БЕТЕЛИН Владимир Борисович
Научный руководитель ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН (Федеральное государственное учреждение «Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований РАН»), основатель и директор НИИСИ РАН (1989–2015), академик Российской академии наук, член Президиума Академии наук РФ, лауреат Государственной премии РФ, доктор физико-математических наук, профессор
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
(Книга "Академик В.Б.Бетелин")
Прадед Владимира Бетелина по материнской линии, Иван Петрович Третьяков, был известным купцом родом из Судиславля под Костромой. Владел домами в Костроме, в Москве на Ордынке; имел одиннадцать дочерей и двоих сыновей. В начале 1920-х годов одна из его внучек, Ольга Фёдоровна Красильникова, вышла замуж за Владимира Ивановича Козлова, окончившего в Варшаве ветеринарную академию. Родились две дочери — Муза и Тамара. После революции потомкам Третьякова стало опасно жить в Костроме, где их знал практически каждый. Козловы оказались в городе Кинешма Ивановской области, где Владимир Иванович устроился на работу ветеринарным врачом, а Ольга Фёдоровна — аптекарем.
Муза родилась в 1921 году. Окончив в Кинешме школу, поступила в Московский стоматологический институт, стала челюстно-лицевым хирургом. В начале войны работала в местном госпитале, а в 1942 году ее направили в Москву, в госпиталь на Хавской улице у Данилова монастыря. После войны она поступила в ординатуру, по завершении которой пришла на работу в 1-ю поликлинику Санитарного управления Кремля, затем — в спецполиклинику на улице Грановского. Была одним из стоматологов у Леонида Ильича Брежнева, других первых лиц государства. Проработала до 85 лет, да и потом продолжала дважды в неделю консультировать коллег. Первый ее сын, Владимир, родился 8 августа 1946 года в Кинешме. Своего отца он не запомнил. Инженер Борис Алексеевич Бетелин вошел в их семью в 1950 году.
Детство мальчик провел с овдовевшей бабушкой в Кинешме. После войны Ольгу Фёдоровну назначили заведующей аптекой. Первыми игрушками Володи стали щипцы, пробирки, медицинские приборы. Он безудержно начал читать беллетристику, часто — по ночам, с фонариком под одеялом. Бабушка приносила увлекательные книги, открывая внуку мир Джека Лондона, Жюля Верна, Дюма, Фейхтвангера, Толстого, Помяловского.
В 1955 году вся семья собралась в Мамонтовке под Москвой, затем переехала в Мытищи; в 1960 году у Володи появился брат Алексей. К 6-му классу Володя увлекся радиотехникой, собрал простейший радиоприемник и стал завсегдатаем магазина радиодеталей «Пионер» на улице Горького. Затем занялся химическими опытами, с взрывами и запусками простейших ракет, испытал восторг от первой сделанной термопары.
В подмосковной школе Володя учился с 3-го класса. Но интерес у него вызывали лишь сугубо практические задачи. Все изменилось, когда в 8-й класс к ним пришел Валера Лапко, обладавший математическим мышлением. Они сдружились. Но в следующем году Валера вернулся в свою 320-ю школу — там впервые набрали класс программистов-математиков.
В Володиной школе ориентировали учеников на рабочие специальности — токаря, фрезеровщика. Ему же это не вполне давалось. И однажды он взмолился, что хочет учиться в 320-й школе. К ноябрю вопрос удалось решить, помогли знакомые Музы Владимировны.
Новый класс был весьма силен. Доказывать учителям и в первую очередь математику Татьяне Максимовне Шлыковой, что он здесь не по знакомству, Володе пришлось всерьез. Все больший интерес у него начало вызывать программирование. Тем более что их класс курировался Институтом автоматики и телемеханики одной из ведущих организаций страны по этому профилю. Туда они ходили на занятия, на практику. От «общения» с самыми передовыми по тому времени машинами осталось много воспоминаний. Летом 1964 года Володя получил аттестат зрелости и свидетельство о получении специальности «программист».
Фильм «Девять дней одного года», создавший идеологию целого поколения, сыграл роль в выборе профессии: только Московский инженерно-физический институт. Однако в МИФИ документы не приняли из-за слабого зрения. Школьные учителя посоветовали идти на мехмат МГУ. Баллов не хватило на дневное отделение, но с теми же баллами Владимир легко стал студентом вечернего.
На факультете преподавали 12 академиков, уровень лекций и семинаров был высочайшим, уникальным. Особенно Владимир наслаждался свободой: экзамены и зачеты можно было сдавать досрочно. После 2-го курса, как хорошо успевавший студент, он перевелся на 2-й курс дневного отделения. Кроме учебы он занимался культурно-массовой работой, был в числе основателей мехматовского СТЭМа, организовывал концерты.
После получения диплома его собирались рекомендовать в аспирантуру мехмата, но ситуация зависла из-за нелепой истории: взял в комитете комсомола деньги на покупку гитары, не купил, деньги вернул, а расписку забрать забыл. За спиной пошли разговоры. Ему стало неприятно. Муза Владимировна была знакома с академиком АН СССР Михаилом Кузьмичом Янгелем, который и рекомендовал выпускника академику АН СССР Николаю Алексеевичу Пилюгину. Владимира «по распределению» взяли в НИИ автоматики и приборостроения (НИИАП), которым руководил Пилюгин. Там Бетелин проработал около года. Работа и машины были интересны, но хотелось большей самостоятельности.
Ректор МГУ академик АН СССР Иван Георгиевич Петровский запомнил перспективного студента еще на семинарах по искусственному интеллекту; через год пригласил его вернуться в alma-mater и сразу предложил заняться только что поступившей в университет машиной AСВТ M3000, а кроме этого, преподавать на мехмате информатику и программирование, вести семинары. Собственно, это и определило дальнейшую судьбу Бетелина. Приходилось исходить из имевшейся недостаточной техники, и, чтобы получить желаемое, самому подгонять, переписывать и писать заново программное обеспечение и компиляторы с Фортрана. Итогом послужили несколько «препринтов» с важнейшими достижениями.
В 1975 году Владимир Бетелин перешел в Институт прикладной математики Академии наук. Как он говорит, «хоть и ушел, но остался»: продолжил преподавать на мехмате.
В 1979 году ему вновь предложили вернуться на мехмат старшим научным сотрудником для постановки там курса программирования. Под его руководством были разработаны и внедрены в учебный процесс мехмата учебные компиляторы с расширенной диагностикой, язык диалогового общения со студентами, пакеты прикладных программ и диалоговые средства доступа к ним, позволявшие натренировать студентов на решение задач и уравнений. Это позволило сделать в университете автоматизированные практикумы по алгебре и теории вероятности.
В 1981 году Владимир Бетелин защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук с темой «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей».
Его научным руководителем стал заведующий отделом системного программирования Института прикладной математики АН СССР (ныне — имени М.В. Келдыша) Всеволод Серафимович Штаркман.
В конце 1970-х Владимир Бетелин с группой коллег стал сотрудничать по хоздоговору с заводом ЗИЛ. Именно там и тогда он разработал методологию и технологию создания программно-аппаратных комплексов машиностроительных систем автоматизированного программирования и соответствующие средства автоматизации программирования.
Огромное влияние на Владимира Борисовича оказало знакомство в начале 1980-х годов на семинарах в МГУ с выдающимся математиком, академиком Израилем Моисеевичем Гельфандом. Еще одним Учителем для Владимира Бетелина стал академик Евгений Павлович Велихов, начавший создавать в Академии наук отделение информатики и вычислительной техники. С этой целью он проводил семинары, приглашая на них перспективных молодых ученых.
В июне 1983 года на одном из таких семинаров Бетелин доложил о своих занятиях. Уже через неделю после первой встречи Велихов приехал на ЗИЛ, остался очень доволен увиденным и тут же решил, что необходимо создать Лабораторию машинной графики и САПР при Научном совете по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР.
Вскоре, в 1984 году, лаборатория начала работу. Заведующим стал Владимир Борисович. И тогда же на базе лаборатории и отдела главного конструктора ПО ЗИЛ был создан Научно-производственный центр по проблемам САПР в машиностроении.
В апреле 1985 года на ЗИЛ приехал Михаил Горбачёв. Ему доложили о планах развития предприятия и — в качестве одной из точек будущего роста завода — создании САПР. После визита перед руководством ЗИЛа и НПЦ была поставлена задача создать за 3 месяца программу глобальной компьютеризации конструкторских и технологических служб завода.
В июне 1986 года Бетелин защитил докторскую диссертацию на тему «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей в комплексной проблеме», став одним из первых в стране докторов наук, чья диссертация была полностью оформлена на ЭВМ и распечатана на принтере.
В том же году продолжателем начатого НПЦ дела стал Институт автоматизации проектирования (ИАП) АН СССР, созданный по инициативе Велихова на базе Лаборатории проблем машинной графики и подразделений НСК АН СССР. Владимир Бетелин стал заместителем директора по научной работе и главой Отделения проблем машинной графики и САПР.
В июле 1987 года в утвержденном Постановлением Правительства совместном проекте АН СССР и ЗИЛа с участием ГКНТ СССР по созданию производства станций научным руководителем работ по проблеме в целом был назначен академик Велихов, а головной организацией от АН СССР — ИАП. Бетелин стал ответственным исполнителем от ИАП.
В 1989 году академик Евгений Павлович Велихов предложил для дальнейшего развития этой работы на основе этого отделения создать Научно-исследовательский институт системных исследований АН СССР. Владимир Борисович Бетелин стал и.о. директора, а в 1990 году возглавил НИИСИ РАН.
К 1991 году благодаря его усилиям на ЗИЛе были созданы и внедрены основные программные компоненты машиностроительных систем автоматизированного программирования и семейство первых отечественных графических рабочих станций «Беста». С 1994 года под его руководством началась работа по созданию отечественных информационно-безопасных аппаратно-программных платформ «Багет».
Стараясь остановить уничтожение электронной отрасли в 1990-е годы, Владимир Борисович Бетелин вместе с генеральным директором воронежского СКТБ ЭС (Специализированное конструкторско-технологическое бюро электронных систем, бывшее НПО «Электроника») Иваном Егоровичем Лобовым создал гражданскую программу «RISC-технологии в России».
А затем при поддержке начальника вооружения ВС РФ генерала Анатолия Петровича Ситнова была сверстана Комплексно-целевая программа (КЦП) по обеспечению информационной безопасности и созданию универсального ряда вычислительной техники для Министерства обороны. Основная идея КЦП была взята из программы «RISC-технологии в России»: определить зарубежные прототипы, сделать на этих прототипах машину, отдать потребителю, а дальше поэтапно замещать их на отечественные. В программе должны были участвовать много предприятий, в кооперации составляющих замкнутый цикл производства от разработки до потребления с учетом снабжения и реализации. Головным исполнителем этой работы был назначен НИИСИ РАН, и, соответственно, Владимир Бетелин.
Так он вплотную подошел к идее создания минифаба — кластерной технологической линии для изготовления микропроцессоров и сложных СБИС. В 1997 году он возглавил Институт микротехнологий научного центра «Курчатовский институт», где и был вскоре запущен минифаб.
В мае 1997 года Владимир Борисович избран членом-корреспондентом РАН по Отделению информатики, вычислительной техники и автоматизации. А в мае 2003 года — действительным членом РАН по Отделению информационных технологий и вычислительных систем. При избрании были сложности.
Практические достижения номинанта не вписывались в парадигму чистой науки. Но решающую роль сыграли влияние академика Велихова и письмо в РАН академика Гельфанда, в котором Гельфанд указал академикам на научную сторону жизни Бетелина и его института.
В 2005 году В.Б. Бетелин был назначен вице-президентом Научного центра «Курчатовский институт».
В «нулевые» Владимир Борисович стал одним из научных идеологов создания и применения суперкомпьютерных технологий в гражданских отраслях промышленности. Именно его аналитические работы легли в обоснование необходимости развертывания этих работ на государственном уровне. Бетелин добился того, что в НТС ВПК в середине «нулевых» под его патронатом была создана рабочая группа для разработки концепции суперкомпьютерной программы.
В 2008 году друг и единомышленник Бетелина, директор НИИИС имени Ю.Е. Седакова Валентин Ефимович Костюков, стал директором РФЯЦ–ВНИИЭФ (Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики) в Сарове. Это позволило значительно усилить развитие суперкомпьютерного направления. В 2009 году по инициативе академика Велихова в рамках комиссии по информатизации Госсовета была создана Межведомственная рабочая группа по развитию индустрии суперкомпьютеров в РФ и их применению в промышленности. В ее состав вошел и академик Бетелин, который тогда же инициировал подготовку и в заметной степени сформулировал обращение к Президенту РФ, подписанное виднейшими учеными и промышленниками.
В июне 2010 года стартовал проект «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий» на 2010–2012 годы (в 2016 году принято решение о его возобновлении), утвержденный Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. В немалой мере это произошло благодаря деятельности академика Бетелина. В проекте приняли участие 47 виднейших российских производителей из Роскосмоса, Росатома, авиации, автопрома; Ленинградский, Нижегородский и другие университеты; многие организации Академии наук и академические институты. Владимир Борисович стал научным руководителем создания и применения суперкомпьютерных технологий в гражданских отраслях промышленности в РФЯЦ–ВНИИЭФ (головном исполнителе проекта). «Саровцы» видели основной целью создание машин высокой производительности. Но Владимир Бетелин убедил их, что нужно параллельно выпускать и суперЭВМ малого класса, и компактные суперЭВМ производительностью от терафлопс и выше. Это стало одним из наиболее важных и востребованных направлений.
Следующим его глобальным проектом стало широкое внедрение в нефтяную промышленность суперкомпьютерного моделирования. Понимая значимость проблемы, Владимир Борисович в течение многих лет пытался привлечь к ней внимание: писал в десятках печатных источников, выступал на десятках конференций и форумов, искал партнеров и добился революционных сдвигов. Началось сотрудничество с Сургутнефтегазом, АУ «НАЦ РН имени В.И. Шпильмана» (Автономное учреждение ХМАО — Югра «Научно-аналитический центр рационального недропользования») и Сургутским государственным университетом. Академик Бетелин стал советником ректора СурГУ по высокопроизводительной вычислительной технике и почетным профессором СурГУ.
В 2010 году Владимир Борисович Бетелин в соавторстве с академиком Велиховым и своим давним другом и коллегой Анатолием Георгиевичем Кушниренко выпустил книгу о необходимости восстановления в стране инженерной школы — «Промышленность, инновации, образование и наука в России» (М.: Наука, 2010).
Затем он увидел возможность осуществления этой идеи в Сургуте. Была принята разработанная под его руководством региональная целевая программа поддержки инженерных кадров РФ «Инженеры XXI века» на 2015–2018 годы. Исполнителями проекта стали НИИСИ РАН в лице академика Бетелина, МПГУ в лице давнего друга Бетелина, ректора МПГУ академика Алексея Львовича Семёнова, РФЯЦ–ВНИИЭФ в лице Валентина Ефимовича Костюкова. Научный руководитель проекта — Владимир Борисович Бетелин.
С подачи друга академика Бетелина, председателя совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) академика Владислава Яковлевича Панченко, в Сургуте создается производственный кластер по электронным аддитивным технологиям.
В 2015 году программа «Инженеры XXI века» вошла в Стратегию социально-экономического развития города до 2030 года и как основа — во все документы развития школьного образования. Тогда же губернатор ХМАО–Югра Наталья Владимировна Комарова издала распоряжение о строительстве в рамках программы в Сургуте инновационно-образовательного комплекса (кампус), до 2025 года в проект вкладывается 47,8 млрд руб.
В силу возрастного ценза, заданного ФАНО РФ после реформы РАН, 15 декабря 2015 года Владимир Борисович Бетелин оставил пост директора института и стал научным руководителем НИИСИ РАН. Он продолжает сохранять и развивать в своем выстоявшем в сложное время «очаге компетенции» теоретические исследования, практические достижения и слаженный коллектив энтузиастов.
В 2014 году Международный объединенный биографический центр выпустил в свет книгу «НИИСИ РАН: От «Бесты» до суперкомпьютера», в 2016 году — книгу «Академик В.Б. Бетелин». В процессе подготовки книг мы встречались с Владимиром Борисовичем в НИИСИ по субботам и воскресеньям. «Вопрос отдыха? — говорит он. — Отдыхает человек от того, что его утомляет. Не у каждого так получается, чтобы работа была смыслом и сутью жизни. Главное — найти эту точку приложения». Мы поинтересовались, остается ли время на увлечения. Владимир Борисович улыбнулся: «Всю жизнь непрерывно занимаюсь делом. Поэтому говорить о хобби не имеет смысла. Наверное, к нему имеет отношение лишь сохранившаяся с детства любовь к классической литературе — Достоевскому, Салтыкову-Щедрину, Толстому, к русской религиозной философии — Евгению Трубецкому, святителю Феофану Затворнику, авве Дорофею, с глубиной и многомерностью которой не может соперничать никакая другая».
Он сказал еще: «Я никогда не хотел быть собственником, владельцем заводов, газет, пароходов. Все же я всегда был государев человек, личный успех которого равнялся успеху государства. И основная моя внутренняя проблема в последние 20 лет в том, что я вижу: государством ныне более востребованы люди иные. У которых успех личный к успеху государственному отношения не имеет.
Но я для себя сформулировал: государство — это я. И все мы, кто занимается Делом, — и есть государство».
Академик РАН Владимир Борисович Бетелин — автор 111 научных работ, в том числе 10 монографий, и одного патента.
Он возглавляет секцию экспертной комиссии РАН по учебникам информатики и кафедру высокопроизводительных вычислений МГУ имени М.В. Ломоносова. Главный редактор журнала «Вестник кибернетики», БУВО ХМАО–Югра «Сургутский государственный университет». Почетный доктор Академического университета — научно-образовательного центра нанотехнологий РАН.
Он — лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Российской Федерации 2014 года в области науки и техники.
Награжден орденом Дружбы, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Член Президиума Российской академии наук, бюро Отделения нанотехнологий и информационных технологий Российской академии наук, Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, Научного совета при Совете безопасности РФ, секции Совета «Нанотехнологии и информационные технологии» по присуждению премий Правительства РФ, Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, Научно-технического совета Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Консультативного научного совета некоммерческой организации «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» («Сколково»), Экспертного совета города Сургута по вектору «Инновации» Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2030 года.