КРУГЛОВ Юрий Георгиевич
Академик Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный деятель науки РФ, Международной премии имени М.А.Шолохова, доктор философских наук, профессор
Родился 15 июля 1944 года в поселке Рябинино Чердынского района Пермской области. Отец – Круглов Георгий Иванович (1911–1970 гг.), казак, по профессии – лесоруб, плотник. Мать – Круглова Эльза Васильевна (1926-2000 гг.), крестьянка. Супруга – Смирнова Татьяна Викторовна (1959 г. рожд.), декан факультета журналистики Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова, кандидат филологических наук, профессор. Сын – Круглов Олег Юрьевич (1979 г. рожд.), кандидат филологических наук, доцент.
Юрий Георгиевич Круглов родился в семье донского казака. В начале 1940-х годов его отец, репрессированный в 1937 году, был освобожден из-под стражи с переводом на поселение в большом поселке лесорубов: Рябинино. Валил на севере пермского края лес, а Эльза Васильевна была у Георгия Ивановича помощницей в этой далеко неженской работе. Свое детство Юрий Георгиевич считает счастливым: у него было все, «что полагалось для неизбалованных ребятишек послевоенных лет: школа, книги, друзья». Тем более что родители, казалось бы, жестоко пострадавшие в те лихие годы, достаточно мудро очень долго ничего не рассказывали сыну о маховике политических репрессий, под который они угодили. Кого только в Рябинино не было: татары и башкиры, немцы и евреи, украинцы и русские, но жили дружно. В поселке была неплохая школа, если учесть, что ребенок, не без влияния первых школьных наставников, стал запоем читать. Для впечатлительного по натуре мальчика знакомство со сказками, былинами, фантастикой Жюля Верна и приключенческими романами Майн Рида, открывавшими для него неизведанный мир, было сродни потрясению.
В 1957 году, после реабилитации Георгия Ивановича, семья возвратилась на его родину, в хутор Артановский Нехаевского района Волгоградской области. Год Юрий отучился в хуторской семилетней школе, а в 8 класс пошел уже в среднюю общеобразовательную школу в станице Нехаевской – в районе их было всего две. Добирался до неё, проделывая почти 18 километров: летом – пешком или на велосипеде, зимой – на лыжах, нередко приходилось оставаться в интернате, работавшем при школе. Это закаляло физически. А древние мудрецы не зря говорили, что в здоровом теле – здоровый дух, ясный и уравновешенный разум, способный развивать интеллектуальные, моральные и эстетические способности. Педагоги нехаевской школы обнаружили у паренька с хутора Артановского недюжинные гуманитарные дарования. Он неплохо учился, был грамотнее одноклассников, хорошо излагал мысли на письме, его сочинения были лучшими в классе. Как-то писал домашнее сочинение на свободную тему. Директор школы, преподававший литературу, и к тому же неплохой журналист, поставил ему за эту работу пятерку, сопроводив её многочисленными восклицательными знаками. Классный руководитель, было усомнившаяся в Юрином авторстве, затем попросила его прочитать сочинение вслух перед всем классом.
Учителя выделяли Юрия среди других школьников, и это не могло не сказаться на представлениях подростка о своей будущности: он хотел стать во что бы то ни стало журналистом, писателем. Начал печатался в районных газетах. Писал на самые разные темы заметки, очерки. Настоящим фурором для артановских хуторян стала, например, его статья о цыгане-кузнеце с добрыми словами в адрес представителя народности, подвергавшейся обычно негласному остракизму. Внимание взрослых, конкретная отдача от творчества, выражавшаяся в уважительном отношении, Юрию нравились, поднимали его в собственных глазах. В 11 классе он был уже твердо уверен, что не будет крестьянином, как его родители, кстати, сделавшие все, что было в их силах, чтобы сын мог полностью отдавать себя своему увлечению. Если бы не они, вспоминал позднее с благодарностью Юрий Георгиевич, ничего бы у него не вышло.
В 1962 году Юрий Круглов, получив аттестат зрелости, отправился покорять своим талантом Москву, в Московский государственный университет (МГУ) имени М.В.Ломоносова. Хотел поступить на факультет журналистики, но не вышло: у вчерашнего школьника не было двухлетнего трудового стажа, необходимого в те времена, чтобы учиться этой профессии, и документы у него не приняли. Для деревенского парня, смотревшего на мир широко открытыми глазами, это был удар. Справиться с ним помогла доктор филологических наук, профессор Э.А.Лазаревич, входившая в состав приемной комиссии. Она посоветовала ему пойти на филологический факультет, на отделение русского языка и литературы, где формировали группу из школьников. И он попал в неё: вступительные экзамены Юрий успешно выдержал даже при условии, что конкурс составлял 15 человек на место.
Воспоминания Юрия Георгиевича о времени учебы в университете овеяны ностальгией по молодости. Но студенческие годы были для него одновременно и стержнем, на который нанизывались все его дальнейшие профессиональные успехи, наиболее значимые события жизни. Именно тогда сформировались и в последующем получили развитие его основные жизненные и нравственные принципы. Непритязательный университетский интерьер: узенькие коридорчики, обшарпанные столы, потертые доски, колченогие стулья – зато прекрасная библиотека, и какие преподаватели! Они были настолько увлеченными людьми, что, делясь со студентами секретами своего предмета, порой переходили чуть ли не на восторженный шепот. Интерес к филологии подстегивал и поддерживал филолог и переводчик с мировым именем профессор П.Г. Богатырев, кстати, сделавший самый лучший, по оценкам специалистов, перевод романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». На первом курсе Юрий серьезно занялся древней русской литературой. Её вел профессор Н.К. Гудзий, умевший создавать атмосферу серьезного научного подхода к изучаемым темам и будивший у Юрия, как и другой профессор, Н.И. Либан, интерес к исследовательской работе. Свое первое самостоятельное исследование Юрий Круглов провел на первом курсе. Однажды Н.И. Либан поручил ему перевести с древнерусского на современный язык, как оказалось, самое «темное», на языке филологов, место из поэмы «Слово о полку Игореве». За две недели с увлечением перелопатил массу исторической литературы и поставленную задачу выполнил, предложив свою версию перевода. Интерес к научным изысканиям сохранится у Юрия Круглова на всю последующую жизнь.
Уже с первого курса в летние месяцы он ходил с товарищами в экспедиции по сбору фольклора. По происхождению не горожанин, Юрий прикипел к народной культуре с детства. Когда поступил на филологический факультет и понял, что фольклором занимаются немногие, взялся за него со свойственным молодости упрямством. Интерес к фольклору будила также прекрасная фольклористическая школа, которую возглавляли доктора филологических наук и профессора В.П. Аникин, заведующий кафедрой русского фольклора, и Н.И. Савушкина, известный фольклориста и популяризатора традиционной русской культуры. За пять лет прошел от Каргополя до Онеги, записывая ещё сохранявшийся в глубинке России устно-песенный фольклор. В частности, собрал прекрасный материал по свадебной поэзии в Вологодской области, о лидирующем там жанре свадебного фольклора – причитаниях. Последующая камеральная обработка результатов экспедиций, этнографический анализ были, по сути дела, настоящей научной работой. Причитания стали темой его дипломной работы, она была опубликована позднее в ежегоднике «Русский фольклор».
В 1967 году, после окончания университета, Ю.Г. Круглов попал по распределению в Целиноградский государственный педагогический институт имени С. Сейфуллина. Он становится педагогом, о чем никогда не мечтал ни в юности, ни в молодости. С этого момента вся его последующая жизнь окажется связанной с высшей школой. В Целинограде (ныне Астана, столица Казахстана) работал ассистентом, старшим преподавателем, заведующим кафедрой. Это был для него период обретения реальной самостоятельности. Он, уже в качестве преподавателя, учится строить отношения со студентами, почти своими ровесниками, с многоопытным профессорско-преподавательским составом, разрабатывает новые курсы, занимается кураторством. Это была прекрасная педагогическая школа. С 1969 по 1972 год Юрий Круглов обучается в очной аспирантуре МГУ под руководством профессора П.Г. Богатырева, по ее окончании возвращается на свое прежнее место работы в Целиноград. В 1973 году защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук, ставшую развитием темы свадебных причитаний. Докторскую диссертацию по специальности «Фольклористика» – она будет посвящена русским обрядам – защитит в 1985 году. В 1976 году он окончательно перебирается в Москву.
В столице Ю.Г. Круглов работал непродолжительное время в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1976 году его пригласили на должность инспектора в Министерство просвещения СССР. Курировал высшие педагогические учебные заведения, в основном в советских республиках: в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Таджикистане. Учил и учился сам. Из инспекционных поездок всегда привозил пищу для размышлений коллегии министерства, потому после прохождения кадровой ступеньки начальника отдела высшего педагогического образования вырос до заместителя начальника Управления учебных заведений. Последовательно накапливал интереснейший опыт организации педагогической работы, ставший серьёзной основой для успехов вскоре самого удачного со всех точек зрения и признанного в стране организатора высшего педагогического образования. В этот период времени он участвует в разработке новых поколений учебных планов, программ, учебной литературы для педагогических вузов. В 1985 году Ю.Г. Круглов был выдвинут на должность проректора по науке Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ), но вскоре перевелся в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) СССР, где проработал более года и приложил немало усилий для совершенствования тематики диссертаций в области языкознания. А в 1989 году, когда в силу перестроечных веяний в вузовскую практику был введен принцип выборности ректоров, коллектив МГЗПИ, по достоинству оценивший научный авторитет и компетентность Ю.Г. Круглова, вернул его в институт, избрав ректором. С той поры история этого учебного заведения окажется надолго связанной с его именем.
Проблемы подготовки специалистов высшей квалификации, педагогики высшей школы, разумеется, были для Ю.Г. Круглова не новы, но, только став ректором, он понял, насколько они серьезны. Время было трудное: перестройка, затем распад Советского Союза, вузы – фактически без финансирования. 24 января 1991 года по предложению тогдашнего министра просвещения Э.Д. Днепрова был создан Совет руководителей педагогических вузов России. Его членами стали ректоры ведущих педагогических вузов страны, представители Министерства образования и науки, а председателем – авторитетный среди коллег Ю.Г. Круглов. Совет участвовал в разработке стратегии развития системы педагогического образования; нормативно-правового обеспечения деятельности высшей школы, механизма экономического функционирования высших учебных заведений, совершенствования учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах. Его члены, сами по себе люди яркие, с четко выраженной социальной, гражданской позицией, объединившись, стали силой, с которой нельзя было не считаться, в том числе в Министерстве образования и науки. Огромная заслуга Совета и, безусловно, его председателя Ю.Г.Круглова состояла в том, что высшая педагогическая школа, в то время «совсем нищая и убогая», смогла поставить заслон непродуманным решениям, не дав им подмять положительный советский и российский педагогический опыт.
За время деятельности Ю.Г. Круглова на посту ректора прежний МГЗПИ превратился в крупный научно-методический центр, в университет: сначала педагогический, затем гуманитарный. Теперь – это Московский государственный гуманитарный университет (МГГУ) имени
М.А. Шолохова, флагман высшего педагогического образования России, ставший поистине детищем Ю.Г.Круглова, вложившего в его организацию и развитие не только все свои силы, весь свой опыт, но и душу. После превращения института в университет появилась возможность заняться подготовкой молодежи по непедагогическим, чисто университетским классическим специальностям: психологии, экологии, юриспруденции, журналистике и так далее. Тем не менее, Ю.Г. Круглов оставался и остается противником излишне поспешного превращения педагогических вузов в классические университеты.
МГГУ имеет мощный профессорско-преподавательский, научный, методический потенциал и издательскую систему, готовит кадры самой высшей квалификации. Это даже не столько учебное заведение, сколько крупный научно-методический и издательский центр. В университете более 35 тысяч слушателей, 50 кафедр. 70 процентов профессорско-преподавательского состава, насчитывающего 611 человек, имеют ученые степени и звания, в том числе, 4 члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), 5 академиков трех зарубежных академий, 22 общественных академий России, 104 профессора и доктора наук, 192 доцента, 306 кандидатов наук. В университете функционируют три межвузовских центра, есть свой собственный издательский центр «Альфа», восемь компьютерных классов, богатейшая библиотека. В МГГУ действуют солидные литературные объединения, много начинающих поэтов писателей, есть несколько членов Союза писателей СССР (России). Университет имеет тесные международные связи в научной и образовательной сферах, например, с Открытым университетом Израиля, Дюссельдорфским, Хагенским, Кельнским университетами Германии, университетами и колледжами Англии, Польши, Китая, а также с образовательными учреждениями ближнего зарубежья.
Ректорат под руководством Ю.Г. Круглова сумел расширить практически по всем направлениям деятельность кафедр и факультетов, проблематику научных исследований. В университете созданы комфортные условия для повышения качества общего и профессионального образования. Успешно осуществляется процесс создания научных школ, целенаправленно ведется подготовка молодых ученых, действуют восемь диссертационных советов. Серьезные научные исследования ведутся по всему спектру научных знаний. Но с учетом педагогического назначения вуза, важнейшим направлением в научно-исследовательской работе остается изучение передового опыта лучших школ и учителей, обеспечение модернизации образования. Исходя из специфики университета, крупные исследования ведутся, как правило, в университетских межвузовских центрах: в филологическом, которым руководит сам Ю.Г. Круглов, дистанционного и экологического образования, в Шолоховском центре, действующем, как и первый в Москве университетский музей М.А. Шолохова, с 2000 года, с момента присвоения МГГУ имени писателя. Университет активно участвует во всех российских и международных мероприятиях, связанных с творчеством писателя. В 2000 году в структуру университета вошел Институт информатизации образования (ИНИНФО), решающий задачи информатизации общего образования и подготовки педагогических кадров.
Новатор по характеру – Ю.Г. Круглов находится в постоянном поиске новых форм и методов воспитания будущих педагогов. Одной из них явилось привлечение к воспитательному процессу в вузе потенциала культурной элиты страны, людей, пользующихся всеобщим заслуженным авторитетом, не только профессиональным, но и нравственным. По инициативе Ю.Г. Круглова почетными профессорами МГГУ стал ряд выдающихся писателей России, М.Н. Алексеев, Ю.В. Бондарев, класс-музей которого открыт в университете, С.В. Викулов, Е.А. Исаев, А.В. Ларионов, С.В. Михалков, а также заслуженная артистка России И.И. Алферова, консультирующая студенческий театр «Диалог», в труппу которого не так-то просто попасть, генерал армии В.И. Варенников, космонавт Г.М. Стрекалов. Они проводят большую работу среди студентов, помогая воспитывать учителя-патриота, интеллигента России.
Научно-педагогическая деятельность академика Ю.Г. Круглова отличается разносторонностью интересов. Его труды по фольклористике и педагогике высшей школы хорошо известны учителям, писателям, ученым. Благодаря личному опыту фольклорных экспедиций он стал инициатором введения фольклорной практики в педагогических вузах. Продолжает активно участвовать в радикальном обновлении деятельности педагогических учебных заведений. Его работа является продолжением традиции русских ученых, посвятивших свой талант и заботы воспитанию научной смены. Академик руководит подготовкой аспирантов и докторантов, участвует в аттестации научных и научно-педагогических кадров. Под научным руководством Ю.Г. Круглова защищено 16 диссертаций, в том числе 9 – на соискание учёной степени доктора наук. Многие годы руководит докторскими диссертационными советами по филологии и педагогике.
Успех Ю.Г. Круглова как крупного организатора высшего педагогического образования в стране объясняется, прежде всего, целью, к которой он стремится. Она заключается в создании сбалансированной системы господствующих направлений фундаментальных и прикладных исследований, отвечающей современным мировым стандартам и реально существующим экономическим возможностям государства и университета. Его давняя идея – замкнуть по вертикали учреждения образования: детский сад–школа, педагогический колледж–университет–институт повышения квалификации.
Ю.Г. Круглов – крупнейший ученый-педагог, известный фольклорист, знаток отечественной словесности. В своих многочисленных работах по вопросам педагогики он исследует историю развития высшего педагогического образования, начиная с XVIII века, и взгляды на развитие высшего образования в России до 1917 года. Он – автор в общей сложности свыше 250 публикаций в периодической печати, массы учебно-методической литературы, в том числе комплекса учебных пособий по вузовскому курсу «Русское устное народное творчество», «Русский фольклор. Книга для учителя». Его перу принадлежат более 40 книг, среди них – несколько монографий по обрядовому фольклору («Русские обрядовые песни»), «Былины», Ю.Г.Круглов – инициатор, составитель и главный редактор 20-томной серии «Библиотека русского фольклора». В последние годы занимается изучением литературного процесса ХХ века, в том числе творчества М.А. Шолохова,
Ю.В. Бондарева, А.В. Ларионова. В отрицании поспешных и порой непродуманных, на его взгляд, реформ 1990-х годов он особенно сблизился с выдающимся русским писателем Ю.В. Бондаревым, в своё время совершившего, как известно, смелый гражданский поступок, отказавшись от государственной награды в силу несогласия с политикой прежнего руководителя страны Б.Н.Ельцина. Ю.Г. Круглов – главный редактор юбилейного издания Собрания сочинений М.А.Шолохова в 10 томах (2003-2005), был и остаётся последовательным и убеждённым борцом за доброе имя великого писателя, осквернённое так называемыми «антишолоховедами».
Ю.Г. Круглов – академик Российской академии образования, лауреат Международной премии имени М.А.Шолохова, премии Союза писателей России имени братьев Киреевских, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук. Он – член Международного сообщества писательских союзов, Союза писателей России.
Юрий Георгиевич пронес через всю свою жизнь увлечение обрядовой песней. Вечерами, выйдя из-за ректорского стола в любимом университете, требующем с его стороны огромных организаторских усилий, он садится за рабочий стол дома и предаётся своему не менее любимому делу – научным изысканиям, погружаясь в мир русского фольклора, изучением и собиранием которого он занимается и ныне.
Живет и работает в Москве.