод Андреевич писал:
«Мне посчастливилось... непосредственно участвовать в летных испытаниях ракетных и космических комплексов. Счастьем было – величайшее удовлетворение от работы... в одной команде коллег-испытателей. Ведь именно работа инженера-испытателя на полигонах Капустин Яр и Байконур оставила самый яркий и благодарный след в памяти».
Наряду с золотой медалью «Серп и Молот» генерал-майор В.А. Боков награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» I и II степени, «Ветеран Вооруженных Сил СССР», юбилейными медалями.